Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности формирования визуального имиджа политиков и государственных служащих

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Публичные политики, администраторы и рядовые государственные служащие по роду своей деятельности встречаются со множеством людей. Первое впечатление о незнакомом человеке обычно формируется в течение от 30 секунд до 4 минут, оно имеет большое значение и долго остается неизменным. По утверждению психологов, мы воспринимаем черты другого человека в следующем порядке: цвет кожи, пол, возраст… Читать ещё >

Особенности формирования визуального имиджа политиков и государственных служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Имидж нельзя сводить только к проявлению внешнего «Я», равно как нельзя рассматривать его только в качестве некоего удачно найденного статичного проявления «выигрышных» черт. Имидж рассматривается как наиболее важный аспект самопродвижения по карьерной лестнице. Не существует «правильного» способа самоподачи. Нельзя добиться успеха, не познав неудач. Если человек преподносит себя как «успешную» личность, его и будут воспринимать таким образом. Следовательно, придется подтверждать свой имидж деятельностью. Публичный имидж человека обычно рассматривается окружающими людьми как отражение уровня самооценки.

Одновременно имидж позволяет идентифицировать себя с другими людьми, организацией, статусом и подчеркнуть индивидуальность личности. Это достигается внешностью (стилем одежды и аксессуарами), особенностями речи, подбором слов, манерой держаться и невербальной речью («языком тела») и даже индивидуальным подбором окружающих предметов.

Роли, «исполняемые» политиками и государственными служащими, связаны с объемом ответственности, которую люди готовы взять на себя. Роль лидера, безусловно, связана с демонстрацией независимости и индивидуальности. Государственный служащий, наоборот, берет на себя ответственность только в рамках должностных инструкций, а потому демонстрация независимости и индивидуальности на работе ему явно противопоказана.

Но, подавая себя в стереотипном обличье, администраторы обречены на отношение окружающих к ним как к «функции». Имидж управленца содержит больше стереотипов, государственный служащий должен демонстрировать, прежде всего, деловые качества. Имидж управленца — имидж корпоративный, он «отражает» прежде всего «лицо» организации. Чрезвычайно значима демонстрация целостности и идентичности группы людей, входящих в управленческую структуру. Индивидуализация имиджа политика предполагает стратегическое развитие выбранного образа, выделение его среди других.

Следующим этапом в развитии имиджа выступает акцентуация, при которой некоторые черты становятся гипертрофированными, отвлекая внимание от остальных. Целью акцентуации является подчеркивание запланированных характеристик. Дальнейшее развитие имиджа — продвижение. Важно не только довести информацию о существовании определенного политика с его «уникальным» имиджем, но и описать его характерные особенности и достоинства. Очевидно, что реализовать эту задачу можно, лишь специально создавая ситуации, при которых эти характеристики могут проявиться более ярко.

Важнейшей характеристикой имиджа политика, которую следует подчеркивать, является профессионализм, предполагающий наличие компетентности, уверенности, доверия, постоянства и контроля (прежде всего, за своими эмоциями, за другими людьми, за реализацией проектов). Не менее значима демонстрация силы, в известной мере даже агрессивности.

Хотя в последнее десятилетие явно обнаружилась настоятельная необходимость умения «подать» себя и для политиков, и для функционеров, до сих пор многие руководящие работники игнорируют важность поддержания физической формы. «Телесный» имидж важен для управленца. Известно, что крупные (но не «рыхлые») люди воспринимаются окружающими, как более влиятельные, значительные, способные взять на себя больше ответственности. Люди маленького роста, преодолевая комплекс Наполеона, могут пытаться компенсировать незначительность своей фигуры поведением, преисполненным не только достоинства, но и важности, даже напыщенности («надулся, как индюк»).

Проецируемый имидж будет эффективным только в том случае, если он должным образом воспринимается другими людьми. Поэтому можно условно выделить три компонента имиджа: собственного воображаемого имиджа индивида, проецируемого (демонстрируемого) имиджа и воспринимаемого имиджа (какими нас видят окружающие). Обратная связь «окружающие — носитель имиджа» важна, поскольку позволяет сделать имидж эффективнее. Политик должен четко следовать линии своего имиджа. Безусловно, имидж выстраивается «на контрасте»: «новый — старый», «хозяйственник — публичный политик» и т. д.

Публичные политики, администраторы и рядовые государственные служащие по роду своей деятельности встречаются со множеством людей. Первое впечатление о незнакомом человеке обычно формируется в течение от 30 секунд до 4 минут, оно имеет большое значение и долго остается неизменным. По утверждению психологов, мы воспринимаем черты другого человека в следующем порядке: цвет кожи, пол, возраст, габариты, выражение лица, глаза и взгляд, волосы, тип конституции, одежда, движения. Причем на 55% впечатление о человеке создается на основе того, что видат окружающие (визуальный имидж), на 38% — как говорит человек (тон, тембр голоса, темп речи, паузы, дикция, акцент). И лишь 7% впечатления складывается на основе слов собеседника.

И для политика, и для государственного служащего хорош добротный, солидный консерватизм. Госслужащие на работе должны одеваться скорее консервативно, говорить размеренно и избегать нервных привычек. Но, условно говоря, заместитель не должен одеваться и выглядеть лучше или так же, как его начальник. Одинаковая одежда людей с разным статусом не только создает атмосферу неловкости, но и размывает социальные роли, которые они играют. Невысокий человек будет казаться еще меньше, если встанет рядом с высоким.

В наших представлениях о других людях присутствуют определенные стереотипы. Хрупких людей мы склонны считать чуткими, умными и впечатлительными, людей с мускулистыми спортивными фигурами воспринимаем, как динамичных и агрессивных, а полные люди вызывают в нас умиротворение, кажутся добродушными и менее строгими. Это ложные стереотипы.

Своей осанкой человек демонстрирует окружающим, насколько вправе он занимать то или иное место, как важно для него присутствие других людей. Хорошая осанка для политика и госслужащего — отнюдь не «армейская выправка», а раскованное, не «зажатое» тело естественная линия посадки головы. Здесь срабатывает общее правило: чем больше места занимает человек, тем внушительнее он выглядит. Выговор подчиненным, который руководитель делает, согнувшись в кресле и потрясая кулаком, будет воспринят, как менее угрожающий, чем в ситуации, когда руководитель сидит прямо. Также выговор будет воспринят как более суровый, если, произнося слова, руководитель энергично и быстро двигает указательным пальцем. Еще большее психологическое давление на подчиненного будет оказывать указательный палец, направленный прямо на него. В данном случае жест выполняет коммуникативную функцию. Он рассматривается, как эмоциональная реакция, вводная, предваряющая стадия действия.

Внутренне стремление «выйти из ситуации» проявляется, когда у человека поднята вверх и откинута назад голова, плечи напряжены, локти прижаты к бокам, ноги мелко переступают. Не всегда уместен наклон головы, поскольку он придает человеку нерешительный вид. Впечатление целеустремленности и непреклонности усиливается, когда человек говорит, держа голову неподвижно, передавая эмоции выражением глаз. Агрессивные намерения будут «читаться» окружающими, если у говорящего подбородок вытягивается вперед, руки сгибаются в локтях, сжимаются пальцы рук. Напряженность в груди создает впечатление о человеке, как о субъекте напыщенном, с очень большим самомнением. Сложенные перед грудью руки в некоторых ситуациях будут восприниматься окружающими, как агрессивное неприятие происходящего, внутреннее сопротивление, стремление дистанцироваться. Заложенные за спину руки позволяют избежать нервных жестов, оставляют открытыми грудь и живот (человек «открыт»), «читаются» окружающими, как признак значительности и уверенности.

Чем меньше «защитных» жестов использует человек, тем более значительным и доброжелательным он выглядит. Перед важными совещаниями, выступлениями, презентациями, отчетами рекомендуется провести мини-релаксацию. Вполне достаточным будет просто встряхнуть ноги и руки перед тем, как вступить в напряженную ситуацию.

Чем больше человек уверен в себе, тем более широкие жесты он используете Это проявляется, например, когда, сидя за столом, человек кладет руки перед собой полукругом, как бы «огораживая территорию», или соединяет ладони, образуя пирамиду. Открытые ладони демонстрируют окружающим честность («я открываю свои карты»). Если поза человека симметрична, то она демонстрирует для окружающих его безусловное право занимать это пространство.

Наиболее позитивно воспринимаются прямая осанка, энергичные движения, спокойствие. Психологи считают, что самый легкий способ стать похожим на другого человека, чтобы быть «принятым» им, — принять его позу. Естественно, это не должно выглядеть карикатурно. Кроме того, нужно с очень большой осторожностью относиться к жестам «касания». Многими людьми прикосновение другого воспринимается как назойливость, вторжение на его личную территорию. Обычно первым дотрагивается человек, обладающий более высоким статусом и рангом. Прикосновение к плечу «читается» как демонстрация превосходства или покровительства, прикосновение к предплечью выглядит более дружеским. Весьма негативно воспринимается ситуация, когда служащие принимают абсолютно непроницаемое выражение лица, дистанцируясь от своих собеседников. Во время переговоров подобные «застывшие маски» бывают оправданы стратегически. Но это воспринимается окружающими не менее негативно, чем осуждающее, сардоническое или агрессивное выражение лица (напряженный лоб, вздернутые или сдвинутые брови, выдвинутая вперед нижняя челюсть, поджатые губы, прищуренные глаза и т. д.).

Государственные служащие и публичные политики, если не хотят терпеть неудачи даже в мелочах, должны избавиться от привычки постукивать ногами, подергивать стопой, крутить на пальце прядь волос, барабанить пальцами, нервно посмеиваться, жевать резинку, поправлять без особой нужды одежду (стряхивать невидимые пылинки), покусывать ногти, перекладывать без необходимости предметы, поглаживать волосы и т. д. Помимо того что это неприлично, эти жесты читаются другими, как признаки неуверенности в себе. Прямой пристальный взгляд помогает поддерживать имидж уверенного, честного человека. «Бегающий взгляд» воспринимается окружающими, как симптом легко лгущего человека.

Человек с опрятной внешностью демонстрирует окружающим чувство собственного достоинства. Имеют значение не только одежда, но чистые, хорошо подстриженные волосы, здоровая кожа, хорошие зубы, ухоженные руки. Важны даже такие мелочи, как гладко выбритое лицо («читается» как демонстрация честности). Усы и бороду противопоказано носить людям, связанным с банковской системой и торговлей.

В одежде государственным служащим, безусловно, стоит отдавать предпочтение строгому классическому покрою, особенно если работа связана со всевозможными встречами и совещаниями. Следует избегать перенасыщенности деталями и отделкой. Костюм из плотной ворсистой ткани «говорит» о своем обладателе, как о человеке основательном, с традиционными ценностями. Предпочтение шелковых, «струящихся» тканей будет воспринято окружающими, как стремление выделиться, претензия на «особое» место. Предпочтение холодных и темных тонов делают человека более авторитарным и значительным. Преобладание в одежде нейтральных тонов (бежевого, песочного, коричневатого) делает человека менее официальным.

Психологи считают, что по степени ослабления авторитарности цвета одежды располагаются следующим образом: черный, темносиний, серый, темно-зеленый, серо-голубой, светло-бежевый. Среди цветов «официального» костюма встречается коричневый. Однако следует помнить, что его использование может «прочитываться» окружающими, как признак депрессивного состояния человека. На ответственные мероприятия (выступления, встречи, отчеты и т. д.) не рекомендуют надевать только что купленные вещи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой