Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль сетевых сообществ Интернет в формировании имиджа региона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возможности получения внешними группами общественности информации о регионе существенно расширились с появлением и развитием сетевых СМИ, под которыми, согласно Проекту постановления правительства РФ «О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети», понимается размещаемая в электронной форме в Интернете… Читать ещё >

Роль сетевых сообществ Интернет в формировании имиджа региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Место Интернет в системе средств массовой коммуникации и формировании имиджа региона

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. Основная функция Интернета, связанная с получением информации, сегодня перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция коммуникации. Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни.

Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникацией, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.

Использование традиционных механизмов передачи данных, таких как факс или проводной телефон сегодня быстро замещаются новыми технологиями — обмен мгновенными сообщениями, электронная почта, передача голоса и видео через Интернет. В настоящее время уже существует ряд продуктов, каждый из которых обеспечивает работу того или иного механизма коммуникаций, с минимальным вторжением в соседнюю область.

Общение с использованием интернет-технологий получило название интернет-коммуникации.

Интернет-коммуникации — это такие методы общения, при которых передача информации происходит по каналам Интернет с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации. Информация может передаваться в различной форме — голос, видео, документы, мгновенные сообщения, файлы [33].

Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. выделяют следующие основные виды общения в Сети:

  • 1. Общение в режиме реального времени (так называемый чат): с одним собеседником (выбирается определенный канал для такой коммуникации); с большим количеством людей одновременно;
  • 2. Общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой: с одним собеседником (электронная почта); со многими людьми-участниками телеконференции (ньюсгруппы) [1].

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в сочетании с Интернетом (и технологиями следующего поколения информационных сетей) определяют будущее коммуникаций.

При самом первом знакомстве с Интернетом хорошо видно, что в отличие от традиционных СМИ, он предоставляет значительно большую степень контроля и свободы выбора со стороны потребителя (под понятием «традиционные средства информации» подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, прямая почтовая реклама. Под новыми средствами понимается, прежде всего, Интернет).

Интернет, благодаря свойствам интерактивности, эффекту присутствия и информационной насыщенности (текст, изображение и даже звук), а также за счет использования сетевой навигации превосходит другие средства информации по возможностям общения с существующими и потенциальными клиентами.

С другой стороны, Интернет, как и любая коммуникативная среда, всегда трансформирует и как бы «размывает» личность автора, что приводит к относительной анонимности пользователей, общающихся через эту среду [3].

Коммуникация посредством Интернет устроена таким образом, что на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект — заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производства информации, такова сила ее природы в этой медийной среде. Недаром в Интернет так много сведений, происхождение которых не установлено.

Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной. Общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе Интернет может выполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом. Общая направленность развития средств распространения информации состоит в утверждении гетерархического (горизонтального, равноправного) порядка на месте иерархического (вертикального, с доминированием одного из субъектов общения). Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации [4].

В условиях Интернета аудитория может участвовать в производстве и обмене информацией, в том числе и между собой. Аудитория перестает (если захочет) быть только получателем сообщений.

Анализируя коммуникативную функцию Интернет, следует различать понятия «интерактивность» и «обратная связь». Первое шире второго. Обратная связь — это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие. Именно в этом качестве в Интернет пока чаще всего используется функция «форум». Да и показатели посещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о том, заинтересовались ли сайтом и его контентом пользователи. Интерактивность же предполагает и другие возможности: контроля пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т. п. Некоторые возможности такого рода могут использоваться и в традиционных СМИ. Но чего уж там никогда не было — так это возможности общения по горизонтали, между пользователями. Однако потенциал новой технологии реализуется только через активность людей [20].

Коммуникации, в которых у субъектов, представляющих два полюса коммуникации, есть возможность и отправлять и получать сообщения, а значит, есть взаимообратимость их ролей. Г. Лассуэлл предложил называть их двусторонними. В СМИ взаимообратимость никогда не может быть полной.

Интернет является многосторонним источником, который создает множество различных форм коммуникации. М. Моррис предложил делить их на 4 категории:

  • 1. Асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма).
  • 2. Асинхронная коммуникация «многих с многими» (например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем).
  • 3. Синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся вокруг какой-либо конкретной темы, например, ролевые игры, чаты.
  • 4. Асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы) [44].

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня — это самый громадный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Можно выделить некоторые предположения об особенностях общения через Интернет:

  • 1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения — аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.
  • 2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.
  • 3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
  • 4. Затрудненность эмоционального компонента общения, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
  • 5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи подают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения [11].

Причинами обращения к Интернету как инструменту общения могут быть:

  • 1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.
  • 2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам невозможных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети — анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста [11].

Сегодня по сути дела возникла новая форма языкового взаимодействия — письменная разговорная речь. Русский язык существует в Интернете в основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности.

Несмотря на то, что далеко не все формы общения в Интернете предполагают маски для его участников, тем не менее, тенденция демократичности и упрощения проникает даже в деловые бумаги, создаваемые и существующие в формате онлайн, значительно облегчая официальные стандарты деловой переписки. Причем ситуация максимального сближения речевого интернет-стиля с традициями разговорного стиля вообще повышает степень доверия к высказыванию, что крайне важно при осуществлении деловых контактов.

Существуют общие специфические черты взаимодействия в интернет-сообществах, безотносительно к их тематической направленности, времени существования, составу и ресурсу, на котором они размещены:

  • 1. Организация собственной социальной структуры и стратификации пользователей по формальным («гость», «новичок», «ветеран», «VIP», и т. д.) и неформальным статусам («лидер», «авторитет», «звезда» и пр.), каждому из которых присущи особые функции и нередко отведены конкретные роли, что не только определяет положение Интернет — пользователя в сообществе, но и формирует групповые ожидания и стереотипы поведения в группе.
  • 2. Наличие организационной культуры, т. е. целенаправленно созданной системы ценностей, установок, норм и правил поведения, сформированных в рамках конкретного Интернет — сообщества, принимаемых и поддерживаемых его участниками и отражающих характер их внутреннего и внешнего взаимодействия, неисполнение этих предписаний предполагает вынесение предупреждений, наложение определенных санкций, запретов и т. д.
  • 3. Неуправляемое возникновение в процессе становления и развития интернет-сообщества «естественной культуры», которая включает в себя формирование стереотипов поведения, традиций, общегрупповых ценностей и интересов, жаргона и т. д., что в большинстве случаев направленно на повышение эффективности решения совместных задач.
  • 4. Незначительная целостность и устойчивость интернет-сообщества как отдельно взятой социальной группы, без подкрепления ее индивидуальными межличностными контактами.
  • 5. В качестве одного из определяющих факторов социальной разграниченности в интернет-сообществе выступает уровень доступа к знаниям и информации (информационная стратификация), при этом роль традиционных критериев определения социального положения незначительна, т. е. происходит сглаживание межкультурных, этнических, социльно-личностных различий и наличествует уравнивание по социальному, образовательному и материальному статусу.
  • 6. В результате ряда особенностей интернет-пространства создаются условия, при которых групповые процессы протекают гораздо быстрее, нежели в реальных социальных группах и сообщества существуют незначительный срок.
  • 7. Снимается ряд коммуникативных барьеров в общении, а появляющееся у интернет-пользователя ощущение безнаказанности снимает некоторую ответственность за свои слова и поступки, что нередко приводит к потере чувства реальности и необоснованно рискованным действиям.
  • 8. Способность интернет-сообщества мгновенно реагировать на возникающие в обществе социальные проблемы путем появления новых образцов культуры, ценностей и социальных норм, инноваций и т. д., закрепление которых может осуществляться как естественным, так и искусственным путем, позволяя говорить о частичной управляемости организационного развития интернет-сообщества [29].

Процессы, происходящие внутри Интернет — сообществ во многом зависят от внешних факторов, таких как события в социальной, политической, экономической и прочих сферах, а функционирование интернет-сообщества во многом определяется социально-психологическими характеристиками его участников, спецификой отношений между ними, общегрупповыми целями и ценностями.

Таким образом, неформальное структурирование интернет-пользователей по взаимным интересам, социокультурным ориентациям, устремлениям, совместно решаемым задачам и другим, не предписанных актами социального статуса, критериям, несмотря на этнические, социально-политические, гендерные и иные различия, нередко анонимное и асинхронное общение и территориальную удаленность участников, привело к появлению своего рода неофициальной параллельной коммуникационной структуры, невидимой сети межличностных отношений, которая не только выполняет функции совместной информационно-познавательной и коммуникативной деятельности, но и во многом выступает носителем современных нравственных ценностей.

Особенности и возможности интернета, характеризующие его как эффективную среду для регионального имиджмейкинга, следующие: интерактивость, гибкость, оперативность, глобальная трансграничность (Интернет предоставляет возможность оперативно размещать информацию и вступать в коммуникацию с представителями других стран и иностранных регионов), мультимедийность.

Возможности получения внешними группами общественности информации о регионе существенно расширились с появлением и развитием сетевых СМИ, под которыми, согласно Проекту постановления правительства РФ «О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети», понимается размещаемая в электронной форме в Интернете (и других сетях) совокупность периодически обновляемых информационных сообщений и материалов, предназначенных для неопределенного круга лиц. Возможности, предоставляемые сетью средствам массовой информации, заключаются в большей оперативности, в отсутствии ограничений объема, в наличии дополнительных сервисов (архивов, фотогалерей), в возможности интерактивного общения с аудиторией СМИ, в использовании гиперссылок для связи различных блоков информации (ссылки на другие информационные ресурсы, на файлы с аудиои видеоинформацией), что открывает новые перспективы для формирования имиджа региона.

Наибольший интерес для исследования, по мнению автора, представляет современный этап развития регионального интернет-пространства, открывающий новые перспективы для формирования имиджа региона. С появлением технологий Web 2.0 стало возможным существование новых медиа — еще не получивших широкого распространения, но обладающих качествами медианосителя каналов коммуникации.

Новые медиа характеризуются интерактивностью, персонализированностью и распространением медиа продукции в цифровом формате и следуют логике постиндустриального общества, где каждый человек может создавать свой собственный стиль жизни, а при желании формировать и свою собственную реальность. На сегодняшний день не существует единой, общепризнанной типологии новых медиа [29].

Исследователь Д. Галкин, например, к новым медиа относит интернет-сайты, мультимедиа, компьютерные игры, интерактивные инсталляции в искусстве, компьютерную анимацию, цифровое видео [7]. Я. Дмитриева указывает на то, что к новым медиа относят веб-сайты, «потоковые» аудиои видеоонлайн-каналы, сообщества, мобильную и интернет-телефонию [11]. Мы не ставим своей задачей типологизировать новые медиа. Для решения задач нашего исследования гораздо важнее проследить, возможности новых медиа предоставляют для формирования имиджа региона.

Так, с помощью публикации постов о регионе в блогах практически каждый представитель общественности может внести свой вклад в формирование имиджа региона. Благодаря такому качеству новых медиа, как интерактивность, пользователи сетевых дневников свободно высказывают свое мнение в режиме онлайн и активно комментируют все потенциально интересные события, происходящие в мире и в регионе. Т. С. Якова указывает на то, что традиционная модель коммуникации «автор — аудитория» подвергается трансформации под воздействием новых информационных технологий. «Блогеры становятся активными участниками информационных потоков, включаясь в те из них, которые им интересны, и дополняя их собственной информацией и комментариями» [45]. В сети существуют блоги, посвященные отдельным регионам и городам, контент которых создают жители региона и туристы, его посетившие. Имидж регионов формируется в том числе посредством блогов губернаторов регионов.

Еще один канал, который мы рассматриваем, — это социальные сети. Социальные сети — сайты, внутренне организованные по принципу связи профилей (страниц с личными данными) пользователей, знакомых друг с другом, либо имеющих общих знакомых. Социальная сеть регионального субъекта предоставляет возможности для общения жителей региона друг с другом и с жителями других регионов, для обмена информацией, установления и поддержания контактов, размещения объявлений, поиска работы; для формирования имиджа региона (благодаря возможности создавать на сайте группы по интересам, где, в свою очередь, можно размещать фотографии, видеозаписи и организовывать их массовое обсуждение, а также проводить опросы и голосования среди участников групп). Социальные сети могут также послужить площадкой для активного участия жителей региона в развитии региона — выработки и принятия с помощью голосования в сети рекомендаций по улучшению жизни в регионе с целью дальнейшего направления этих рекомендаций в региональные органы власти. Итак, посредством социальных сетей жители региона получают возможность высказать свое мнение и увидеть на него отклики, осознать себя частью определенного сообщества, в данном случае регионального, принять участие в формировании имиджа региона .

Далее подробнее рассмотрим возможности для формирования имиджа регионов в блогах и социальных сетях.

На современном этапе понятие «блог» еще не имеет научного определения. Как правило, блоги, рассматривают в публицистических тексах, в некоторых современных интернет-словарях и энциклопедиях. Блог (англ. blog, от web log, виртуальный «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости [53].

Блоггерами называют людей, ведущих блог.

Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.

По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративные, клубные) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими. Так же блоги могут быть объединены в сети блогов, по тематическим признакам или по другим критериям. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой, то есть его «сетёвостью» — виртуальность: блоги могут быть публичны или хотя бы доступны определённому множеству пользователей Сети, так и закрыты (для личного пользования). Это определяет и отличия блоговых записей от дневниковых: первые часто пишутся в основном для других читателей [18].

Для блогов характерна возможность ознакомления с материалом из любой точки мира одновременно многими пользователями киберпространства и добавление отзывов к записям непосредственно в электронной среде; публичность. Эта возможность позволяет использовать блоги в качестве среды сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, новостными группами, веб-форумами и чатами. Блоги привлекают более широкими возможностями по сравнению с регулярным ведением записей на бумаге тем, что они могут быть использованы не только для хранения личной информации, но и возможность править и редактирование личные записи. Используемый материал и приложения блогов уже не становятся второстепенными ссылками и сносками, а работают наравне с основным текстом и его красочным оформлением, с использованием кино и звука, хранения файлов в сжатом виде (как в камере хранения или столе), связь между публикациями (вплоть до внешних источников самого блога); предусмотрена возможность скачивания любой части блога в персональный компьютер или распечатка, при необходимости [45].

Как правило, основное достоинство организации блога это хронологическая структура: свежие записи всегда на поверхности. И все записи имеют категории, облегчающие читателям поиск нужной информации. Таким образом, блог — это удобная структура сайта.

Основой популярности блогов послужила простота использования — для публикации не требуется специальных программ, установленных на вашем компьютере. Нужен браузер и подключение к интернету. Программное обеспечение, отвечающее за публикацию ваших материалов в сети, устанавливается пользователем самостоятельно или предоставляется специальными службами вместе с местом для хранения ваших данных (хостинг). Важным фактором, повлиявшим на популярность блогов, является возможность естественного общения и взаимодействия с читателем. С помощью комментариев вы можете поддерживать контакт с посетителями сайта [13].

Успешность блогов определяется следующими особенностями:

Во-первых, это оперативность информации. Журналисту больше не надо ждать, пока его новость пройдет редакторскую правку и надеяться на то, что она будет помещена в очередном номере — достаточно поместить ее в собственном дневнике, как о ней тут же узнают сначала его собственные подписчики, а затем их друзья, и так далее. Социальные связи в сети настолько тесны, что о событии, произошедшем пять-десять минут назад уже сейчас могут узнать люди, живущие на другом полушарии. Для этого им не придется включать телевизор или открывать газету — обо всем расскажут друзья.

Во-вторых, свой собственный журнал может открыть абсолютно любой человек, обладающий своим мнением по поводу происходящего. Калька «журнал» с английского «journal» перестает быть ошибкой и становится реальностью. Мнения различных людей здесь гораздо чаще оказываются диаметрально противоположными друг другу, чем это происходит в традиционных СМИ. Из столкновения мнений, в свою очередь, каждый волен вынести то, что сам считает верным.

В-третьих, популярности дневников в качестве средства массовой информации способствует его доступность. Мнение, высказанное в блоге, не ограничивается тиражом газеты, размером полосы или хронометражем телевизионного сюжета. Интернет не накладывает ограничений на содержание и формат того, что вы хотите сказать.

Другим важным преимуществом блогов является активность пользователей, доверяющих мнению автора и с готовностью «кликающих» по ссылкам — блог «отдает» большой процент своей аудитории другим сайтам.

Таким образом, под блогом следует понимать сайт или веб-страницу, представляющие собой новостную ленту, создаваемую, как правило, обычным пользователем интернета, имеющие набор ссылок на различные сайты и их краткое описание, а также дающие пользователям сети возможность комментирования информации, представленной в блоге.

Еще одно явление для социального взаимодействия носит название «социальная сеть». Социальная сеть — это социальная структура, состоящая из узлов (примерами узлов могут быть отдельные люди, группы людей или сообщества), связанных между собой одним или несколькими способами посредством социальных взаимоотношений [38].

В обычном значении этого слова социальная сеть — это сообщество людей, связанных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для общения между собой [46].

В Интернете социальная сеть — это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах. Теоретически в качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме. Социальная сеть также образуется читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов. Многие профессиональные сообщества превратились в инструмент поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы [55]. Социальные сети в их современном виде имеют целый ряд дополнительных возможностей, по сравнению с существовавшими ранее инструментами общения пользователей.

Главной особенностью сервисов нового поколения являются инструменты поиска нужных контактов и установления связей между людьми. При помощи инструментов социальной сети каждый ее пользователь может создать свой виртуальный портрет — сформировать профайл, в котором указать подробно данные о себе, свой опыт работы, увлечения, интересы и цели. Наличие профайла уже позволяет использовать механизмы поиска единомышленников, единоверцев, коллег, людей, общение с которыми необходимо по работе и учебе.

Современная социальная сеть обычно предлагает следующий набор стандартных сервисов: хранение личной карточки с контактными данными, онлайновая адресная книга, онлайновый органайзер, который доступен с любого компьютера, хранилище мультимедийных данных пользователя, возможность ограничивать общение с нежелательными персонами и т. д. Набор вышеупомянутых сервисов варьируется от ресурса к ресурсу, однако любой пользователь получает собственное «место жительства» в Интернете, причем существенно отличающееся от привычных всем персональных сайтов, столь распространившихся на заре Интернета.

Термин социальная сеть был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Данная работа вошла в сборник «Человеческие отношения» [46]. Джеймс Барнс развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. На этом подходе основана социометрия — психологический метод для выяснения распределения ролей в коллективе. К 70-м годам окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.

Ключевое преимущество социальных сетей — это возможность пользователей заявлять о своих интересах, разделять их с окружающими и выстраивать отношения с интересующими их людьми.

Социальные сети можно по праву назвать Новым информационным каналом, поскольку их практически ежедневно (или с большой относительной частотой) посещает большое количество пользователей в масштабах страны и стран-соседей! Например, количество пользователей ресурса «Vkontakte.ru» превысило 59 миллионов человек [55], в то время как количество пользователей сайта «Odnoklassniki.ru» — более 50 миллионов [54]!

Социальные сети, таким образом, обладают огромным потенциалом в качестве канала для распространения различной информации. Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой