Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международные финансовые стандарты — ключевые правила современного международного финансового регулирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На практику (лучшая практика) — более специфический механизм, касающийся практического применения принципов в более узком конкретном контексте, например: Рациональная практика учета и раскрытия информации по кредитам БКБН (Sound. Practices for Loan Accounting and Disclosure), Механизмы контроля за управлением операционными и финансовыми рисками в финансовых компаниях при работе с забалансовыми… Читать ещё >

Международные финансовые стандарты — ключевые правила современного международного финансового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Международные финансовые стандарты включают как собственно различные «стандарты», например «международные стандарты финансовой отчетности», «международные стандарты аудита», так и всевозможные «принципы», «рекомендации», «наставления», «кодексы поведения», «лучшую практику», а также «отчеты», «доклады», «методологии», «замечания» и др. (к примеру, «Цели и принципы регулирования ценных бумаг» ИОСКО, «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» БКБН, «Общее руководство по развитию национальной платежной системы» КПРИ и т. д.).

Несмотря на рекомендательный, мягко-правовой характер стандартов, многие авторы относят их к нормам, регулирующим международные финансовые отношения[1].

Вопросы разработки и внедрения международных стандартов финансового регулирования рассматривается также в работах Р. Делониса[2],.

Дж. Грея и Дж. Гамильтона[3], М. Джованоли и Д. Девоса[4], Р. Ластры[5] и других.

Инициатива по разработке международных стандартов и кодексов стала одной из серии реформ, начатых международным финансовым сообществом в целях создания более стабильной финансовой системы после кризиса конца 1990;х гг.[6], и протекала в рамках процессов Галифакс I (1995 г.) и Галифакс II (1998 г.)[7][8]. Хотя некоторые авторы (А. Лофенфельд) считают одним из первых международных финансовых стандартов Статьи Соглашения МВФ.

Разработка документов осуществлялась в рамках рабочих групп, включавших министров финансов и руководителей центральных банков основных индустриальных стран и стран с формирующимися рынками, а также представителей МВФ, Всемирного банка, Базельского комитета и ИОСКО. Отметим, что к принятию мер по разработке и имплементации международных финансовых стандартов международное сообщество стимулировали регулярные финансовые кризисы (1994, 1997 гг.)А В 1999 г. был создан Форум финансовой стабильности (ФФС) для обеспечения координации работы мировых регуляторов над стандартами и как орган, определяющий приоритеты и стратегию имплементации стандартов[9]. Появилась также новая группировка государств — Группа двадцати, которая заменила Группу двадцати двух и включила в процесс финансовой стандартизации ряд стран с формирующимися рынками[10]. Были также серьезно пересмотрены мандаты практически всех мировых финансовых регуляторов: в 2009 г. мандат ФФС был изменен в сторону расширения полномочий, сам Совет был переименован в Совет по финансовой стабильности (СФС). В 2013 г. СФС был зарегистрирован как «ассоциация» со статусом юридического лица по швейцарскому праву.

Процесс разработки стандартов обычно включает несколько этапов.

Вначале формулируется проблема для повестки дня встречи стран Группы двадцати или СФС. Она обсуждается на форуме и в случае достижения консенсуса отражается в финальном заявлении или коммюнике в виде указания на наличие проблемы (например, сферы или института, не охваченных финансовым регулированием). В заявлении также определяются вероятные пути решения проблемы и содержится предложение одному из мировых финансовых регуляторов разработать соответствующие правила.

Непосредственный процесс разработки правил обычно включает: создание рабочей группы, разработку проекта правила, размещение проекта на веб-сайте организации и направление его заинтересованным сторонам для обсуждения и консультаций, обработку собранной информации по результатам обсуждения, формулирование конечного текста правила, представление его на заседание Группы двадцати или СФС, и, в случае одобрения, обращение к МВФ или иному международному финансовому регулятору с предложением обеспечить меры по внедрению нового правила (стандарта) национальными юрисдикциями.

Стандарт излагается в общей форме, чтобы национальные юрисдикции имели возможность применить его с учетом национальных условий. МВФ и другие международные финансовые регуляторы оказывают техническую помощь странам в толковании и применении стандарта. Выбор способа применения международных финансовых стандартов предоставлен национальным властям.

Сегодня существует более 100 стандартов, из которых 14 поддерживаются СФС в качестве ключевых для глобальной финансовой стабильности. Их соблюдение контролируют совместно МВФ и Всемирный банк[11]. Эти основные 14 международных стандартов сведены в Компендиум стандартов СФС для 12 сфер международных финансовых отношений[12]. Компендиум стандартов содержит различные экономические и финансовые стандарты, принятые международным сообществом как важные для обеспечения прочной, стабильной и надежно функционирующей финансовой системы. Он регулярно пересматривается и обновляется.

СФС установил следующие критерии качества стандартов для включения в Компендиум:

— актуальность и важность для обеспечения стабильной, надежной и хорошо функционирующей финансовой системы (в том числе в свете уроков из недавнего финансового кризиса) в целях определения приоритетности в их имплементации;

  • — универсальность в применимости благодаря охвату областей, важных практически для всех юрисдикций;
  • — гибкость в имплементации, достигаемая широкими и общими формулировками, что позволяет учитывать различные обстоятельства каждой из стран;
  • — широкое одобрение, а именно: стандарт должен быть разработан организацией, признанной на международном уровне в соответствующей области регулирования, через процесс широких консультаций с заинтересованными сторонами. Для выполнения этого критерия желательно, чтобы относительно стандарта были проведены консультации с общественностью. Этот критерий также будет достигнут, если организация, устанавливающая стандарт, имеет широкое представительство, или стандарт был одобрен международным финансовым институтом (МФИ), таким как МВФ или Всемирный банк;
  • — стандарт может быть оценен национальными органами или международной финансовой организацией.

Перечень основных стандартов периодически пересматривается и обновляется СФС сообразно с изменением мер политики на международном уровне. Стандарты охватывают три основных сферы, разделенные на 12 подсфер, включающих 17 основных стандартов[13] (см. Список 1).

Список 1.

Распределение стандартов по сферам и подсферам регулирования:

I. Макроэкономическая политика и прозрачность данных.

  • 1.1. Прозрачность денежно-кредитной и финансовой политики:
    • • Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежнокредитной и финансовой политике (ДКФП) (МВФ, 1999).
  • 1.2. Прозрачность в бюджетно-налоговой сфере:
    • • Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (МВФ, 1998; переем. 2007).
  • 1.3. Распространение данных:
    • • Специальный стандарт распространения данных (МВФ, 1996; переем.
  • 2012);
  • • Общая система распространения данных (МВФ, 1997).

II. Финансовое регулирование и надзор.

  • 2.1. Банковский надзор:
    • • Основополагающие принципы эффективного банковского надзора (БКБН, 1997; переем. 2012).
  • 2.2. Регулирование ценных бумаг:
    • • Цели и принципы регулирования ценных бумаг (ИОСКО, 2003; переем. 2011).
  • 2.3. Страховой надзор:
    • • Основополагающие принципы страхования, стандарты, руководство и Методология оценки (IAIS, Международная Ассоциация страховых надзоров, МАСН, 2003; переем. 2011).

III. Институциональная и рыночная инфраструктура.

  • 3.1. Разрешение кризисов и страхование депозитов:
    • • Основополагающие принципы эффективных систем страхования депозитов (совм. БКБН и МАСД[14], 2009).
  • 3.2. Несостоятельность:
    • • Принципы эффективной системы несостоятельности и защиты прав кредиторов (Всемирный банк, 2001; переем. 2005; проект новой редакции 2011).
  • 3.3. Корпоративное управление:
    • • Принципы корпоративного управления (ОЭСР, 1999; переем. 2004);
  • 3.4. Бухгалтерский учет и аудит:
    • • Международные стандарты финансовой отчетности (Совет по международным стандартам бухгалтерского учета (ИАСБ) КМСФО, постоянно обновляются) ;
    • • Международные стандарты аудита (Совет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB), постоянно обновляются).
  • 3.5. Платежи, клиринг и расчеты:
    • • Принципы для инфраструктуры финансовых рынков (совм. КПРИ и НОСКО, 2012);
  • 3.6. Целостность рынков:
    • • Рекомендации по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения (Целевая группа по финансовым мерам борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), первоначально 40 Рекомендаций были приняты в 1990 г., пересмотрены в 1996, 2003, 2012 гг.).

Мягко-правовые международные финансовые стандарты не являются гомогенной группой правил. Они классифицируются по различным критериям: по действию, охвату, степени специфичности, источникам, природе, содержанию.

Некоторые стандарты пригодны для применения в нескольких областях деятельности. Например, Кодекс оптимальной практики по обеспечению прозрачности валютной и финансовой политики может быть использован как для систем платежей и расчетов, так и финансового регулирования и надзора[15].

По действию они ранжируются от наиболее низкой профессиональной практики (лучшая практика, джентльменские соглашения) до унифицированных правил, кодексов и руководящих указаний (guidance) и иных более «обязывающих» договоренностей, включающих некоторые меры (санкции) в случае несоблюдения[16].

По охвату стандарты могут быть отраслевыми и функциональными[17], по степени специфичности они делятся на принципы, практику, методологии/руководства[17]; по статусу организации, принявшей стандарт, — на принятые международными публичными организациями, межведомственными, частными и т. д.

По ширине охвата стандарты бывают:

  • — отраслевые (секторальные) — регулируют экономический и институциональный сектора, такие как правительство и центральный банк, банковское дело, ценные бумаги, страхование, корпоративный сектор;
  • — функциональные (по функциям) — внутри каждого из секторов регулируют отдельные области: управление, бухгалтерский учет, раскрытие информации и подотчетность, достаточность капитала, регулирование и надзор, предоставление информации, управление рисками, платежи и расчеты, деловую этику и др.

По специфичности они подразделяются:

  • — на принципы — фундаментальные основы, имеющие отношение к самым широким сферам деятельности. Принципы обычно формулируются в самом общем виде и поэтому обладают большой степенью гибкости при имплементации, позволяющей учитывать условия страны, например: Основополагающие принципы эффективного банковского надзора БКБН, Цели и принципы регулирования ценных бумаг ИОСКО, Принципы страхового надзора ИАИС, Принципы для финансовой инфраструктуры КПРИ;
  • — на практику (лучшая практика) — более специфический механизм, касающийся практического применения принципов в более узком конкретном контексте, например: Рациональная практика учета и раскрытия информации по кредитам БКБН (Sound. Practices for Loan Accounting and Disclosure)[19], Механизмы контроля за управлением операционными и финансовыми рисками в финансовых компаниях при работе с забалансовыми деривативами ИОСКО (Operational and Financial Risk Management Control Mechanisms for Over-the Counter Derivatives Activities of Regulated Securities Firms)[20], Стандарты надзора за лицензированием ИАИС (Supervisory Standards on Licensing)[21];
  • — на методологии/руководства — представляют собой детальные инструкции относительно того, что надлежит сделать, или требования, которые надлежит удовлетворить, и которые обеспечивают возможность объективной оценки их соблюдения.
  • [1] Cm.: Sherman H. Managing Taxes in the Multinational Corporation // The Tax Executive. Winter. 1977. P. 171—181; Smith R. Local income taxes: economic effects and equity. Berkeley: Inst, of Gov. Studies / Univ. of California, 1972. P. XXIV.
  • [2] Cm.: Delonis R. International Financial Standards and Codes: Mandatory Regulationwithout Representation // International Law and Politics. 2004. Vol. 36. P. 563—634.
  • [3] См.: Gray J., Hamilton J. Implementing Financial Regulation: Theory and Practice. Chichester: John Wiley & Sons, Inc., 2006.
  • [4] Cm.: International Monetary and Financial Law: The Global Crisis / ed. by M. Giovanoli, D. Devos. Oxford: Oxford University Press, 2010.
  • [5] Cm.: Lastra R. Legal Foundations of International Monetary Stability. Oxford: OxfordUniversity Press. 2006.
  • [6] Cm.: Frattiani M., Pattison J. International Financial Architecture and InternationalFinancial Standards // The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 2002. URL: http://ann.sagepub.eom/cgi/content/abstract/579/l/183: http://ann.sagepub.com/content/579/1 /183.full.pdf+html Гдата обращения: 30.01.2013).
  • [7] По имени города в Канаде, где вначале Группа семи, а затем Группа 22 обсуждалиэти проблемы.
  • [8] См.: Murden W. Banking Supervision and Government Policy: The Role of Regulatorsin International Financial Reform // Fordham University School of Law: Fordham Finance, Securities and Tax Law Forum. 1999. Vol. 4. P. 35, 35—36.
  • [9] Cm.: Giovanoli M. A New Architecture for the Global Financial Markets: Legal Aspectsof International Financial Standards Setting // ed. M. Giovanoli, International Monetary Law. Issues for the Millennium. Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 7—8, 25—27.
  • [10] Cm.: Delonis R. International Financial Standards and Codes. Op. cit. P. 583.
  • [11] URL: http://www.financialstabilityboard.org/cos/key standards. htm (дата обращения: 10.10.2017). Сами стандарты или принципы в русскоязычных документах чащевсего именуются «основными», «основополагающими».
  • [12] URL: http://www.financialstabilityboard.org/cos/key standards. htm (дата обращения: 10.10.2017).
  • [13] URL: http://www.financialstabilityboard.org/cos/key standards. htm (дата обращения: 10.10.2017).
  • [14] Международная ассоциация страховщиков депозитов (International Associationof Deposit Insurers, IADI).
  • [15] URL: http://www.financialstabilitvboard.org/cos/index.htm (дата обращения: 10.10.2017).
  • [16] См.: Giovanoli M. A New Architecture for the Global Financial Markets. P. 35—36.Для классификации мягкого права М. Джованоли также использует и другие критерии.См. также: Weil Р. Towards Relative Normativity of International Law // American Journalof International Law. 1983. Vol. 77. P. 413.
  • [17] URL: http://www.financialstabilityboard.org/cos/standards.htm (дата обращения: 10.10.2017) .
  • [18] URL: http://www.financialstabilityboard.org/cos/standards.htm (дата обращения: 10.10.2017) .
  • [19] URL: http://www.bis.org/publ/bcbscl42.pdf (дата обращения: 10.10.2017).
  • [20] URL: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD35.pdf (дата обращения: 10.10.2017) .
  • [21] URL: http://www.iaisweb.org/ temp/Supervisory standard on licensing. pdf (датаобращения: 10.10.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой