Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В педагогической практике на кафедре декоративно-прикладного искусства, факультета изобразительных искусств РГПУ им. А. И. Герцена коллаж обрёл качества одного из основных методов учебно-творческой работы студентов и стал эффективным методом обучения художников-педагогов. Анализ выпускных квалификационных работ (коллажей) показал динамику творческого развития студентов: появилась уверенность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историческое развитие коллажа как вида творчества в искусстве и нового метода в художественном образовании
    • 1. 1. Коллаж в декоративно-прикладном творчестве народов разных стран
    • 1. 2. Коллаж в творчестве профессиональных художников XX — XXI вв. (живопись, графика, театрально-декорационное искусство, костюм)
    • 1. 3. Предпосылки возникновения и использования коллажа в художественном образовании XX — XXI вв
  • Глава II. Теоретические аспекты коллажа: как самостоятельного произведения, способа работы в профессиональном искусстве и метода художественного образования
    • 2. 1. Классификация видов коллажа по материалам и способам создания произведения
    • 2. 2. Композиционные принципы создания коллажа как самостоятельного художественного произведения
    • 2. 3. Коллаж как метод обучения в художественном образовании (анализ учебных заданий-коллажей и его выразительные возможности)
  • Глава III. Коллаж как метод развития творческого потенциала студентов будущих художников-педагогов
    • 3. 1. Методика создания коллажа как учебного задания и как самостоятельного художественного произведения (этапы, способы, техники, приёмы)
    • 3. 2. Обоснование введения метода коллажа в учебные программы кафедры декоративно-прикладного искусства на факультете изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена
    • 3. 3. Определение динамики творческого развития студентов факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена на примере анализа

Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена исследованию проблемы обучения коллажу как методу творческой работы и как самостоятельному художественному произведению в специфических условиях образовательной деятельности художественных и педагогических вузов. Работа основана на изучении истории возникновения и развития коллажа как самостоятельного произведения (в народном декоративно-прикладном и профессиональном художественном творчестве) и как метода создания произведения.

Коллаж — сочетание разных материалов (бумага, текстиль, дерево, металл, стекло и т. д.), гармонично дополняющих друг друга, которые, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, образуют композиционное единство, выражающее образную идею художественного произведения.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования и повышения качества высшего педагогического образования в области декоративно-прикладного искусства и дизайна. Требования, предъявляемые к художнику-педагогу, — повышение творческой активности, воспитание готовности к решению неординарных задач, развитие композиционного и образно-пластического мышления — приобретают большую значимость в связи с введением третьего федерального государственного образовательного стандарта. Работа учителя на занятиях декоративно-прикладным и изобразительным творчеством требует постоянного поиска новых форм творческого взаимодействия с учениками. Достижению этой цели может результативно служить особый вид художественного творчества — коллаж.

Коллаж, как показывает практика, активно используется профессиональными художниками во многих видах декоративного творчества: как технический приём создания изобразительных и декоративных художественных произведений, профессиональный удобный метод быстрого эски-зирования при поиске композиционного решения картины, способ оформления общественных помещений (школ, детских учреждений и пр.), метод создания театральных декораций, проектирования костюма и многое другое.

Коллаж как самостоятельное художественное произведение обладает специфическими выразительными свойствами, а процесс его созданиямногими художественно развивающими, образовательными и воспитательными функциями, особенно в работе с детьми, школьниками, студентами.

Такие положительные особенности коллажа очевидны, но до сих пор нет научного исследования этого феномена с позиции искусствоведения и художественной педагогики, как нет и научно обоснованных учебных и методических пособий по преподаванию коллажа в детских учреждениях, средних специальных художественных училищах, художественных и педагогических вузах.

В этих условиях особую важность приобретает анализ коллажа как вида художественной деятельности в народном и декоративно-прикладном искусстве, профессиональной творческой деятельности и метода обучения в художественном образовании.

Состояние изученности проблемы характеризуется тем, что вопросы, затрагивающие феномен коллажа в художественном творчестве и образовании в той или иной степени отражены в трудах авторитетных искусствоведов, художников и педагогов:

— исследование проблем в области теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования осуществляли A.B. Бакушинский, В. В. Бабияк, Г. В. Беда, Э. М. Белютин, И. Иттен, В. С Кузин, Н. М. Молева, A.M. Родченко, С.О. Хан-Магомедов и др. В их работах проведён анализ методик и способов художественного образования классической академической школы рисования и «новой школы» — ВХУТЕМАСа и Баухауза, а также рассмотрены современные проблемы академического рисунка как основы профессиональной подготовки художника и художника-педагога;

— вопросы изобразительной композиции рассматривали М. В. Алпатов, И. Иттен, В. В. Кандинский, К. С. Малевич, В. И. Марков (В.-Г.-И. Мат-вейс) В. А. Фаворский, П. А. Флоренский. В их трудах описан авторский опыт построения композиции художественного произведения, проведено исследование формы, поверхности, плоскости и фактуры, взаимоотношений цвета, тона и формата в художественном произведении;

— опубликованы материалы: по история костюма (Р.В. Захаржевская, 2008), по «искусству варварского мира» (И.Д. Зильманович, 2005), по народному декоративно-прикладному искусству Крайнего Севера и Дальнего Востока (Н.И. Каплан, 1980), по современным афроамериканским квилтам (К. Мазлуми, 1998), по истории и технологии создания печворка и квилта (Б.-М. Штауб-Вахсмут, 2007). Указанные источники дают представление об использовании коллажа как метода работы с текстилем, кожей и мехом в декоративном творчестве разных народов и представляют коллаж как самостоятельное художественное произведение;

— исследования, посвящённые изучению художественных течений начала XX в., в которых коллаж является предметом изобразительного и декоративного искусства, опубликованы в монографиях и сборниках научных статей «Авангард — поставангард, модернизм — постмодернизм, проблема терминологии» (Е.А. Бобринская, 1985), «Русский авангард: границы искусства» (2006), «Русский Авангард 1910;1920х гг. в европейском контексте» (2000). «Бубновый валет, примитив и городской фольклор в московской живописи 1910;х годов» (Г.Г. Поспелов, 1990), Кубизм (А. Гентфюрер-Триер, 2005), Дадаизм (Дитмар Элгер, 2006);

— художественно-педагогические искания начала XX в.: сборники научных трудов «Русский авангард. Проблемы, репрезентации и интерпретации» (2001), «Русский авангард: личность и школа» (2003);

— иллюстрированные каталоги по теме «коллаж как самостоятельный вид творческой деятельности художников» важными явились следующие издания: «Коллаж в России» (2003), «Коллаж в России XX век» (2005), сборник научных статей «Русский авангард 1910;1920;х годов: проблема коллажа» (2005). В них представлен большой иллюстративный материал по творчеству разных художников, создающих коллажи как произведения искусства, и описан опыт современного искусствознания в области коллажа.

Анализ литературы показал, что наряду с глубокой проработанностью многих проблем, косвенно касающихся данной темы, коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога не был раньше предметом развёрнутого исследования и в настоящей диссертации рассматривается впервые.

Объект исследования — подготовка художника-педагога в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Предмет исследования — использование коллажа как вида художественного творчества в системе высшей профессиональной подготовки художника-педагога.

Цель исследования — обосновать и выявить педагогический потенциал метода коллажа и его художественно-выразительные возможности для творческого развития художника-педагога в системе его профессиональной подготовки.

Исходя из названной цели, были определены следующие задачи исследования:

— осуществить сбор и анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы по теме диссертации;

— определить состояние этого вида творческой деятельности в современном искусстве, выявив круг художников, работающих в области коллажа, и ознакомившись с их творчеством;

— выявить художественную специфику и классифицировать различные виды коллажа по материалам и техникам создания;

— проанализировать педагогические системы ВХУТЕМАСа и Баухауза как школ «нового художественного образования»;

— обосновать необходимость включения в учебный процесс педагогического вуза преподавание коллажа из различных материалов как эффективного метода художественно-творческого развития студентов;

— разработать методику преподавания коллажа для студентов художественного факультета педагогического вуза;

— проследить динамику развития творческой активности и композиционного мышления, формирования практических навыков и умений в работе над коллажем из различных материалов у студентов факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена.

Гипотеза исследования определяется рядом предположений:

— совершенствование высшего образования художников-педагогов в области декоративно-прикладного искусства и дизайна заключается в оптимизации приёмов работы над учебным заданием и самостоятельным художественным произведением;

— коллаж является актуальным, мобильным методом поиска композиции и образно-пластического языка произведения, а также способом создания самостоятельного художественного произведения и может способствовать творческому развитию студентов и улучшению их профессиональной подготовки как будущих педагогов-художников.

Методология исследования построена на принципе комплексного использования материалов различных научных дисциплин искусствоведения, педагогики и методологии высшего художественного образования.

В работе применялись следующие методы исследования:

— источниковедческий анализ позволил определить направление и степень разработанности темы;

— метод историко-культурного анализа позволил проследить развитие коллажа как вида творческой деятельности разных народов;

— искусствоведческий анализ применялся при изучении авторских коллажей как произведений искусства;

— типологический метод применялся при классификации коллажей по видам, техникам, материалам, композиционным приёмам;

— сравнительный анализ применялся при исследовании разных педагогических систем;

— метод теоретического и методического моделирования применялся при создании учебных программ по дисциплинам: «декоративная колористическая композиция», «коллаж из текстильных материалов».

Положения, выносимые па защиту:

— коллаж — профессиональный, творчески активный метод работы, включая эскизирование и создание коллажа как самостоятельного произведения и обучения художника-педагога;

— коллаж — эффективный метод обучения студентов декоративной колористической композиции, умениям и навыкам работы с различными материалами, способу быстрого эскизирования;

— разработанные диссертантом программы и методики обучения студентов коллажу позволяют активизировать их творческие способности.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые:

— предметом специального изучения стал методико-педагогический (образовательный) потенциал коллажа как средства подготовки художника-педагога;

— обоснована необходимость включения коллажа в систему нового художественного образования;

— выявлено воспитательное и образовательное значение коллажа в творческом развитии студентов художественных и педагогических вузов;

— прослежен исторический путь развития коллажа в декоративно-прикладном творчестве народов разных стран и в профессиональном изобразительном искусстве;

— проведена классификация видов коллажей по материалам и способам создания произведения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— сформулировано определение коллажа как эффективного метода обучения студентов — будущих художников-педагогов;

— выявлены специфические художественно-выразительные возможности коллажа как метода создания художественных произведений (учебных и творческих работ студентов);

— материалы диссертации и разработанные программы учебных дисциплин «декоративная колористическая композиция» и «коллаж из текстильных материалов» могут служить основой для дальнейших научно-педагогических исследований видов коллажей как самостоятельных произведений и анализа методов обучения в художественном образовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены:

— в практике преподавания дисциплин художественно-практического цикла по специальностям «живопись», «графика», «композиция в ДЛИ и дизайне» как в художественных, так и в педагогических вузах;

— в практике преподавания художественных дисциплин в системе среднего специального образования;

— в организации педагогической деятельности детских творческих коллективов (художественных школ, домов творчества, студий, кружков);

— в качестве методических рекомендаций для профессионального и самодеятельного художественного творчества.

Рекомендации по применению результатов исследования. Материалы диссертации могут быть применены в педагогической практике учителей общеобразовательных и художественных школ, преподавателей художественных и педагогических вузов, в работе курсов повышения квалификации педагогов-художников, в исследовательской, издательской и выставочной деятельности музейных работников.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплексного метода исследований, адекватностью его объекту, предмету, целям и задачам, а также корректным использованием данных педагогических исследований по проблеме диссертации, тщательным и многоаспектным анализом фактического материала, полученного в ходе исследовательской работы.

Опытно-экспериментальная база исследования — кафедра декоративно-прикладного искусства (далее ДЛИ) факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, студенты (бакалавры и специалисты 4 и 5 курсовмагистранты 1 и 2 курсов) профилей «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн и компьютерная графика» (более 500 человек).

Этапы эксперимента:

I этап (2002;2005) — исследование существующих программ подготовки художника-педагога. Уточнение специфики задач и методов работы с коллажем на разных учебных курсах и уровнях, введение коллажа как нового технического и композиционного приёма для художественного творчества в учебный процесс на факультете изобразительного искусства. Разработка и апробация авторской программы на кафедре декоративно-прикладного искусства РГПУ им. А. И. Герцена «Коллаж из текстильных материалов».

II этап (2005;2008) — создание и апробация специализированных занятий коллажем со студентами. разных профилей: «Дизайн и компьютерная графика», «Декоративно-прикладное искусство», «Изобразительное искусство», разработка и апробация авторской программы «Декоративная колористическая композиция» для профиля «Декоративно-прикладное искусство» и магистерских программ профилей «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн и компьютерная графика».

III этап (2008;2011) — научно-методическое обоснование преподавания коллажа на факультете изобразительного искусства педагогического вуза, написание диссертации «Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога».

Апробация результатов.

Основные положения диссертации изложены в 10 публикациях, из них 2 — в утверждённых ВАК сборниках (4,3 п.л.), а также представлены в форме докладов на пяти научных конференциях:

1. «Традиции и инновации в преподавании художественного текстиля». Российская научно-практическая конференция: «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании». -Санкт-Петербург, 2008.

2. «Фактура в коллаже как тема занятий по композиции на факультете изобразительного искусства в РГПУ им. А.И. Герцена». Международная научно-практическая конференция: «Искусство и диалог культур — II». -Санкт-Петербург, 2008.

3. «Элементы декора костюмов народов Севера в контексте современного декоративного искусства (текстиль)». Межвузовская научно-практическая конференция: «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке».- Санкт-Петербург, 2009.

4. «Лоскутная мозаика — искусство народов мира». Международная научно-практическая конференция: «Искусство и диалог культур — III «. -Санкт-Петербург, 2009.

5. «Коллаж из бумаги как один из методов работы по дисциплине «Декоративная живописная композиция». Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодёжи. -Санкт-Петербург, 2010.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения, списка литературы (248 наименований) и трёх приложений (1 — Классификация коллажей-произведений, созданных студентами факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена в качестве ВКР (2003;2010). 2 -Глоссарий. 3 — Альбом иллюстраций коллажей-произведений.). Объём основного текста — 193 страницы.

Заключение

.

Проведённые историко-искусствоведческий анализ коллажа как самостоятельного произведения, как метода работы и метода обучения, комплексный педагогический эксперимент, анализ ВКР (коллажей) и обоснования введения коллажа в авторские программы кафедры декоративно-прикладного искусства факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена показал:

1. Искусство коллажа имеет большую историю, определённую специфику создания и было освоено многими народами мира принадлежавшими к разным культурам.

2. Коллаж и сегодня является экспериментальным, творческим методом работы профессиональных художников в живописи, графике, декоративном, театрально-декорационном искусстве и в дизайне одежды.

3. Возникновение коллажа как одного из наиболее действенных методов обучения и творчества в XX в. в России и зарубежом было закономерным.

4. Сегодня термин коллаж принимается как условный, лишённый своего единственного прочтения, включающий в себя все возможные варианты работы с плоскостью, на плоскости, позволяющие выйти за её пределы в пространство к объекту. Коллаж может быть классифицирован по материалам, техникам, композициям и приёмам выполнения художественного произведения.

5. Мобильность и технологическая лёгкость создания коллажей-эскизов позволяет использовать коллаж как метод быстрого эскизирования в обучении студентов.

6. Анализ пропедевтического курса основных учебных заведений начала ХХв. (Баухауза и ВХУТЕМАСа) показал, что по своей содержательности эти программы могут служить фундаментом для новых поисков и развития методики художественного образования, в частности — по работе с коллажем, который как вид творческой деятельности имеет особенные технические и выразительные возможности, позволяющие создавать новые неповторимые произведения искусства.

7. Педагогическая практика кафедры ДЛИ РГПУ им. А. И. Герцена показала, что коллаж — один из действенных методов обучения и творчества: как способ быстрого эскизирования, как самостоятельное художественное произведение и как учебное задание, имеет определённые этапы, методы, способы и приёмы создания.

8. В педагогической практике на кафедре декоративно-прикладного искусства, факультета изобразительных искусств РГПУ им. А. И. Герцена коллаж обрёл качества одного из основных методов учебно-творческой работы студентов и стал эффективным методом обучения художников-педагогов. Анализ выпускных квалификационных работ (коллажей) показал динамику творческого развития студентов: появилась уверенность в композиционном построении работувеличилась и стала разнообразной палитра материалов, используемых студентамиусложнились технологии и приёмы работы с различными материаламиработы студентов стали конкурентоспособными на художественных выставках-конкурсах и высоко оцениваются независимыми экспертами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авангард — поставангард, модернизм — постмодернизм: проблема терминологии // Вопросы искусствознания. Вып. 1−2. — М., 1995. — С. 4283.
  2. Авангард и театр, 1910−1920-х гг./сборник статей. Рос. акад. Наук. -М.: Наука, 2008. 686с.
  3. Авангард и традиции русской печатной графики: кат выст./сост. Г. Ю. Ершов, H.H. Школьный. Л.: Гос. Публ. б-ка, 1990. — 40с., 1. л. Прил.: ил.
  4. Авангард, остановленный на бегу. Альбом / авт. ст. С. М. Турутина, А. Б. Лошеньков, С. П. Дьяченко. Л.: «Аврора», 1989. — 144 е.: ил.
  5. А. Каталог выставки произведений. Вст. ст. Е. Ковтуна. -Л.: «Художник РСФСР», 1984. 51 с. ил.
  6. Н. Коллаж прежде и теперь.// Коллаж в России. Каталог выставки. М.: Виртуальная галерея, 2003. 71с.: ил.
  7. И. Взаимодействие теоретико-методического и личностного в художественной педагогике первой трети XX века.// Русский Авангард Личность и школа. Сборник по материалам конференции. СПб: Palase Editions, 2003. — с.154−161 из 191с.: ил.
  8. В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений (серия «Психология и культура»).- СПб: Изд. ДНК, 2001. 200 с.
  9. М.В. Матисс. М.: «Искусство», 1969. -105с. с ил- 23 л. ил.
  10. М.В. Содоклад об искусствоведении и художественной критике (на первом съезде советских художников) М., 1957.
  11. М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М.: «Советский художник», 1979. — 287 с.
  12. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие
  13. Под ред. Н. А. Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005. 551 е., ил.174
  14. Е. Гений Тимура./Пространство Тимура. Петербургс/
  15. Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова. СПб: Санкт-Петербург, 2008. -С. 54−68.
  16. Е. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. СПб: «АРКА», 2010.-28с.: ил.
  17. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392с.
  18. Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. -М.: Прометей, 1994. 352с.
  19. В.Р. «Конкретная эстетика» А. Гильдебрандта в художественной культуре рубежа XIX—XX вв./ Эстетика и жизнь. М.: «Искусство», 1982.-С. 226−257.
  20. В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в. М.: «Советский художник», 1987. — 230 е.: ил.
  21. В. В. Русский учебный рисунок. Петербург, акад. худож. шк. конца XVIII начала XX века, учеб.-метод. пособие по направлению 540 700 Худож. образование для пед. вузов. — СПб: «Гиппократ», 2004. -296 е.: ил.
  22. . История истории искусства: От Вазари до наших дней. -М.: Прогресс Культура, 1994.-528с.
  23. A.B. Искусство в трудовой школе. / Сб. статей вст. ст. A.B. Бакушинского. М.: «Новая Москва», 1926. — 172 е.: ил.
  24. A.B. Исследования и статьи. Изобр. искусствовед, тр. / Авт. вст. ст. И. А. Либерфорт и др. М.: Сов. Художник, 1981. — 351с.
  25. Д. Парад народов. Каталог выставки. Китай, 2006. 136с.
  26. И. Костюм как шутка, игра, каламбур. // Декоративное искусство № 4 (365). М.: «Советский художник», 1988. — С. 48−49.
  27. JI. Искусствоведение и культурология // Пристрастия: Избр. эссе и статьи о культуре. Изд. 2-е. М.: РГГУ, 2002. — С.249−255.
  28. Е. Киноафиша. // Декоративное искусство № 10 (359). -М.: «Советский художник», 1987. С. 24−25.
  29. Г. В. Вопросы педагогики художественных дисциплин. СПб Научн. тр./ Кубан. Гос. ун-т. Редкол.: Беда Г. В. (отв. ред.) и др. — Краснодар: Кубань. Ун-т, 1982. — 148с.
  30. Г. В. Вопросы теории и методики преподавания изобразительной грамоты Сб. статей под ред. Г. В. Беда. Краснодар, 1963. — 97с.
  31. К.В. Коллаж творческий метод художников XX в. // Русский Авангард 1910−1920х годов, проблема коллажа. — М.: Наука, 2005. -332−344 с.
  32. Бейкер Монтано Дж. Crazy квилт, или «сумасшедший лоскуток»: Практическое руководство. (Секреты мастерства). Пер. с англ. М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. — 80с.: ил.
  33. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания. Вып. 2. М., 1996. — 521−559 с.
  34. Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: «Советская Россия», 1961.-231с.
  35. Берже Лиза. Пэчворк. Шьём из лоскутов. / Пер. с англ. М.: ЗАО «БММ», 2008. — 152с.: ил.
  36. Д. Коллаж «Про коллаж» (к феноменологии коллажа). // Коллаж в России XX век. СПб: Palace Editions, 2005. — С. 15−27.
  37. Е. Коллаж в XX веке // Коллаж в Росси XX век. Альманах. Вып. 126. СПб: Palace Editions, 2005. — С. 7−13.
  38. Бригитта Марина Штауб-Вахсмут. ПЭЧВОРК И КВИЛТ. М.: Про-физдат, 2007. — 80с.: ил.
  39. А.К. Коллаж как метод творческой работы в системе вузовской подготовки художника-педагога. / Научно-теоретический журнал «Среда. Общество. Развитие». № 4 (17). СПб: ЦНИТ «Астерион», 2010. -С.128−131.
  40. А.К. Лоскутная мозаика искусство народов мира. Искусство и диалог культур. II международная научно-практическая конференция. Сборник научных трудов. Вып. 2.Научн. ред. Доктор пед. наук, профессор С. В. Анчуков. — СПб., 2009. — С.130−138.
  41. А.К. Методико-педагогические аспекты преподавания коллажа в художественном образовании в XX веке. / «Научные проблемы гуманитарных исследований». Выпуск 11: Научно-теоретический журнал. -Пятигорск, 2010.-С. 104−111.
  42. А.К. Поиск новых методов художественного образования в России на рубеже XIX XX веков. Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. XII: Сборник трудов / Рос. Гос. пед. ун-т им. А.И.
  43. Герцена- Научн. ред. канд. искусствовед., проф. H.H. Громов. СПб, 2010. — С.35−44.
  44. Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб: МИФРИЛ, 1994. — 428с.
  45. Н. и др. Театральная бутафория Учебное пособие для театр, худож.-технич. училищ / под ред. И. Я. Гремиславского. М.: Искусство, 1952.- 184с.: ил.
  46. В.Г., Лукина Н. Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. СПб.: Азбука — классика, 2005. — 320 с.
  47. Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века. Из наследия Петербургских мастеров. Л.: «Художник РСФСР», 1984.- 188 е.: ил.
  48. Во дворцах и в шатрах. Исламский мир от Китая до Европы // Каталог выставки. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2008. 432 е.: ил.
  49. Л. Игра с формой. // Коллаж в Росси XX век. Альманах. Вып. 126. СПб: Palace Editions, 2005. С. 29−35.
  50. В. Народный костюм на сцене. Подлинность традиции или помпезность ситуации. // Декоративное искусство СССР № 9 (358). -М.: «Советский художник», 1987.-С. 33−36.
  51. Всё о декупаже: техники и изделия / под ред. М. Лупато, В. Страбел-ло, Дж. Кристианини: Пер. с итал. М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2009. — 128 е.: ил.
  52. Л.С. Психология искусства. Ростов Н/Д.: Феникс, 1998. -480 с.
  53. А.Г. Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. — 863с.
  54. Гентфюрер-Триер Анна. Кубизм. М.: «АРТ-РОДНИК», 2005. — 96 с: ил.
  55. Ю. Игорь Макаревич как монументалист. // Декоративное искусство СССР № 2 (387). М.: «Советский художник», 1990. — С. 7−9.
  56. А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей- Пер. Н. Б. Розенфельда и В. А. Фаворского. М.: «Муса-тет», 1914. 196с. с ил.
  57. Л.М. Костюм средневекового Запада. М.: «Гитис», 2000. -231 с.
  58. К.В. Театральный костюм Кн. 2./ под ред. Т. П. Баженова.- М.: Союз театральных деятелей, 1987. 351 е.: ил.
  59. К.В., Гутина Е. А. Театральный костюм. Женский костюм Кн. 1. — М.: Всероссийское театральное общество, 1976. — 310 е.: ил.
  60. Г. Театр по Малевичу. // Декоративное искусство СССР № 11 (384). М.: «Советский художник», 1989. — С. 42−45.
  61. Л. Художники ленинградского андеграунда. Биографический словарь. СПб Искусство Санкт-Петербург, 2007. — 319 с.
  62. Н. «Цветная клей». // Творчество № 5. М.: «Советский художник», 1989. — С. 28−29.
  63. М.В. Художник в театре начала XX века. М.: Наука, 1999.- 150 е.: ил.
  64. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.- М.: Изд. «Русский язык», 1998.
  65. С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя 2-е изд. СПб: Амфора, 2006. — 203, [3] е.: ил.
  66. Декоративно-прикладное искусство казанских татар Альбом / авт. ст. Г. Ф. Валеева-Сулейманова, Р. Г. Шагеева. М.: «Советский художник», 1990.-215 е.: ил.
  67. Л.Ф. Лоскутная мозаика. М.: Интербук-бизнес, 2005. -109 с.
  68. Джон Крилл. Английская художественная бумага пер. Елены Хрущёвой. // Декоративное искусство № 6 (379). М.: «Советский художник», 1989.-С. 39−40.
  69. Джудит Ротшильд / Альманах. Вып. 27. СПб: Palace Editions, 2002. — 160 е.: цв. ил.
  70. Дизайн в системе культуры: Материалы совещ. март 1982 г. / под ред. С.О. Хан-Магомедова. -М.: ВНИИТЭ, 1982. 71с.
  71. Дитмар Элгер, Ута Гросеник (редактор). Абстрактное искусство, пер. с англ., М.: АРТ-РОДНИК, 2006. — 96с.: ил.
  72. Дитмар Элгер, Ута Гросеник (редактор). Дадаизм, пер. с англ., М.: АРТ-РОДНИК, 2009. — 96с.: ил.
  73. H.A. Пикассо. М.: «Наука», 1971. — 127с.: ил.
  74. В.Б. Теория метода в педагогике. Ленинград, 1989. — 50с.
  75. В.Б. Педагогический метод. СПб: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1995. — 338с.
  76. В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. -СПб: Образование, 1992. 119с.
  77. Н.П. МОБ. Авангард и театр, 1910−1920-х гг.// сборник статей. Рос. Акад. Наук. М.: Наука, 2008 — С. 108−194.
  78. Ю.Г. Рыцарский зал. СПб: Государственный Эрмитаж, 2007. — 56 е.: ил.
  79. А.К., Никитина E.H. Чукотское и эскимосское искусство из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Альбом. Л.: «Художник РСФСР», 1981. — 179 е.: ил.
  80. В.И., Пивоваров Л. В. Зримая сущность. Визуальное мышление в изобразительном искусстве. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991.-284с.
  81. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. Р. Атаханов. 6-е изд. стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.-208с.
  82. Заинчевская (Марочкина) А. Н. Неизвестная Ермолаева (К истории эскизов к пьесе К. Ляндау «Как огородник двух министров обманул и на царевне женился»).// Авангард и театр, 1910−1920-х гг./сборник статей. Рос. акад. Наук. М.: Наука, 2008 — С. 482- 497.
  83. Западное искусство ХХв. Проблема развития Западного искусства ХХв. СПб: Дмитрий Буланин, 2001. — 376с.
  84. Р.В. История костюма. От античности до современности. М.: РИПОЛ классик, 2008. — 288 е.: ил.
  85. К. А.Кручёных как художник. // Куранты № 3−4,1919. -С. 14−20.
  86. Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. СПб.: Аксиома, Издатель А. Наследников, 2000. — 272с.
  87. И. Искусство варварского мира. СПб: Государственный Эрмитаж, 2005. 35 е.: ил.
  88. . Такого, как ты, больше нет нигде на свете. // Декоративное искусство СССР № 9 (370). М.: «Советский художник», 1988. — С. 31−36.
  89. Е. А. Маски М. Ларионова и Н. Гончаровой. // Авангард и театр, 1910−1920-х гг./сборник статей. Рос. Акад. Наук. М.: Наука, 2008 -С. 443−454.
  90. Институт художественной культуры. Информация отд. ИНХУКа.// Русское искусство. 1923. № 2−3. С. 85−88.
  91. Иоханнес Иттен Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. -М.: Издатель Д. Аронов, 2008. 136 е.: ил.
  92. Иоханнес Иттен Искусство цвета. М.: Издатель Д. Аронов, 2008. — 96с.: ил.
  93. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России XIX—XX вв.: Хрестоматия для студентов пед. вузов и учителей / Рос. пед. ун-тет им. А.И. Герцена- Сост. И авт. предисл. М. А. Верб. СПб: Образование, 1995.-293с.
  94. Искусство Нового времени: опыт культурологического анализа. -СПб: Алетейя, 2000. 308с.
  95. История европейского искусствознания: вторая половина XIX начало XX в./ Отв. ред. Б. Р. Виппер, Т. Н. Ливанова. Кн. 1−2. -М., 1969.
  96. Йожеф Вадаш. Ласло Мохой-Надь. Апостол прекрасного в технике. // Интерпрессграфика № 2. Будапешт, 1987. — С. 10−17.
  97. О. Горящие знамёна Владислава Хасиора. // Декоративное искусство № 6 (37). М.: «Советский художник», 1989. — С. 42−45.
  98. Л.В. Психологизм, выразительность. // Творчество № 3. — М.: «Советскийхудожник», 1964.-С. 12−13.
  99. М.С. Искусство в системе культуры // Советское искусство-знание'78. Вып. 2. -М.: Советский художник, 1979. С. 239−273.
  100. М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  101. М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997.-205с.
  102. Н.М. Народный костюм. М.: «СВАРОГ и К», 2002. -374 е.: ил.
  103. В. Точка и линия на плоскости. СПб: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 240 с.
  104. В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2-х т. -М.: Гилея, 2001. Т.1 390 е., ил.- Т.2 — 342 е., ил.
  105. Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: «Просвещение», 1980. — 126 е.: ил.183
  106. И. Ученики учеников. Пространство Стерлигова. СПб: ООО «П.Р.П.», 2001. — 208с.: ил.
  107. JI. Абстрактное искусство Москвы 1950-х 2000. Абстракция в России XX век // Альманах. — Вып. 17. — СПб: Palace Editions, 2001. Т.2.-С. 17−25.
  108. Клаус Хонер. Поп-рат, пер. с нем. М.: «АРТ-РОДНИК», 2008. -96 е.: ил.
  109. И.В. Мой путь в искусстве. Воспоминания, статьи, дневники. М.: RA. Лит. худож. Агентство «Русский Авангард», 1999. — 559 е.: ил.
  110. Н. «Движение жизнь». Матюшин и его теория пространства и цвета. // Творчество, 1989 № 6. С. 13−15.
  111. Н. «Стряпня материалами» или несколько слов по поводу экспозиции и издания. // Коллаж в России XX век./ Альманах. Вып. 129. СПб: Palace Editions, 2005. С. 43−47
  112. Т. Энциклопедия Русского авангарда. Минск: «Эконом-пресс», 2003.-415с.
  113. B.C. Вопросы изобразительного искусства. М.: «Просвещение», 1971.- 144с.
  114. А.Н. «История дизайна. Учебное пособие». М.: Гарда-рики, 2006. — 303 с.
  115. А.Н. Основные тенденции в развитии советского художественного конструирования в 20−30-х гг.// Автореферат на соискании учёной степени кандидата искусствоведения (специальность 17.00.06 -Техническая эстетика). М., 1993. — 29с.
  116. А.Н. Пропедевтическая дисциплина «Графика»: ВХУТЕМАС. 1920−1922. // Техническая эстетика, 1984. № 7. С.16−21.
  117. А.Н. Ракурсы Родченко. М.: Искусство, 1992. — 222с.: ил.
  118. Е.А. Материал и фактура в коллаже. // Русский Авангард 1910−1920х годов. Проблемы коллажа. М: «Наука», 2005. — С. 316 331.
  119. В.Н. О методологии современного искусствознания. // Советское искусствознание'77/2. М.: «Советский художник», 1978. — С. 311−316.
  120. Г. К. В мастерской Л. Кабачека. // Художники Ленинграда, 1963. С.11−13.
  121. Г. К. Кабачек Леонид Васильевич. — Л.: «Художник РСФСР», 1963.-53с.: ил.
  122. . Монтаж театральных постановок в Москве. // Русское искусство. 1923. № 2−3. -С. 49−56.
  123. Ю.М. Об искусстве. — СПб: Искусство-СПБ, 2000. 704 с.
  124. Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Сост. Р. Г. Григорьева, предисл. С. М. Даниэля — СПб: Академический проект. (Серия «Мир искусства»), 2002.-554с.
  125. Е.П., Сарабьянов Д. В., Кабакова Е. П., Фомина H.H., Хан-Магомедов В.Д., Савенкова Л. Г., Аверьянова Г. И. Мировая художественная культура XX век. Изобразительное искусство и дизайн. СПб: Питер, 2007.-445 е.: ил.
  126. Люсиль Туми. ФАНТАЗИИ ИЗ ТКАНИ. Вышивка. Вязание. Шитьё, Аппликация. Рисунок по ткани / пер. с англ. М.: «Контэнт», 2008. — 112 е.: ил.
  127. Магдалена Дросте. Баухауз 1919 1933. Реформа и авангард. — М.: АРТ-РОДНИК, 2008. — 96 е.: ил.
  128. Г. К. Мис ван дер Роэ. М.: «Стройиздат», 1969. — 256с.: ил.
  129. К. Чёрный квадрат. СПб: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 288 с.
  130. Малевич. Художник и теоретик: Альбом/ авт.ст. E.H. Петрова и др. -М.: Сов. Художник, 1990. -240с.: ил., цв.ил.
  131. B.C. Жанры искусства в свете их сущности. // Советское искусствознание. № 20. М.: «Советский художник», 1986. — С. 196−227.
  132. В. Фактура. М.: «Издательство В. Шевчук», 2002. — 68с.
  133. Марлен Доминикус Ван Сует. Амстердамский государственный музей. Шедевры. Путеводитель. — Амстердам: «Mercurius», 2009. — 144с.: ил.
  134. А. Работа Ермолаевой в ГИНХУКе. Изучение произведений постимпрессионистов. Русский Авангард. Личность и школа./ Сборник по материалам конференции. Cn6.:Palase Editions, 2003. — С.85−89.
  135. А. 1869−1954. Живопись, рисунок, декупажи / сост. Е. Б. Георгиевская и др. М.: «Галарт», 1993. — 367 е.: ил.
  136. Э. Марийское народное искусство. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1985. — 270 е.: ил.
  137. М.Н. Поэзия народного костюма. М.: «Молодая гвардия», 1988.-224 е.: ил.
  138. Мировое искусство. Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней. / Сост. И. Г. Мосин. -СПб: ООО «СЗКЭО „Кристалл“», 2006. 192 е.: ил.
  139. С.Н. Экспрессионистские тенденции коллажной графики С.В. Малютина. // Русский Авангард 1910−1920х годов, проблема коллажа. -М.: Наука, 2005.-С. 58−63.
  140. Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: книга для учителя. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991. — 413с.
  141. . Н. Белютин Э. Русская художественная школа II половины XIX начала XX вв. — М.: «Искусство», 1967. — С.315.
  142. . Н. Белютин Э. Школа Антона Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX XX веков. — М.: «Искусство», 1958.- 116с.: ил.
  143. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: «Мир», 1966.-351 с.
  144. В.А. Психология творческой деятельности / В. А. Моляко. -Киев: Знание, 1978. 47с.
  145. Моран Анри де. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времён до наших дней. С прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне. Пер. с фр. -М.: Искусство, 1982. 577с.: ил.
  146. Е.Б., Джафарова С. Г. Аристарх Лентулов. Путь художника. Художник и время. М.: «Советский художник», 1990. — 272с.: ил.
  147. На грани миров. Шаманизм народов Сибири. Из собрания Российского этнографического музея: альбом. М.: ИПЦ «Художник и книга», 2006. — 296 е.: ил.
  148. Неизвестный русский Авангард. В музеях и частных собраниях. Альбом / авт. ст. А. Д. Сарабьянов. М.: «Советский художник», 1992. -352 е.: ил.
  149. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 2005. 207 с. — (Образование через искусство).
  150. .М. Педагогика искусства. М., 2007. — 253, 2. е.: ил.
  151. .М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 192с.
  152. Ю.И. Декоратор художественного театра Виктор Андреевич Симов. М.: «Советский художник», 1984. — 279с.: ил.
  153. Новый словарь иностранных слов. М.: «Азбуковник», 2008. — 1040 с.
  154. Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. / Перевод с англ. В. В. Симонова. СПб: Академический проект, 1999. -394с.
  155. Педагогика. Конспект лекций. / Сост. М. Б. Кановская. М.: ACT: Полиграфиздат- - СПб: Сова, 2010. — 160 с. — (Конспект лекций).
  156. В. Современник крупным планом. JI. Кабачек. // Художник. № 1. -М.: «Советский художник», 1977. С. 26 — 27.
  157. П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2005.- 144с.
  158. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М.: ПАССИМ, 1994. — 154, 2. с.
  159. В.М. О типологии изобразительного искусства // Советское искусствознание'79. Вып. 2. М.: «Советский художник», 1980. — С. 267 279.
  160. Полная энциклопедия символов. Рошаль В. М. СПб: Сова, 2006. -684 с.
  161. JI.C. Выставка произведений к 100-летию со дня рождения, 1889−1924: Каталог / Е. М. Жукова и др.- авт. вступ. ст. Д. В. Сарабьянов, Н. Л. Адаскина. [М.]: Гос. Третьяков, галерея- Б.М.: АРС Пабликейшнс Лимитед, 1990. — 216с.: ил.
  162. Г. Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. -М.: «Советский. Художник», 1990. -272с.: ил.
  163. Проблемы искусствознания и художественной критики: сб. статей. Л.: Издательство ЛГУ, 1982. — 224 с.
  164. Е.Д. Орнамент селькупов. М.: КСИЭ, 1950. Т.10.
  165. H.H. О Татлине: Сборник /коммент. В. И. Ракитина, А. Г. Каминской. -М.: Лит.-худож. Агентство «RA», 1994. 125, [2] е.: ил.
  166. Рабочие альбомы C.B. Малютина, Смоленский музей-заповедник. Книга поступлений, № 25 236−25 245.
  167. И. Набивные ткани конца 20-х начала 30-х годов. // Декоративное Искусство СССР. № 10 (191). — М.: «Советский художник», 1973.-С. 56−57.
  168. Н.Э. О футуризме. Пб: «Аквилон», 1923. 68 3. с.
  169. Т.М. «Прикладное искусство в Русской культуре XVIII XIX вв.». -М.: Изд-во МГУ, 2003. — 155, 2. е.: ил.
  170. С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства (серия «Проблемы художественного творчества»). М.: «Советский художник», 1978. — 237 е.: ил.
  171. К. Что такое шёлковая бумага: способы изготовления и применение: Практическое руководство. / Пер. с англ. М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. — 96 е.: ил.
  172. И. Далёкое близкое. -М., Л.: Искусство, 1949. 556с.
  173. A.M. Опыты для будущего. Experiments for future (учебные программы 1922−1928 гг.): Дневники. Ст. Письма. Зарисовки. -М.: Грантъ, 1996,-415с.: ил.
  174. A.M., Степанова В. Ф. авт. вступ. ст. А. Н. Лаврентьев. -М.: «Книга», 1989. 158с.: ил.
  175. Русский Авангард 1910−1920х гг. в Европейском контексте. РАН Комиссия по изучению искусства Авангарда 1910−1920х гг. М.: Наука, 2000.-310с.
  176. Русский Авангард: личность и школа. Сборник статей по материалам конференции // Альманах. Вып. 38. СПб: Palace Editions, 2003. -191с.: ил.
  177. Русский Авангард: манифесты, декларации, программные статьи, (1908−1917), к 100-летию русского авангарда. / Авт.-сост. И. Воробьёв. -СПб: Композитор Санкт-Петербург, 2008. 254 с.
  178. Русский Авангард: проблемы репрезентации и интерпретации. / Альманах Вып.5. СПб: Palace Editions, 2001. — 272 е.: ил.
  179. JI.JI. Коллаж в Украинском искусстве 1910−1920-х годов // Русский авангард 1910−1920х годов проблема коллажа. М.: «Наука», 2005.-С. 117−127.
  180. Сердцем, слушая революцию. искусство первых лет октября. Альбом / авт. ст. М. Герман. Л.: Аврора, 1980. — 137с.: ил.
  181. Серж Шаршун // Альманах Вып. 143. СПб: Palace Editions, 2006. -191 е.: ил.
  182. Символизм в Авангарде // сборник статей отв. ред. сост. Г. Ф. Коваленко- Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ М.: Наука, 2003. -443с.
  183. М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 150с.
  184. Н.П. Словарь русских художников. — СПб, 1893−99.
  185. Сьюзан Бриско. Сашико японское искусство вышивки. М.: Арт-Родник, 2007. — 128с.: ил.
  186. Театральный плакат Германской Демократической республики. Каталог выставки./ Пер. с нем. (ГДР) В. Данилова. Авт. вступ. ст. Ильзе-Мария Дорфштехер. М.: «Советский художник», 1979. — 52 е.: ил.
  187. Тейлор Б. ART TODAY. Актуальное искусство 1970−2005, пер. с англ., Э.Д. Меленевской- М.: СЛОВО / SLOVO, 2006. — 256 е.: ил.
  188. В.Н. Об одном коллаже Ольги Розановой и не только о нём. // Русский Авангард 1910−1920х годов, проблема коллажа. М.: Наука, 2005.-С. 64−74.
  189. B.C. По лабиринтам Авангарда. М.: Издательство МГУ, 1993.-248 с.
  190. A.A. Живопись. Вопросы колорита: Уч. пособие для худож-граф. фак. пед. ин-тов. -М: Просвещение, 1980. 128 е.: ил.
  191. .А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 е., ил.
  192. В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие./ В. Б. Устин. — 2-е изд., уточнённое и дополненное. — М.: ACT- Астрель, 2008. 239,1. е.: ил.
  193. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — 815 с.
  194. П.А. Избранные труды по искусству // Священник Павел Флоренский (Сост. игумен Андроник (А.С.Трубачёв) и др.) М.: Изобразительное искусство, 1996. — 335 е.: ил.
  195. Хайо Дюхтинг. Василий Кандинский. Революция в живописи. М: «TASCHEN /АРТ-РОДНИК», 2002. — 96 е.: ил.
  196. Хан-Магомедов В. Д. Живопись и новые формы искусства. // Мировая художественная культура XX век. Изобразительное искусство и дизайн. СПб: Питер, 2007. — С.61−195.
  197. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС Высшие Государственные Художественные Мастерские 1920 — 1930 гг. — М.: «Издательство Ладья», 1995.-344 е.: ил.
  198. В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика // В. Н. Харькин. М.: NB Магистр, 1992. — 160с.
  199. Художественный текстиль 90-х гг. Выставка московских художников. // Каталог вст. ст. Краморенко Л. — М.: «Советский художник», 1991.-96 е.: ил.
  200. Художники Русского театра 1880 1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Альбом / авт. ст. Дж. Боулт. — М.: «Искусство», 1991.-205 е.: ил.
  201. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения /А.В. Хуторский. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416с.
  202. Е. К спорам о плакате. XII Международная Биеннале плаката в Варшаве. // Декоративное искусство СССР № 12 (373). М.: «Советский художник», 1988. — С. 8−11.
  203. П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров: Практическое руководство ./Пер. с итал. М: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. — 160 е.: ил.
  204. Г. Лоскутное одеяло Москвы. // Декоративное искусство № 8 (393). М.: «Советский художник», 1990. — С. 32.
  205. С. Из книги «Коллаж и ассамбляж как новые виды искусства дадаизма». // Русский авангард 1910−1920х годов, проблема коллажа. М.: «Наука», 2005. — С. 224−254.
  206. Энциклопедия педагогических технологий. Колеченко А. К. СПб: КАРО, 2008. — 367, 1. е.: ил.
  207. Д. Тысяча Будд и триумф дизайна // Интерпрессграфика № 3, 1987.-С. 30−39.
  208. Этимологический словарь русского языка. М.: «ЛадКом», 2007. -608 с.
  209. Н.А. Жанры русской живописи. Основы теории и методики системно-исторического анализа. Уч. пособ. — Л., 1986. 83 с.
  210. Alisa La Gamma and Christina Giunti. The Essential Art of African Textiles. Design Without End. New York: Published by The Metropolitan Museum of Art, 2008. — 72 е.: ил.
  211. Andrew Kennedy, Michael Robinson/ BAUHAUS. United Kingdom: FLEAME TREE PUBLISHING, 2006. — 384c.: ил.
  212. Carolyn Mazloomi. Spirits of the Cloth. Contemporary of African American Quilts. New York: Clarkson Potter/Publishers, 1998. — 192c.: ил.
  213. Carsten-Peter Warncke. Picasso 1881−1973. Spain: TASCHEN, 1997. -240 c.
  214. Christopher Spring, Julie Hudson. Nord African textiles. Washington: Smithsonian institution press, 1995. — 144c.: ил.
  215. Hararld Olbrich. Ensemble der visuellen Kunste Zu historischen Aspekten der Funktionen der Kunst. // Bildende Kunst. Heft 7, 1977. DDR. P. 318 321.
  216. Gina Corrigan. Miao textiles from China. London: British Museum press, 2006. — 87 е.: ил.
  217. Karin Hirdina. Zum asthetischen Programm des Bauhaus. // Bildende Kunst. Heft 4, 1977. DDR. -P. 163−166.
  218. Nikolas Barnard. Living with decorative textiles. Tribal arts from Africa, Asia, and the Americas. London: Thames and Hudson, 1998. — 192c.: ил.
  219. Pasty and Myron Orlofsky. Quilts in America. London: Abbeville press Publishers, 1992. — 368c.: ил.
  220. Patricia T. Herr. Amish Quilts of Lancaster County. Heritage Center Museum of Lancaster County. Lnc, 2004. — 190 е.: ил.
  221. Tina Skinner, Sam Hilu Collection. Nomadic embroideries. India’s Tribal Textile Art. Schiffer Publishing, Ltd, 2008. — 208 е.: ил.
Заполнить форму текущей работой