Способы словесного оформления публичного выступления
![Реферат: Способы словесного оформления публичного выступления](https://gugn.ru/work/6766521/cover.png)
Конспектом, как правило, пользуются опытные ораторы. Иногда, выступающие, имеющие значительный практический опыт, пользуются только планом. Его отличие от конспекта в том, что в нем не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания. В этом случае важно, чтобы формулировка пункта плана вызывала у оратора достаточно четкое представление… Читать ещё >
Способы словесного оформления публичного выступления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления,-обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи. Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия считают, что речь должна быть предварительно написана. По совету А. Ф. Кони лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способность к свободной и спокойной речи. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленной в окончательном виде материал. Существует и диаметрально противоположная точка зрения.
Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять. Ее можно показать коллегам, дать на просмотр специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной.
Существует еще один способ оформления публичного выступления — конспект. Он отличается от текста тем, что в нем выступление закреплено не дословно и можно разыгрывать любые словесные вариации. В конспекте, даже кратком, целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты:
- — первую фразу или 2−3 фразы;
- — концовку (2−3 фразы);
- — наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного выступления особую значимость;
- — цитаты, цифровые данные, имена собственные и т. п.
Конспектом, как правило, пользуются опытные ораторы. Иногда, выступающие, имеющие значительный практический опыт, пользуются только планом. Его отличие от конспекта в том, что в нем не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания. В этом случае важно, чтобы формулировка пункта плана вызывала у оратора достаточно четкое представление о том, или ином смысловом блоке.
И, конечно, высший класс умений публичного выступления — речь вообще без всякой бумажки.
Итак, существуют следующие формы работы над выступлением:
- — Полный текс (не для чтения, а для пересказа своими словами);
- — Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными;
- — Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п.;
- — План с цитатами и т. п.;
- — Речь без бумажки.
Безусловно, у каждого оратора свои методы работы с текстом речи. Главное, не забывать, что овладение материалом выступления — весьма ответственный этап в деятельности оратора. Две тысячи лет назад Гораций писал:
" Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!
Книги философов могут тебя в том достойно наставить, А выраженья за мыслью придут уже сами собой" .
Затем необходимо избрать способ выступления — заглядывая в конспект или избегая чтения текста.
Речь, произнесенная без подготовки, подкупает естественностью, спонтанностью. Ее недостаток в том, что у выступающего нет возможности использовать данные статистики, иллюстрации и т. п.
Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой.
Чтение же заранее написанного текста обеспечивает точность, но при этом у докладчика слабые возможности приспособиться к аудитории и поддерживать с ней зрительный контакт. Воспроизведение написанной речи по памяти редко используется из-за потенциальных неприятностей, которые могут возникнуть, если докладчик забыл какую-то деталь, потерял мысль. Такая речь заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории и импровизацию.
Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Написанный текст речи осмысливается, анализируются проблемы, о которых будет идти речь, выделяются основные смысловые части, текст несколько раз перечитывается, произносится вслух, восстанавливается в памяти план и содержание. Соответствующим образом размещается текст речи: подчеркиваются основные положения речи, пронумеровываются освещаемые вопросы, выделяются фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат и т. п. Система обозначений и выделений может быть самой разнообразной: прямая, волнистая и пунктирная линии; обведение в квадрат, кружок; римские и арабские цифры; использование карандашей и фломастеров и т. п. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.