Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История школьного самоуправления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что же касается истоков школьного самоуправления то, первое упоминание о нем и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531—1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15… Читать ещё >

История школьного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что же касается истоков школьного самоуправления то, первое упоминание о нем и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531—1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей. Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления С. Т. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей. В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными. Элементы самоуправления детей были заложены М. В. Ломоносовым в подготовленный им в 1758 г. «Регламент московских гимназий», согласно которому прядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами. Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А. С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление.

После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования, способствующих развитию школьного самоуправления.

16 октября 1918 года было принято обращение Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы», в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. «Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы.». На рубеже 20−30-х годов постановлением ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 года наркомпросом союзных республик было предложено обеспечить осуществление единоначалия в управлении школой. Согласно новому Уставу советской политехнической школы (1933 г.). Школьный совет стал совещательным органом. В основе лежала идея коллективных творческих дел.

В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Сегодня ключевая проблема — сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в деловое общение со взрослыми на равноправной основе. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, отстаивать свои права и интересы в школе. Принцип самодеятельности и инициативы в работе с учащимися нередко игнорируется. К сожалению, самоуправление остается привилегией лишь отдельных школьников. При этом забывается, что оно не только средство, но и результат воспитания. На протяжении десятилетий в педагогике использовался опыт и идеи С. Т. Шацкого, А. Макаренко, И. Иванова. Внедрялись на практике производные от стройных моделей самоуправления, разработанных этими педагогами. Перед организаторами воспитательного процесса современной школы встает вопрос — какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, а что оставить в работе, что взять за основу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой