Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если изначально отпускать товар в долг только самым надежным в платежеспособном отношении покупателям, у предприятия не будет убытков и потерь от просроченной или неоплаченной задолженности дебиторов. Однако объем продаж, а, следовательно, производства, будет сравнительно невелик, поскольку число исправных плательщиков всегда ограничено. Невысокой будет и прибыль от таких продаж, поскольку… Читать ещё >

Цель, задачи и источники анализа состояния расчетов с покупателями и заказчиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

У предприятий систематически складываются расчётные отношения с покупателями.

Каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.

Средства, отвлекаемые в расчёты, отражаются в активе баланса в статьях: товары отгруженные и сданные работы по переданным в банк на инкассо расчётным документам, сроки оплаты которых не наступили; товары отгруженные и сданные работы по расчётным документам, не оплаченным в срок покупателями и заказчиками, и по документам, не переданным в банк в установленный срок на инкассо в обеспечении ссуд; товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта, дебиторская задолженность.

Целью анализа расчетов с покупателями является своевременное выявление просроченной дебиторской задолженности.

Основными задачами анализа расчетов являются:

  • · своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов.
  • · своевременное и правильное производство необходимых расчетов как путем безналичных перечислений, так и наличными деньгами.
  • · контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом.
  • · контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками.
  • · своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности [19,c.108].

В анализе важное место занимает анализ дебиторской, под которой подразумевается не только задолженность поставщикам, но и кредиты, займы, расчёты с бюджетом и прочие пассивы. Большое значение имеет анализ задолженности в разрезе сроков погашения обязательств. Как правило, при этом задолженность делится на две большие группы: долгосрочную и краткосрочную.

Такое деление важно при анализе ликвидности, главной целью которого является выявление способности предприятия погасить свои обязательства. Одним из главных инструментов анализа ликвидности является вычисление ряда коэффициентов ликвидности: абсолютной, быстрой, общей (коэффициент покрытия).

Деление дебиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную, важно при анализе активов предприятия и их оборачиваемости. Удельный вес оборотных активов предприятия (отношение оборотных активов к общей сумме активов) показывает, какую долю своих активов предприятие использует в производственном обороте. Коэффициенты оборачиваемости (отношение определённых видов активов к выручке за период) показывают, сколько раз определённые виды активов прошли через производственный оборот.

Таким образом, чисто методологический вопрос деления задолженности на долгосрочную и краткосрочную, очень важен для анализа. Общепринятой границей между долгосрочной и краткосрочной задолженностью является срок погашения через один год. Ниже этого порога задолженность считается краткосрочной, выше — долгосрочной. Такое деление для целей составления бухгалтерской задолженности закреплено Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации от 26 декабря 1994 года с последующими изменениями и дополнениями, а также рядом других нормативных актов Минфина Российской Федерации.

Для анализа долгосрочной задолженности используется дисконтирование денежных потоков. Дисконтирование позволяет учитывать временную стоимость денежных средств, то есть возможность их краткосрочного использования. Краткосрочные текущие планы составляют без дисконтирования, то есть по номиналу, полагая, что искажением данных в этом случае можно пренебречь.

Анализируя просроченную задолженность, прежде всего определяют дату её возникновения. Далее определяется эффективность мер, принимаемых поставщиками для ускорения полученных средств.

При оценке просроченной задолженности следует иметь в виду, что у поставщика может числиться кредиторская задолженность своему покупателю — плательщику (частично взыскание с него платежа). На эту сумму нужно уменьшить размер задолженности.

Анализ дебиторской задолженности должен также показать, как осуществляются расчёты по возмещению материального ущерба, начисленного возникшими недостачами и хищением ценностей, в том числе и по искам, предъявленным по взысканию через суд, а также суммы, присуждённые судом, но не взысканные. При анализе выявляют, своевременно ли предъявляются документы в судебно-следственные органы для возмещения ущерба.

Анализ состояния расчетов предприятия с покупателями очень важен, так как большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение их задолженности. Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. С другой стороны, предприятие может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшатся.

Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно. Необходимо различать нормальную и просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала.

Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.

Анализ состояния расчетов с покупателями необходим не только руководству и главному бухгалтеру организации, но и работникам ее финансовой и юридической служб, руководителям отделов маркетинга и продаж, аудиторам для того, чтобы дать объективную оценку финансового состояния организации, реальности погашения и обеспечения ею обязательств. Экономические субъекты должны обстоятельно анализировать свои долговые обязательства для нужд управления финансовой деятельностью и информирования акционеров и других собственников.

Анализ дебиторской задолженности необходим поставщикам и подрядчикам, работникам налоговых органов, финансовых служб — всем, кто имеет или намерен иметь хозяйственные отношения с организацией, чтобы убедиться в ее платежеспособности.

Особое значение анализ дебиторской задолженности имеет для банков и других кредитных учреждений, для инвестиционных фондов и компаний, которые, прежде чем предоставить кредит или осуществить финансовые вложения, с особой тщательностью анализируют бухгалтерскую отчетность клиентов, в том числе и задолженность покупателей и заказчиков.

Задачи анализа расчетов с покупателями:

  • — определить, как изменилась величина долговых обязательств по сравнению с началом года или другого анализируемого периода;
  • — оценить, оптимально ли соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, если нет — определить, как добиться его оптимальности, что для этого нужно сделать;
  • — определить и оценить риск дебиторской задолженности, ее влияние на финансовое состояние организации, установить допустимые границы этого риска, меры по его снижению;
  • — оценить целесообразность увеличения отпуска продукции, товаров и услуг в кредит;
  • — определить пределы ценовых скидок для ускорения оплаты выставленных счетов;
  • — прогнозировать состояние задолженности покупателей и заказчиков в пределах текущего года, что позволит улучшить финансовые результаты ее деятельности. [4,c.196]

Источниками информации для анализа расчетов с покупателями являются: бизнес — план предприятия, оперативные планы — графики; договора на поставку продукции; регистры синтетического и аналитического учета; бухгалтерская и статистическая отчетность.

Регистры аналитического учета включают: накладные на отгрузку продукции; товарно-транспортные накладные; счета — фактуры; журнал регистрации выставленных счетов — фактур; книга продаж; ведомость № 16 «Отгрузка и реализация продукции».

Регистры синтетического учета: журнал — ордер № 11, книга «Журнал — главная».

Бухгалтерская отчетность:

Бухгалтерский баланс".

Отчет о финансовых результатах".

Статистическая отчетность:

Ф. № 1-п (годовая) «Отчет по продукции».

Ф. № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции».

В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. При выборочном методе обычно задается критический уровень дебиторской задолженности. Все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Затем проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. После обобщения результаты анализа распространяются на всю совокупность дебиторской задолженности.

Дебиторская и кредиторская задолженность — неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия. [20,с.110].

Потребность в этом возникает у руководителей соответствующих служб; аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам; у финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов. Однако первоочередное внимание анализу долговых обязательств должны уделять менеджеры самого предприятия. Покажем некоторые возможности такого подхода на примере анализа дебиторской задолженности.

Общая сумма дебиторской задолженности по операциям, связанным с реализацией продукции, товаров и услуг, зависит от двух основных факторов: объема продаж в кредит, т. е. без предварительной или немедленной оплаты, и средней продолжительности времени между отпуском (отгрузкой) и предъявлением документов для оплаты. Величина этого времени определяется кредитной и учетной политикой предприятия, в состав которой входит:

определение уровня приемлемого риска отпуска товаров в долг;

расчет величины кредитного периода, т. е. продолжительности времени последующей оплаты выставленных счетов;

стимулирование досрочного платежа путем предоставления ценовых скидок;

политика инкассации, применяемая предприятием для оплаты просроченных счетов.

Динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия. При анализе, кроме показателей баланса и приложений к нему, используют данные аналитического учета, первичной документации и произведенных расчетов. [19,с.125].

Для изучения и оценки состава и давности образования дебиторской задолженности эти показатели могут быть систематизированы.

Для оценки эффективности управления дебиторской задолженностью в пределах года время ее инкассации следует определить за каждый месяц и для наглядности представить на графике.

График управления дебиторской задолженности.

Рис. 1.2. График управления дебиторской задолженности

Графики инкассации дебиторской задолженности можно сопоставить за ряд смежных лет и на основе такого сопоставления выявить общие тенденции в оборачиваемости долговых обязательств и отклонения от них в отдельные годы и отчетные периоды внутри года.

Важное значение для организации имеет не только величина, но и качество дебиторской задолженности. Его характеризует ряд показателей:

  • · доля долговых обязательств, обеспеченных залогом, поручительством или банковской гарантией;
  • · удельный вес вексельной формы расчетов;
  • · доля резервов по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности;
  • · удельный вес просроченных долгов в их совокупной величине.

Уменьшение доли обеспеченной дебиторской задолженности, включая вексельное покрытие, сокращение резервов по сомнительным долгам, рост величины и удельного веса просроченных обязательств свидетельствуют о снижении качества этой задолженности, увеличении риска потерь и убытков при ее невозврате.

Если изначально отпускать товар в долг только самым надежным в платежеспособном отношении покупателям, у предприятия не будет убытков и потерь от просроченной или неоплаченной задолженности дебиторов. Однако объем продаж, а, следовательно, производства, будет сравнительно невелик, поскольку число исправных плательщиков всегда ограничено. Невысокой будет и прибыль от таких продаж, поскольку их себестоимость из-за отнесения накладных расходов на небольшое количество товаров будет выше, чем при больших объемах реализации. [17,с.105].

Отпуск продукции и товаров без немедленной или предварительной оплаты менее надежным покупателям и клиентам существенно увеличивает объем продаж и потенциальной прибыли, но усиливает риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов. Определение уровня приемлемого риска продажи в долг основано на сопоставлении предельных переменных расходов на предоставление товарного кредита с величиной предельной прибыли от увеличения продаж.

Риск дебиторской задолженности включает в себя потенциальную возможность ее значительного увеличения, роста безнадежных долгов и общего времени погашения долговых обязательств. О возможности усиления степени такого риска свидетельствует значительный рост отпуска товаров в кредит, удлинение сроков этого кредита, увеличение числа организаций-банкротов среди покупателей, общее ухудшение экономической ситуации в стране и мире. 15, c.137]

Таким образом, в процессе своей деятельности предприятие образует определенный круг покупателей и заказчиков, которые с этим предприятием осуществляют хозяйственные связи, которые в свою очередь представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность, непрерывность и своевременность реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое — их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах оговариваются: вид поставляемой продукции, работ, услуг; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки поставляемой продукции, оказания услуг; порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и покупателями (заказчиками).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой