Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Концепция демонической личности и ее мифологическая основа в поэме М. Лермонтова "Демон"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В русской традиции персонифицированным злом выступает нечистая сила, которая с принятием христианства стала осознаваться как образ Антихриста, а с европеизацией России к XIX веку получила определение демонического (общее обозначение той реальности, которая стоит за именами: черт, сатана, Люцифер, демон, Князь Тьмы). В исследовании рассматриваются предпосылки возникновения и формирования мифа… Читать ещё >

Заключение. Концепция демонической личности и ее мифологическая основа в поэме М. Лермонтова "Демон" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В истории мировой художественной культуры обнаруживается стабильное присутствие демонической темы. Анализ развития образных воплощений демонического позволяет утверждать, во-первых, что демоническое — явление эстетического и культурно-религиозного порядка; во-вторых — актуализация демонической темы в художественном творчестве происходит в кризисные времена. Увлечение демоническим глубоко присуще Лермонтову.

В русской традиции персонифицированным злом выступает нечистая сила, которая с принятием христианства стала осознаваться как образ Антихриста, а с европеизацией России к XIX веку получила определение демонического (общее обозначение той реальности, которая стоит за именами: черт, сатана, Люцифер, демон, Князь Тьмы). В исследовании рассматриваются предпосылки возникновения и формирования мифа о демоне в мировой культуре; эстетика образных воплощений демонического в русской художественной культуре, впервые появившегося в русском романтизме как положительный герой в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Значительное влияние на развитие образных воплощений демонического в русской литературе оказал образ Демона одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, к которому в той или иной степени, в различных постановках философских, эстетических, литературоведческих и культурологических проблем обращались современники поэта, русские писатели, критики, исследователи XIX, XX и начала XXI века. А. А. Блок в начале XX века высказал мнение, что «Демон» Врубеля — и «Демон» Лермонтова — «символ наших времен».

По результатам нашего исследования можно определить, что актуальными воплощениями демонического образа оказываются одновременно христианские и языческие (фольклор) традиции, а также трансформации демонических образов в мировой литературе. Лермонтов использует библейскую и мифологическую основы, а также и эпосную.

Демон страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость. Одну минуту своих «непризнанных мучений» он ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской». Но Демон также и образ символический. Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.

В поэме есть ориентация на определенные типы мифологического сознания. Для Тамары это сложный переход от патриархального эпического сознания к постижению норм нравственности, вносимых христианством. Для Демона — восприятие мира, осознание себя в рамках христианского деления на мир горний и дольний. Свое искупление лермонтовский герой мыслит как приобщение к святыне, обретение «святого покрова» благодатной любви. И впервые останавливается перед невозможностью возвращения, изгнанный из храма природы, любви и красоты. Философские идеи поэмы завершено воплощены в симметрично соотнесенных двух главных моментах коллизии. В первой части — вхождение в эпический мир, во второй — в храмовый. Сюжетные ситуации и образы «языка» героев развивают это противостояние. Эпические мотивы похищения женщины, поединка разрешены в балладном финале первой части. Мотивы приобщения к святым таинствам обретают формы исповеди, проповеди, торжественного песнопения, возвещающих победу над духом тьмы, обрекающих Демона на вечное одиночество и служение злу.

Анализ художественного пространства поэмы обнаруживает пара-мифологическую ситуацию, т. е. творимый автором миф о попытке вочеловечения Демона и связанные с нею мотивы (например, слеза героя). С одной стороны, герой поэмы устремлен к преодолению заданности, с другой стороны, отождествление Демона с сатаной удерживает библейский порядок. Вряд ли есть основание говорить о «вторичном отвержении» Демона (Роднянская), ибо злой дух испытывает каноническую судьбу.

Особый интерес для меня представлял поиск материала о создании поэмы и её продолжение в произведениях живописи, графики и музыке. А также библейские, мифологические произведения, что легли в основу поэмы. В дальнейшем хотелось бы рассмотреть материал о постановках поэмы «Демон» на театральной сцене.

В процессе работы я научилась.

  • · раскрывать воплощения демонического комплекса в художественном произведении М. В. Лермонтова;
  • · узнала, что поэмы, рассказы, сказки могут подвигнуть на появление новых произведений искусства — живописи, музыки.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой