Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Барьеры для вхождения в отрасль

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Факторы, препятствующие вхождению в отрасль, называются барьерами вхождения в отрасль. В случае чистой монополии барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Еще меньшие барьеры приводят к наличию довольно большого… Читать ещё >

Барьеры для вхождения в отрасль (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Барьеры для вхождения в отрасль

Факторы, препятствующие вхождению в отрасль, называются барьерами вхождения в отрасль. В случае чистой монополии барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Еще меньшие барьеры приводят к наличию довольно большого числа фирм, характерного для монополистической конкуренции. Фактическое отсутствие таких барьеров помогает объяснить наличие очень большого числа конкурирующих фирм, которое является основой совершенной конкуренции. Важный момент заключается в следующем: барьеры для вхождения в отрасль имеют отношение не только к крайнему случаю чистой монополии, но ко многим другим рынкам, где есть условия также и для «частичных монополий» и подобного поведения.

Именно барьеры вхождения являются условием существования монополии — ведь при возможности вхождения на рынок других фирм он, по определению, перестает быть монополией.

При рассмотрении барьеров для вхождения в отрасль при монополии обратим внимание на два важных момента.

Относительная редкость. Барьеры для вхождения в отрасль не являются абсолютно непреодолимыми, поскольку чистая монополия встречается относительно редко. При том, что научно-исследовательская деятельность и научно-технический прогресс могут усилить рыночную позицию фирмы, они могут также подорвать монопольную власть. С течением времени создание новых технологий может уничтожить существующие позиции монополии. Развитие систем курьерской доставки писем, внедрение факсов и электронной почты подорвали монопольную власть почтовой службы. Монополии кабельного телевидения ослаблены внедрением новых технологий, позволяющих телефонным компаниям передавать аудиои видеосигналы, что дает возможность потребителям смотреть программы в любое удобное для них время.

Аналогичным образом преимущества обладателей патентов можно обойти с помощью разработки новых, отличных от существующих продуктов, являющихся тем не менее их заменителями. Кроме того, могут быть найдены новые источники стратегического сырья, может возникнуть конкуренция со стороны зарубежных компаний. Можно также сказать, что монополия с одной фирмой в отрасли может функционировать сверх отпущенного ей времени только при поддержке правительства, например монополия почтовой службы на доставку специальной почты.

Приемлемость. Ранее мы предположили, что монополии могут быть приемлемы с точки зрения экономической эффективности. В некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда рыночный спрос и особенности технологии обусловят необходимость существования монополии, что обеспечит эффективное производство с низкими издержками. Но общество должно ограничивать цены, устанавливаемые монополиями, чтобы получать выгоды от низких цен.

Однако наши выводы относительно происхождения монополии (собственность на сырье, патенты, лицензирование и нечестная конкуренция) указывают скорее на неэффективность и нежелательность монополии.

Барьеры вхождения можно подразделить на два основных типа: юридические и технологические. К числу юридических барьеров вхождения относятся:

  • * патентная монополия, предоставляющая изобретателю продукта или производственного процесса исключительное право распоряжения изобретением и реализации монопольной прибыли в течение периода времени;
  • * выдача правительственных лицензий на ведение бизнеса в той или иной отрасли;
  • * введение правительством внешнеторговых барьеров (квот или импортных пошлин), исключающих иностранную конкуренцию. Главным технологическим барьером вхождения является технология производства, характеризующаяся достижением значительной экономии в масштабах лишь при больших объемах выпуска, так что выпуск в размере отраслевого спроса может с наименьшими издержками производиться одной крупной фирмой.

Технологическим барьером вхождения служит и обладание какими-либо исключительными знаниями в области технологии производства (ноу-хау). К числу технологических барьеров можно отнести и наличие высококлассных менеджеров, чьи управленческие таланты и опыт уникальны.

В то же время подобная классификация барьеров вхождения достаточно условна. Во-первых, некоторые разновидности барьеров вхождения носят, с этой точки зрения, явно «промежуточный» характер.

Например, исключительный контроль над важными факторами производства является барьером вхождения скорее с точки зрения экономических условий производства, сочетая в себе юридический и технологический аспекты. Во-вторых, юридические барьеры вхождения по большей части лишь законодательно закрепляют технологические. Так, патентная монополия закрепляет обладание исключительными знаниями в области производства, а правительственное лицензирование (скажем, в отраслях общественной инфраструктуры — энерго-, газо-, водоснабжении, до сравнительно недавнего времени — телефонной связи и др.) имеет своей основой существование в указанных отраслях естественной монополии.

В долгосрочном плане наиболее важную роль в объяснении существования монополии играет именно технологический фактор экономии на масштабах, ибо остальные названные барьеры вхождения носят временный характер. Изменение производственных процессов во времени обусловливает лишь преходящее значение такого барьера, как контроль над факторами производства. Патентная монополия временна по самой своей природе. Правительственные лицензии, возможно, более долговечны, но они используются в отраслях, монополизация которых так или иначе предопределена технологически.

Кроме упомянутых видов барьеров вхождения, существующих независимо от желания и деятельности фирм-монополистов, имеются и такие барьеры, которые создаются самими этими фирмами: скажем, монополисты проводят политику лимитирующего ценообразования, препятствующую вхождению в отрасль, и пр. Поведение монополиста, направленное на сознательное создание им барьеров вхождения, сопряжено с дополнительными издержками.

Таким образом:

Монопольная власть возможна, если существует ограничение для входа в отрасль новых фирм. Такие ограничения называются барьерами. Наличие барьеров — обязательное условие монопольной власти.

Непреодолимым барьером для входа в отрасль являются предоставленные государством или другими административными органами исключительные права на производство данного товара или блага. Обычно такие права предоставляются фирмам, являющимися естественными монополистами.

Экономическими барьерами для входа в отрасль являются:

  • ? наличие существенной экономии от масштаба;
  • ? наличие патентов на технологию или продукцию;
  • ? контроль основных источников ресурсов;
  • ? монополизация квалифицированной рабочей силы и т. д.

Рассмотрим примеры монополий, существовавших на рынке США:

Монополии как единственного продавца практически нет ни в одной отрасли обрабатывающей промышленности США, достигшей сколько-нибудь значительного размера. Темпы исчезновения почти сформировавшихся монополий намного превысили темпы появления новых.

В 1962 г. компания Gillette произвела 70% поступивших на внутренний рынок лезвий, но ее положение на рынке стало менее прочным сначала из-за появления лезвий марки Wilkinson из нержавеющей стали, а потом из-за агрессивного вторжения на рынок одноразовых лезвий — продукции компании Bic. На данном примере можно убедиться, что возможно преодолеть барьеры вхождения в отрасль и сменить монопольный рынок.

В 80-х годах компании Eastman Kodak, имевшей 90%-ную долю рынка по любительским пленкам и 65% от продаж всех типов пленок, включая пакеты фотобумаги для моментального фотографирования, бросила резкий вызов конкурирующая японская фирма Fuji.

Доля General Motors в продаже дизельных локомотивов продолжает оставаться на уровне около 75%… Колебавшаяся между 75 и 80% доля рынка электростатических копировальных машин компании Xerox стало падать по мере ослабления ее патентного положения в 70-х годах…

Большую часть 60 — 70-х годов компания Boeing контролировала примерно 2/3 заказов на реактивные авиалайнеры в западном мире. В конце 80-х годов с появлением и становлением Европейского консорциума аэробусов доля Boeing упала до 50%.

Профессиональные спортивные лиги также обладают монопольной властью. Лиги предоставляют клубам-членам права быть единственными поставщиками их услуг в определенных географических районах. За небольшим исключением, каждый крупный город США обслуживается одной профессиональной командой в каждом виде спорта. Если вы хотите увидеть живую игру в баскетбол профессионалов высшей лиги в Сент-Луисе или Сиэтле, то должны оказать финансовую поддержку соответственно командам Cardinals или Mariners. Это также является примером барьера вхождения в отрасль.

Монополия может также иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк, кинотеатр или книжный магазин могут быть монополиями в маленьком и географически изолированном населенном пункте. Географические барьеры так же существуют.

барьер вхождение отрасль.

  • 1. Майкл Портер. Конкуренция. — М.: 2014. — 608 с.
  • 2. Молибог Т. А., Молибог Ю. И. Экономика для менеджеров: Учебное пособие. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2015. 164 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой