Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Труд как средство нравственного воспитания детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Книга состоит из шести глав. Глава I посвящена изложению состояния проблемы психологии труда и раскрытию особенностей трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. Значительное внимание в ней уделяется общей характеристике личности умственно отсталых школьников и роли труда в ее развитии, особенностям развития трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. Предметом специального… Читать ещё >

Труд как средство нравственного воспитания детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нравственное воспитание тесно связано с трудовым воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Одной из важнейших задач вспомогательной школы является подготовка учащихся к общественно полезной трудовой деятельности. Как и массовая школа, вспомогательная школа призвана уделять большое внимание развитию у учащихся правильного отношения к труду, вырабатывать необходимые навыки и умения.

Используя труд в качестве средства воспитания необходимо сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т. д.; и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др.

Целесообразно организованная трудовая деятельность школьников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но и служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания.

В труде у учащихся развиваются такие морально-волевые качества, как трудолюбие и дисциплинированность, упорство и настойчивость, творческая инициатива и самодеятельность. При обучении умственно отсталых школьников труду учитель сталкивается с целым рядом трудностей, обусловленных особенностями их психического развития. Недостаточное развитие психических процессов, практических навыков и умений, особенности строения и мотивации деятельности — все это вызывает необходимость в проведении специальной коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление недостатков психического развития умственно отсталого школьника. Без такой работы нельзя успешно обучать умственно отсталых школьников труду.

В этой связи особую актуальность приобретает изучение психологии трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. Для того чтобы обучение учащихся вспомогательной школы труду было успешным, необходимо знать, какими особенностями характеризуется их трудовая деятельность и каковы пути преодоления присущих ей недостатков.

Как показал психологический анализ, недостатки трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы имеют своей основой не только особенности их психического развития, происходящего в аномальных условиях, но и недооценку важности развития познавательных способностей, способов и мотивов деятельности в процессе обучения труду.

В соответствии с только что сказанным мы видим свою задачу не только в том, чтобы показать, какими особенностями характеризуется трудовая деятельность учащихся вспомогательной школы, но и в том, чтобы выяснить условия развития ее познавательных компонентов и пути формирования правильного отношения к труду.

Книга состоит из шести глав. Глава I посвящена изложению состояния проблемы психологии труда и раскрытию особенностей трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. Значительное внимание в ней уделяется общей характеристике личности умственно отсталых школьников и роли труда в ее развитии, особенностям развития трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. Предметом специального рассмотрения является вопрос соединения трудового обучения с коррекционно-воспитательной работой; направленной на развитие у учащихся вспомогательной школы интеллектуальных умений, целенаправленных способов деятельности, и вопрос о роли практических действий учащихся в их умственном развитии.

Трудовая деятельность умственно отсталых школьников характеризуется глубоким своеобразием, обусловленным особенностями их психофизического развития. Как известно, познавательные процессы у умственно отсталых школьников недостаточно развиты и обнаруживают существенные отклонения от нормы. Это накладывает большой отпечаток на их трудовую деятельность, которая состоит не только из практических, но и познавательных действий. От развития этих познавательных действий зависят характер и результаты трудовой деятельности.

Трудовое обучение вспомогательной школы ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

) Трудовое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Используя труд в качестве средства воспитания необходимо ставить следующие задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т. д.; и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др.

Для решения этих задач применяются разнообразные формы организации труда: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др.

Труд дает реальный результат. Под результатом труда следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.

Для того чтобы труд стал средством воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу.

У учащихся наблюдается недостаточное умение самостоятельно организовать свою трудовую деятельность. Поэтому часто педагогу приходиться организовывать и направлять трудовую деятельность детей.

Результативность трудового воспитания во вспомогательной школе-интернате во многом зависит от его организации. При этом сочетаются индивидуальные, индивидуально-групповые и коллективные формы организации деятельности воспитанников. Дети включаются во все доступные им виды трудовой деятельности. Постепенно они переходят к более сложным видам труда и формам его организации. Поясним сказанное выше. Индивидуальные поручения наиболее приемлемы в работе с учащимися младших классов вспомогательной школы. Это период, когда детский коллектив еще не сложился и самой авторитетной личностью для детей является педагог. Как правило, именно он поручает детям выполнить то или иное задание, и фактически перед ним школьники отчитываются за его выполнение.

По мере накопления опыта и возникновения групповых интересов, появляется возможность в процессе общественно полезной трудовой деятельности строить взаимоотношения между учениками внутри группы. Общественно полезный труд в этом случае выступает в Роли формирующего и коррекционного средства и при Умелом руководстве со стороны педагога на этой основе может быть создан коллектив. Опытные педагоги, организуя учащихся, добиваются такого положения, когда деятельность будет носить признаки коллективной. При этом даже индивидуальные учения и задания рассматриваются как часть общего. Например, в классе или воспитательской группе каждый ученик имеет определенное поручение (уход за растениями, уборка закрепленного за учеником участка, хранение игрового материала и др.). В одном случае учащиеся выполняют его по заданию учителя и перед ним же отчитываются о выполнении. Такое выполнение задания носит сугубо индивидуальных характер. Иначе обстоит дело, когда поручения распределяются между учениками класса, группы и за их выполнение дети отчитываются перед товарищами. Задача педагога во втором случае заключается в умелом регулировании взаимоотношений, в создании необходимых мотивов, условий освоения этой деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой