Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Приемы психологического манипулирования и уловок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определим психологические приемы как способы воздействия на адресата, апеллирующие к его эмоциям, чувствам, воле, различным предубеждениям. Каково различие между эмоцией и чувством? Известный швейцарский психолг Эдуард Клапаред (1873—1940) справедливо отмечает: 5] Garsten В. Saving persuasion. A defense of rhetoric and judgment. Harvard Univ. Press, 2006. P. 117. Книга Брайана Гарстена считается… Читать ещё >

Приемы психологического манипулирования и уловок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие психологической уловки

Определим психологические приемы как способы воздействия на адресата, апеллирующие к его эмоциям, чувствам, воле, различным предубеждениям. Каково различие между эмоцией и чувством? Известный швейцарский психолг Эдуард Клапаред (1873—1940) справедливо отмечает:

«Психология аффективных процессов — наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности. Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы»[1].

Не претендуя на окончательное разрешение вопроса, находящегося вне пределов нашей профессиональной компетенции, рассмотрим его с помощью приемов, доступных для лингвиста. Сочетаемостный анализ показывает, что в языковой картине мира понятие чувства осмысляется как родовое по отношению к понятиям ощущения и эмоции, ср. чувство: а) голода, боли, усталости, жажды, б) ярости, гнева / ощущение: а) голода, боли, усталости, жажды, но едва ли б) *ярости, * гнева / эмоция: а) ярости, гнева, но не б) * голода, боли, усталости, жажды. Ощущения не вполне управляемы, эмоции же поддаются волевому управлению и контролю разума, ср. подавить (обуздать): б) ярость, гнев, но не а) *голод, боль, усталость. Неконтролируемые эмоции опасны:

«Представим, например, человека, который должен пересечь улицу; если он боится автомобилей, он потеряет хладнокровие и побежит. Печаль, радость, гнев, ослабляя внимание и здравый смысл [курсив наш. — В. М.], часто вынуждают нас совершать нежелательные действия. Короче говоря, индивид, оказавшись во власти эмоции, теряет голову»1.

Эмоцию можно ослабить или подавить с помощью ощущения и наоборот:

«Если в состоянии гнева вы обратите внимание на кинестетические ощущения в стиснутых кулаках, на дрожание своих губ и т. д. — гнева больше сознавать не будете. Или же позвольте гневу охватить вас; в таком случае вы перестанете раздельно воспринимать дрожание губ, свое побледнение или другие изолированные ощущения, возникающие в различных частях напряженной мышечной системы»[2][3].

Психологический прием, используемый с целью обмана противника или с целью выведения его из себя, именуется психологической уловкой, или манипуляцией. Последний термин в настоящей книге используется в более широком смысле и потому включает не только психологические, но и все иные (логические, языковые и др.) приемы обмана противника. В этом (широком) смысле манипуляция [франц. manipulation ‘сложный прием, махинация'] может быть определена как «воздействие на человека с целью побудить его сделать что-либо (сообщить информацию, совершить поступок, изменить свое поведение) неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению, намерению»[4]. Некоторые специалисты не без основания полагают, что именно манипулятивные приемы, а не логика составляют главный объект риторики и, в частности, так называемой политической риторики, предметом которой являются схемы и тактики манипулятивного воздействия на народные массы и отдельные социальные группы[5].

  • [1] Claparede E. Feelings and emotions // Feelings and emotions / ed. M. L. Reymert. Worcester, 1928. P. 124.
  • [2] Claparede Е. Feelings and emotions. Р. 127.
  • [3] Claparede Е. Feelings and emotions. P. 129.
  • [4] Стернин И. А.

    Введение

    в речевое воздействие. Воронеж, 2001. С. 72.

  • [5] Garsten В. Saving persuasion. A defense of rhetoric and judgment. Harvard Univ. Press, 2006. P. 117. Книга Брайана Гарстена считается хорошим курсом политической риторики.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой