Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Праздник как торжество Эроса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы это продемонстрировать, мы обратимся к представлениям, сложившимся в психоанализе. С одной стороны, праздник способствует утверждению космоса, в том числе, и социального, т. е. укреплению нравственности этноса, установлению норм поведения, а с другой, он открывает клапан для выхода и изживания накопленных инстинктов и влечений, в повседневной жизни вытесняемых в подсознание. Так, кроме… Читать ещё >

Праздник как торжество Эроса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что касается масленицы в ее славянском варианте, то, несмотря на то, что тема смерти здесь присутствует, оплакивание все же отсутствует. Как было уже показано, она превращается в самый веселый и разгульный праздник, упраздняющий действующие в профанном времени жесткие табу.

Чтобы это продемонстрировать, мы обратимся к представлениям, сложившимся в психоанализе. С одной стороны, праздник способствует утверждению космоса, в том числе, и социального, т. е. укреплению нравственности этноса, установлению норм поведения, а с другой, он открывает клапан для выхода и изживания накопленных инстинктов и влечений, в повседневной жизни вытесняемых в подсознание. Так, кроме всего прочего, масленица демонстрирует и закрепляет систему публичного и общественного поощрения тех, кто в положенном возрасте своевременно вступает в брак. Поэтому она считается праздником молодоженов. В праздничных масленичных обрядах можно наблюдать публичное восхваление и поощрение молодых. Не случайно масленица — период в цикле половозрастной стратификации, заключающий период свадьб и заключения браков. Поэтому разгульный праздник масленицы наступает по окончании так называемых «свадебных недель»169. Этот праздник как бы подводит итог имеющим космологическое значение фактам, представая публичной демонстрацией свершившегося в круговращении космоса акта. Такая предпринимаемая с целью поощрения врачующихся демонстрация закрепляется в группе масленичных обрядов. Так, один из известных масленичных обрядов известен, как катание с гор, причем, прежде всего, молодоженов. Как пишет И. Забелин, собственно масленичные потехи состояли в катании на санях по улицам и в катании на горах, устроенных из льда и снега. Горы на масленице, как качели на святой, были основной забавой170. Поскольку катание с гор — любимое развлечение, то пословица «не все коту масленица» была переделана на «не всегда катанье об масленице»171. При этом важно иметь в виду, что такое катание превращается в публичное обозрение, предполагающее активное участие в нем всех жителей села, предусматривающее всякого рода выкрики, одобрения, просьбы как реакцию на поцелуи между молодоженами. Это обстоятельство дает основание утверждать, что масленичные обряды носили особенно откровенный эротический характер172, что аграрной символике не противоречит. Здесь важно не только то, что это публичное признание вступивших в брак, но и то, что такое признание происходит в форме катания с гор. Гора здесь — символ нарождающегося солнца, зоз а, следовательно, весны, т. е. наступления нового года и, соответственно, новой жизни, в которую под общее ободрение сельчан вступают молодые люди. Мотив горы подчеркивает не просто нравственный или социальный смысл поступка, а его мифологическое, а, следовательно, космологическое значение. Исследуя строение произведения искусства С. Эйзенштейн приходил к выводу о том, что в основе такого строения оказываются сохраняющиеся в мифологии и фольклоре структуры «пралогического» или архаического сознания. В частности, он обратил внимание на то, что эта закономерность проявляется в переносе эмоционального состояния персонажей на природу. В случае с масленицей и, в частности, с катанием молодоженов с гор речь идет не столько о переносе таких чувств на космос, а скорее о созвучности эмоциональных переживаний и даже, более того, поведения людей жизни космоса. Выводу С. Эйзенштейна это не противоречит, поскольку в основе художественных построений все равно оказывается сопричастность человеческой жизни жизни космической. Любопытно, что соотносимое с солярными представлениями катание с гор сопровождается драками. Во всяком случае, последние имели место часто. Например, без ссор катание с гор не обходится. Причем, они приобретали групповой характер. Иначе говоря, в единоборство вступали парни одной деревни против парней другой, демонстрируя оппозиционную стихию зрелищного общения173. Ссора и драка означают остаток изображающего схватку между зимой и весной древнейшего обряда, что космологической картине мира соответствует. Известно, что в Сибири во время масленицы существовал обычай брать приступом городки. На берегу реки или на площади из снега и льда выстраивалась крепость. Участники игры делились на две партии — осаждавших и осаждаемых. Первые верхом на лошадях стремились ворваться в крепость, другие, вооруженные палками, их не пускали. После окончания игры устраивался пьяный разгул174. Такая игра тоже является поздней театрализованной формой воспроизведения космологической картины мира, лишенной, правда, в XIX веке своего сакрального смысла. Между тем, можно допустить, что в древности такое противостояние предполагало жертвоприношение, без которого не могла бы наступить и ассоциирующаяся с земледельческой утопией весна. Наконец, если иметь в виду жесткую санкцию общества, связанную с регламентацией вступления в брак, то она воспроизводится в масленичных катаниях на лошадях. Они также вызваны к жизни необходимостью превратить зрелище в один из значимых в древних культурах обрядов. Причем, если на архаических стадиях истории достаточно было и самого простого обряда — катания с горы, то в поздней истории к масленичным обрядам присовокупляется и обряд катания на лошадях, ассоциирующийся с масленичными гуляниями и самой масленицей вообще. При этом интересно отметить, что первоначально данный обряд возникает в городе, в котором, как известно, традиционные обряды приобретают яркую зрелищность, утрачивая первоначальный сакральный смысл и превращаясь в театрализованное представление, развлечение. Лишь позднее, укрепившись и развившись в городах, он начинает распространяться в сельской Руси. Более того, не теряющий своей связи с поощрением вступающих в брак такой обряд несет на себе след вкусов и пристрастий заявляющих о себе представителей среднего класса с присущей им тенденцией к демонстрации богатства в виде, например, украшений лошадей и саней. О том, что праздничный веселый ритуал здесь выступает формой жесткого социального контроля, свидетельствует то обстоятельство, что на масленице предусматриваются обряды, порицающие холостяков, т. е. тех, кто не вступает в брак в возрасте, который членами этноса для создания семьи считается благоприятным. Таким образом, праздник масленицы, как и всякий праздник вообще, проводится ради утверждения социальных норм и демонстрации соответствия им поведения людей. Однако утверждая, что праздник связан с поддержанием нравственной нормы, мы лишь попробовали выявить один из определяющих признаков праздника и, в частности, масленицы. Другая сторона праздника связана с тем, на чем ставит акцент психоанализ. Видимо, всякий, но, в том числе, и обрядовый текст, с одной стороны, способствует вытеснению влечений в бессознательное, а, с другой, приоткрывает клапан для частичного выхода в сознание, его прорыва в образах фантазии и даже обрядовых действиях. Правда, как настаивают представители психоанализа, такие тексты этот выход влечений эротического характера обычно зашифровывают, прибегая к активной символизации. Иначе говоря, в данном случае мифологические, обрядовые и вообще фольклорные тексты расшифровываются по типу толкования сновидений, позволяющих, как утверждал Фрейд, выявить структуры бессознательного. Как свидетельствуют представители психоанализа, потребность в создании и рассказывании мифов возникает вместе с отказом от принципа удовольствия и подавлением влечений, а также с необходимостью компенсировать их фантазией175. Таким образом, миф в его праздничных (а следовательно, и масленичных) формах воспроизведения — результат вытеснения либидо, т. е. эротической энергии. Но в том-то и дело, что либидо как из самой жизни, так и из мифа вообще вытеснить можно лишь частично. В силу своей связи с фантазией, бессознательным последний снимает остроту, связанную с вытеснением. Вытесненные желания все же допускаются и после самого вытеснения, но допускаются лишь в форме мифа. Последний — следствие вытеснения, но следствие, реабилитирующее вытесненное, правда, в символической форме, в форме фантазии. Согласно психоанализу, миф возникает как возмещение отрицательных влечений и их проекция на богов и героев, которым разрешается то, что запрещено людям. Если праздник рассматривать в этом аспекте, то устранение запретов здесь распространяется на всех участников праздника, поскольку, следуя заданному предками образцу, они творят новый космос. Если к масленице отнестись как специфическому тексту, то такая амбивалентность ему также свойственна. В самом деле, когда говорится, что масленица — самый разгульный праздник, то под этим подразумевается и то, что здесь присутствует активное эротическое содержание. В самом деле, это очевидно уже по обрядовому катанию с гор, когда в санках девушка садилась парню на колени, а также по тому, что такое катание предполагало поцелуи. При этом эротика имела также космический смысл, поскольку чем она была откровеннее, тем больше в ней содержалось магического смысла. Вызывая к жизни подобные масленичные катания, земледелец думал даже не столько о крепости и здоровье этноса, которых без семьи не бывает, но, в том числе, и о плодородии земли. В данном случае человеческая эротика выражала активность человека по отношению к природе и космосу, поскольку она магически действовала на плодоносящую стихию земли, на будущий урожай. В качестве примера сошлемся, например, на то, что в соответствии с мифологическими представлениями обработка земли и ее засевание связаны с половым актом и оплодотворением. Поэтому, скажем, сев считался исключительно мужским делом. Причем, он осуществлялся обнаженными мужчинами176. Не случайно воспроизведение в сновидениях пахоты представители психоанализа интерпретируют как символ полового акта177. Так мы получаем возможность продолжить мысль о том, почему в комплексе масленичных обрядов на Руси отсутствует мотив воскресения в его непосредственной форме. Все дело в том, что в данном случае предполагаемый и напрашивающийся обрядовый катарсис земледельцем направлен не на сам обряд, а на космос. Иначе говоря, жертвоприношение земледельцем связывалось с практическим, утилитарным смыслом. Божество, растерзанное людьми, воскресает не в той же самой плоти, а в природе, демонстрируя расцвет растительной и животной стихии, что предстает в обильном урожае и продовольственном изобилии. Ведь сверхзадачу масленицы изобилие и представляет. Потому во время этого праздника оказываются столь изобильными угощения и столь разнообразными напитки. Например, к празднику готовились обильные угощения и варилось в огромных количествах пиво. Так, в северных и поволжских областях — до 30—40 корчаг на село178. Напитки находились в центре праздничного стола. Их потребление предшествовало угощениям, сопровождая все веселье. Считалось, что без пива не бывает праздника, поскольку оно относится к сакральным напиткам и употребляется во время поминания-почитания умерших179. Пиры обычно готовили всей общиной180. Без жертвоприношения природа не могла бы обеспечить изобилия, иначе говоря, не могла бы продемонстрировать столь щедрые роды. Но чтобы эту рождающую щедрость земли обеспечить, необходимо было применить разнообразные средства, в том числе, вызвать к жизни обычно в повседневной жизни запрещаемую эротику. Поэтому ослабление в праздничные дни вытеснения эротической стихии, связанного с накоплением либидо напряжения сакрализуется, получая конструктивную мотивировку. Как из этого очевидно, праздничная эротика мотивируется практическими потребностями земледельца. В силу этого, общинные праздники допускали половое общение состоящих в родственных связях взрослых. Особенно это касалось масленицы181. Вообще, земледельческая культура, если ее воспринимать сквозь призму психоанализа, возникает как сублимация эротических влечений. У исследователей этого направления существует даже соображение о неврозе некоторых народов, не решившихся перейти к земледелию в силу обожествления земли и отождествления ее с женщиной. Очеловеченная земля подвергаться жестокому возделыванию ее пахарем не должна. Матери-земле нельзя наносить раны182. Но этот мотив ослабления вытеснения либидо имеет и другое объяснение. Поскольку праздник — это всегда воспроизведение первого дня творения, что предполагает перевоплощение в предков (а поведение последних не соответствует этическим нормам183), то эротическая вольность имеет связанное с предками основополагающее объяснение. С праздничным Эросом связан и имеющий здесь ритуальный смысл смех. В самом деле, праздник масленицы носит радостный, жизнеутверждающий характер. Несмотря на похороны Масленицы, которые, как свидетельствуют исследователи, пародируют обряд христианского погребения (это обстоятельство подчеркивает сходство русской масленицы с западноевропейским карнавалом, на что в свое время обращал внимание В. Миллер184), атмосфера обряда скорее связана со смехом, нежели с плачем. Это означает, что, предавая масленицу смерти, участники праздника убеждены в том, что смерть обернется рождением новой жизни, но уже в формах буйно цветущей природы. По сути дела, погребение для них совпадает с рождением, утверждением жизни. Вот почему лейтмотивом праздничного обряда становится смех, а не плач. Последний смысловой эпизод драмы умирающего и воскресающего божества (т. е. воскресение) здесь наслаивается на первый (умирание), совпадает с ним, начиная доминировать. Вот почему на Руси поминовение умерших (например, в Троицкую субботу) заканчивалось веселыми плясками и песнями, происходившими не без участия появляющихся на могилах скоморохов185. Но то же самое происходит и с балаганом. Апофеоз веселья и разгула затмевает вызывающую его к жизни причину. Магическое воздействие на природу, т. е. на будущий урожай заключалось также и в крайних формах обжорства. Как свидетельствует В. Пропп, во время масленицы не просто много ели, но ели как можно больше, даже если в том не было необходимости186. Масленичный стол должен был быть изобильным. На него выставлялось все лучшее: пироги, блины, мясо и т. д. Соответственно праздничной атмосфере выбирались и напитки. Такие щедрые угощения на масленицу родственников и знакомых, (а известно, что во время этих праздников люди любили и зазывать к себе в гости, и ходить в гости к другим) должны были символически реализовать земледельческую утопию, связанную с щедростью природы, способной подарить хороший урожай, если очень постараться. Масленичное обжорство — символическое предвосхищение желаемого урожая в новом году. Вообще, мотив изобилия во время масленицы свидетельствует о том, что праздничный мир — это всегда идеальный мир или некое подобие «золотого века». Это закономерно, ведь праздник воспроизводит атмосферу сотворенного предками гармонического космоса, а это не просто космос, а космос, где противоречия упразднены. Поэтому здесь можно наблюдать не только изобилие, но и абсолютную гармонию между людьми. Вот почему в масленицу не только выходило из границ пьянство и царила в страстях необузданность, но и преодолевались трения между людьми, что можно иллюстрировать традицией ходить в масленицу в гости. Как отмечает И. Забелин, этот обычай был столь силен, что его нарушение считалось преступлением187. Наконец, во время масленицы утихали ссоры, а если люди находились в конфликте, то они были обязаны помириться и попросить друг у друга прощения. Однако подобие «золотого века» праздник принимал еще и потому, что здесь на время упразднялась жесткость социальной иерархии, а люди оказывались в состоянии равенства, что закреплялось в игровых обрядах. Так, обращаясь к праздникам, устраиваемым в Древнем Риме в честь Сатурна, т. е. к сатурналиям, А. Лосев говорит, что он предполагал уравнение рабов с хозяевами188. В праздничные дни не рабы обслуживали хозяев, а хозяева обслуживали рабов. Собственно, речь здесь идет о перевертывании верха и низа, представляющим ядро карнавальной культуры как таковой.

Со временем перечисленные обрядовые действия как бы затмевают и вытесняют архетипический смысл праздника, в силу чего последний ассоциируется исключительно с разгулом и весельем. Однако выявление латентных функций зрелища требует реконструкции и архетипических его особенностей, и даже закономерностей архаического сознания, с которым древние зрелища были связаны.

В заключение подведем итоги. Анализ балагана позволил продемонстрировать не только еще одно свойство зрелища, столь же важное, как, например, функционирующую в его структурах и связанную с оппозиционностью специфическую форму общения, о чем мы подробно говорили в первых главах. В данной главе в балагане нами выявлена особенность, характеризующая уже не рецепцию зрелища, а его структурную константу, присутствующую в любом его проявлении, в том числе, и в современном. Однако чтобы эту структурную константу выявить, нужно было реконструировать древнейшую систему мышления, которую балаган и консервирует. По сути дела, фиксируя в балагане программность, мы в нем обнаруживаем и свойственную древним особенность восприятия времени. Проблема заключается в том, что эта программность означает такой же значимый принцип организации времени, как и принцип сюжетности, связанный с последовательностью воспроизводимых в границах какого-то сюжета событий. Собственно, реабилитируемый электронными средствами коммуникации принцип программности — это и есть то, что М. Маклюэн подразумевает под принципом симультанности в организации времени, демонстрируемым сегодня в его концентрированном проявлении, например, практикой ТВ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой