Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Способы словесного оформления публичного выступления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конспектом, как правило, пользуются опытные ораторы. Иногда, выступающие, имеющие значительный практический опыт, пользуются только планом. Его отличие от конспекта в том, что в нем не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания. В этом случае важно, чтобы формулировка пункта плана вызывала у оратора достаточно четкое представление… Читать ещё >

Способы словесного оформления публичного выступления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления,-обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи. Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия считают, что речь должна быть предварительно написана. По совету А. Ф. Кони лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способность к свободной и спокойной речи. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленной в окончательном виде материал. Существует и диаметрально противоположная точка зрения.

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять. Ее можно показать коллегам, дать на просмотр специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной.

Существует еще один способ оформления публичного выступления — конспект. Он отличается от текста тем, что в нем выступление закреплено не дословно и можно разыгрывать любые словесные вариации. В конспекте, даже кратком, целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты:

  • — первую фразу или 2−3 фразы;
  • — концовку (2−3 фразы);
  • — наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного выступления особую значимость;
  • — цитаты, цифровые данные, имена собственные и т. п.

Конспектом, как правило, пользуются опытные ораторы. Иногда, выступающие, имеющие значительный практический опыт, пользуются только планом. Его отличие от конспекта в том, что в нем не фиксируется смысловое содержание речи, а лишь дается система ориентиров для развертывания этого содержания. В этом случае важно, чтобы формулировка пункта плана вызывала у оратора достаточно четкое представление о том, или ином смысловом блоке.

И, конечно, высший класс умений публичного выступления — речь вообще без всякой бумажки.

Итак, существуют следующие формы работы над выступлением:

  • — Полный текс (не для чтения, а для пересказа своими словами);
  • — Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными;
  • — Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п.;
  • — План с цитатами и т. п.;
  • — Речь без бумажки.

Безусловно, у каждого оратора свои методы работы с текстом речи. Главное, не забывать, что овладение материалом выступления — весьма ответственный этап в деятельности оратора. Две тысячи лет назад Гораций писал:

" Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!

Книги философов могут тебя в том достойно наставить, А выраженья за мыслью придут уже сами собой" .

Затем необходимо избрать способ выступления — заглядывая в конспект или избегая чтения текста.

Речь, произнесенная без подготовки, подкупает естественностью, спонтанностью. Ее недостаток в том, что у выступающего нет возможности использовать данные статистики, иллюстрации и т. п.

Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой.

Чтение же заранее написанного текста обеспечивает точность, но при этом у докладчика слабые возможности приспособиться к аудитории и поддерживать с ней зрительный контакт. Воспроизведение написанной речи по памяти редко используется из-за потенциальных неприятностей, которые могут возникнуть, если докладчик забыл какую-то деталь, потерял мысль. Такая речь заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории и импровизацию.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Написанный текст речи осмысливается, анализируются проблемы, о которых будет идти речь, выделяются основные смысловые части, текст несколько раз перечитывается, произносится вслух, восстанавливается в памяти план и содержание. Соответствующим образом размещается текст речи: подчеркиваются основные положения речи, пронумеровываются освещаемые вопросы, выделяются фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат и т. п. Система обозначений и выделений может быть самой разнообразной: прямая, волнистая и пунктирная линии; обведение в квадрат, кружок; римские и арабские цифры; использование карандашей и фломастеров и т. п. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой