Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная адаптация как социально-педагогическое явление. 
Характеристика проблем социальной адаптации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе (нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, неумение общаться, адекватно вести себя, низкая познавательная активность, ограниченный кругозор, низкий уровень сформированности речи, движений и др.); Дезадаптация — срыв адаптационных возможностей. Задача педагога организовать условия профилактики адаптационных… Читать ещё >

Социальная адаптация как социально-педагогическое явление. Характеристика проблем социальной адаптации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В социально-педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.

Считается, что адаптационный характер реакции организма приобретают тогда, когда они отвечают таким условиям: 1) внешние воздействия являются для человека необходимыми, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма и личности на данный момент; 2) ответная перестройка организма и личности происходит в результате более или менее длительного.

Адаптивность — способность к приспособлению у разных людей различна. Зависит от особенностей строения и функционирования ЦНС, от физического, психического и нравственного здоровья человека.

В настоящее время ученые связывают возможности адаптивности и уровень адаптации:

  • — со структурно-функциональной организацией мозга;
  • — с защитными силами организма (биоэнергетический потенциал);
  • — с особенностями функционирования ЦНС.

Факторы, влияющие на уровень и возможности к адаптации:

  • — генетические особенности человека (обмен веществ, различие биохимических реакций, разные типы реагирования);
  • — физическое здоровье человека;
  • — его психический статус;
  • — качества и черты личности, заложенные средой воспитания;
  • — условия социальной среды, в которой находится человек.

Равновесие между внутренними (биологическими) и внешними (социальными) условиями обеспечивает нормальный ход развития человека и его адаптацию.

Показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка к школе:

  • — отклонение в психофизическом развитии и здоровье;
  • — недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе (нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, неумение общаться, адекватно вести себя, низкая познавательная активность, ограниченный кругозор, низкий уровень сформированности речи, движений и др.);
  • — несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности (недоразвитие произвольного внимания, памяти, слабость произвольной деятельности, недостаточное развитие моторики рук, несформированность пространственных ориентаций, нарушение координации в системе рука-глаз, низкий уровень развития фонематического слуха и т. д.).

Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации:

  • — нарушение экологического равновесия в окружающей среде;
  • — ослабление репродуктивного здоровья девочек, рост числа женских заболеваний;
  • — рост алкоголизма, наркомании;
  • — низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи;
  • — незащищенность отдельных групп населения (безработные, эмигранты, беженцы, лица, подвергшиеся воздействиям катастроф, войн и т. д.);
  • — недостатки в медицинском обслуживании;
  • — несовершенная система дошкольного воспитания, перегруженность, неадаптированность к ребенку школьных программ.

Дезадаптация — срыв адаптационных возможностей. Задача педагога организовать условия профилактики адаптационных нарушений у детей в образовательном пространстве. Если же дезадаптация возникла, необходимо организовывать условия коррекции через компенсацию недостатков в развитии.

Успешность компенсации будет зависеть:

  • — от генетического потенциала;
  • — от адекватности педагогических воздействий психологическим особенностям;
  • — от собственных компенсаторных возможностей ребенка (количества сохранных функций и систем организма и их интеграция);
  • — от конкретных требований, составляющих социально-психологический норматив социальной ситуации, в которой находится человек.

Условия предупреждения и преодоления функциональных нарушений:

  • — раннее диагностирование и вмешательство в ход аномального развития;
  • — комплексный подход к коррекции;
  • — адекватное обучение и воспитание;
  • — повышение общего культурного развития и профилактическая работа с семьей;
  • — специальная работа по развитию, формированию высших психических функций и личности ребенка.

Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой