Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выразительные и гармоничные пропорции в архитектуре

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По существу архитектурная композиция носит комплексный характер, т. е. при проектировании приходится решать все стороны вопроса почти одновременно. Так, создавая план здания, нельзя не учитывать, какова может получиться объемная композиция здания, каковы могут быть форма крыши и система отвода дождевой воды, как здание будет связано с участком, с улицей и вообще с окружающим пространством… Читать ещё >

Выразительные и гармоничные пропорции в архитектуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Они являются одним из важнейших, основных средств архитектурной композиции. Пропорции сообщают наибольшую выразительность соотношениям частей здания. Изыскивая пропорции, отвечающие содержанию архитектуры здания, зодчий выявляет характерные соотношения частей и находит ту «внутренне присущую предмету меру» (К. Маркс), которая является подлинной основой красоты. При проектировании следует всегда помнить о том, что советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. «Привлекательный вид зданий и сооружений должен создаваться не путем применения надуманных, дорогостоящих декоративных украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением зданий и сооружений, хороших их пропорций, а также правильного использования материалов, конструкций и деталей и высокого качества работ» .

Комплексный характер архитектурной композиции

По существу архитектурная композиция носит комплексный характер, т. е. при проектировании приходится решать все стороны вопроса почти одновременно. Так, создавая план здания, нельзя не учитывать, какова может получиться объемная композиция здания, каковы могут быть форма крыши и система отвода дождевой воды, как здание будет связано с участком, с улицей и вообще с окружающим пространством. Создавая интерьер, нужно думать о том, каковы могут быть фасады здания, и наоборот. Вследствие указанных соображений процесс творчества идет циклами. Создав первый эскиз и уяснив себе его положительные стороны и недостатки, необходимо вновь вернуться к плану здания и его пространственной композиции, пытаясь найти лучшее решение и затем снова пройти весь круг вопросов, выяснение которых необходимо для всестороннего выполнения поставленной задачи.

Тем не менее, существует определенная целесообразная очередность рассмотрения этих вопросов и в основу архитектурной композиции следует положить прежде всего практические задачи, вызываемые назначением сооружения, — его план и композицию внутреннего пространства. Расположение композиции в пространстве. Ориентировка здания. Композицию здания нельзя создавать вне связи с внешним пространством и при создании главного композиционного ядра, а также при расположении вспомогательных помещений нельзя не учитывать целесообразной ориентировки здания по сторонам горизонта.

Действительно, от правильной ориентировки здания зависит освещенность помещений и степень их нагрева солнечным светом. И на жарком юге, где приходится защищаться от перегрева помещений и искать прохлады, и на холодном севере, где, наоборот, ищут солнца, целесообразная ориентировка здания является одинаково важной.

Важность целесообразной ориентировки зданий отмечалась еще в глубокой древности. Римский теоретик архитектуры Витрувий изложил глубоко «продуманные принципы ориентировки помещений жилого дома в условиях юга. Он рекомендует располагать зимние столовые окнами на зимний закат потому, что они освещаются солнцем в обеденное время. Спальни и библиотеки должны выходить на восток, потому что назначение их требует утреннего света. Летние столовые, требующие прохлады, следует ориентировать на север. На север целесообразно ориентировать также картинные галереи, требующие равномерного освещения.

Жилые комнаты можно ориентировать и на юг, если перед ними устроены террасы с перекрытиями, козырьки или другие солнцезащитные устройства, так как летом солнце ходит высоко над горизонтом и дает под портиком тень, зимою же оно находится низко над горизонтом, светит прямо в окна, освещая и согревая находящиеся за ними помещения. В условиях юга эти указания сохраняют свое значение и в настоящее время. На севере, где нет необходимости заботиться о защите помещений от перегрева солнцем, жилые комнаты лучше всего ориентировать на юг или на восток.

Связь внутреннего и внешнего пространства и внешний облик здания. Композицию внутреннего пространства и план здания невозможно создать в отрыве от объемной композиции.

Ранее указывалось, что без ясного представления о внешнем объеме и о связи внутреннего пространства с внешним не может быть построена целесообразная композиция внутреннего пространства.

Связь внутреннего пространства здания с внешним зависит прежде всего от назначения здания. У жилого дома эта связь будет не такая, как у общественного здания, театр получит иные формы связи, чем вокзал, и т. п. По своему назначению отдельные помещения здания по-разному открываются во внешнее пространство. Одни из них носят более замкнутый характер, будучи предназначены для сосредоточенной и углубленной работы, другие должны быть более открытыми во внешнее пространство и связаны с природой; одни нужно осветить больше, другие меньше и т. д.

В соответствии с природными условиями нередко устраивают одни стороны здания более закрытыми, защищаясь от холодных ветров, другие более открытыми навстречу солнцу и благоприятным ветрам. Вследствие этого дом также получает своеобразный облик.

Большое значение в композиции дома имеет также крыша, в особенности на севере. Высокие крутые крыши, целесообразные по климатическим условиям, придают своеобразный облик дому, создавая впечатление надежного укрытия от стихийных сил, переходящее в эстетическое качество. Внимательное изучение каждого помещения и установление необходимой для него меры замкнутости или открытости имеет огромное значение и для удобства пользования зданием, и для выявления назначения его во внешнем облике.

Действительно, величина и расположение оконных и дверных проемов, как правило, имеют весьма важное значение для выявления характера здания в его внешнем облике.

Ряд примеров современных зданий различного назначения показывает, что сущность здания, его назначение ярко выявляются в его внешнем облике благодаря той или иной степени открытости или замкнутости. Театр представляет почти совершенно замкнутый снаружи объем, так как главное его помещение — зрительный зал — изолируется от дневного света. Открытый характер имеют его главный вход, вестибюль и фойе, в облике которых выражается общественный характер этого здания. В. композиции библиотечных зданий почти глухие, с небольшими щелевидными окнами помещения книгохранилища всегда контрастируют с просторными, открытыми наружу при помощи больших и высоких окон светлыми читальными залами и. просторным вестибюлем, имеющим большой, как бы приглашающий внутрь вход, свойственный всем видам общественных зданий.

Особенно открытый характер композиции имеют все виды парковых сооружений и здания санаториев и домов отдыха, связанные с внешним пространством при помощи больших открытых галерей, лоджий, окон, балконов и т. и.

Здание, обращенное к солнечной стороне и более замкнутое с севера, будет солнечным, радостным, приветливым и уютным. Этим в значительной мере определяется характер внешнего облика таких зданий, как гостиница, пансионат и т. п.

Общественное здание с открытым, приглашающим входом, обращенным к городской площади, и с выявленным в объемной композиции главным пространством получает облик, отвечающий содержанию. Процесс выявления связи внутреннего пространства с внешним является одним из наиболее ответственных в архитектурной композиции; при этом возникает и ритмическая структура здания, акценты которой, как правило, зависят от размещения интервалов, определяемых расположением отверстий, а в соответствии с этим устанавливается и расположение основных опор.

Отыскивая внутренние закономерности строения создаваемого архитектурного сооружения и выявляя эти закономерности во внешнем облике здания, архитектор в то же время создает основу художественного образа здания, не требующего внешних украшений, так как оно обладает той выразительностью и красотой, которая является внутренне ему присущей, если эти внутренние закономерности правильно найдены и выявлены.

Расположение входов. Важное значение для композиции здания имеет расположение входов. При первом взгляде на здание, каково бы оно ни было, должно быть ясно, где расположен его главный вход, а где вспомогательные входы.

Характер оформления главного входа и его размеры зависят от значения здания и от важности его входа.

Главный вход можно выделить при помощи средств архитектурной пластики (орнамент, рельеф и т. п.) или же при помощи цвета (поливная керамика, цветная штукатурка и др.). Второстепенные входы должны быть, соответственно, более скромными.

Крупные общественные здания при большом числе посетителей должны иметь перед входом укрытие от дождя и солнца. К тому же переход от свободного, светлого открытого пространства к внутреннему, более темному и ограниченному пространству здания должен быть смягчен посредствующим полузамкнутым пространством.

Что касается выходов, служащих только для разгрузки здания, то их делают снаружи возможно менее заметными, чтобы их нельзя было принять за входы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой