Социальная адаптация как социально-педагогическое явление.
Характеристика проблем социальной адаптации
Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе (нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, неумение общаться, адекватно вести себя, низкая познавательная активность, ограниченный кругозор, низкий уровень сформированности речи, движений и др.); Дезадаптация — срыв адаптационных возможностей. Задача педагога организовать условия профилактики адаптационных… Читать ещё >
Социальная адаптация как социально-педагогическое явление. Характеристика проблем социальной адаптации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В социально-педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.
Считается, что адаптационный характер реакции организма приобретают тогда, когда они отвечают таким условиям: 1) внешние воздействия являются для человека необходимыми, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма и личности на данный момент; 2) ответная перестройка организма и личности происходит в результате более или менее длительного.
Адаптивность — способность к приспособлению у разных людей различна. Зависит от особенностей строения и функционирования ЦНС, от физического, психического и нравственного здоровья человека.
В настоящее время ученые связывают возможности адаптивности и уровень адаптации:
- — со структурно-функциональной организацией мозга;
- — с защитными силами организма (биоэнергетический потенциал);
- — с особенностями функционирования ЦНС.
Факторы, влияющие на уровень и возможности к адаптации:
- — генетические особенности человека (обмен веществ, различие биохимических реакций, разные типы реагирования);
- — физическое здоровье человека;
- — его психический статус;
- — качества и черты личности, заложенные средой воспитания;
- — условия социальной среды, в которой находится человек.
Равновесие между внутренними (биологическими) и внешними (социальными) условиями обеспечивает нормальный ход развития человека и его адаптацию.
Показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка к школе:
- — отклонение в психофизическом развитии и здоровье;
- — недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе (нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, неумение общаться, адекватно вести себя, низкая познавательная активность, ограниченный кругозор, низкий уровень сформированности речи, движений и др.);
- — несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности (недоразвитие произвольного внимания, памяти, слабость произвольной деятельности, недостаточное развитие моторики рук, несформированность пространственных ориентаций, нарушение координации в системе рука-глаз, низкий уровень развития фонематического слуха и т. д.).
Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации:
- — нарушение экологического равновесия в окружающей среде;
- — ослабление репродуктивного здоровья девочек, рост числа женских заболеваний;
- — рост алкоголизма, наркомании;
- — низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи;
- — незащищенность отдельных групп населения (безработные, эмигранты, беженцы, лица, подвергшиеся воздействиям катастроф, войн и т. д.);
- — недостатки в медицинском обслуживании;
- — несовершенная система дошкольного воспитания, перегруженность, неадаптированность к ребенку школьных программ.
Дезадаптация — срыв адаптационных возможностей. Задача педагога организовать условия профилактики адаптационных нарушений у детей в образовательном пространстве. Если же дезадаптация возникла, необходимо организовывать условия коррекции через компенсацию недостатков в развитии.
Успешность компенсации будет зависеть:
- — от генетического потенциала;
- — от адекватности педагогических воздействий психологическим особенностям;
- — от собственных компенсаторных возможностей ребенка (количества сохранных функций и систем организма и их интеграция);
- — от конкретных требований, составляющих социально-психологический норматив социальной ситуации, в которой находится человек.
Условия предупреждения и преодоления функциональных нарушений:
- — раннее диагностирование и вмешательство в ход аномального развития;
- — комплексный подход к коррекции;
- — адекватное обучение и воспитание;
- — повышение общего культурного развития и профилактическая работа с семьей;
- — специальная работа по развитию, формированию высших психических функций и личности ребенка.
Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей.