Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные направления совершенствования декларирования налоговых обязательств в республике Беларусь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зарегистрироваться в качестве Абонента Удостоверяющего центра инфраструктуры открытых ключей. Субъект хозяйствования, выступающий в качестве Удостоверяющего центра, — Республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». Установить на компьютере средства криптографической защиты, которые предоставляются Удостоверяющим центром инфраструктуры открытых ключей… Читать ещё >

Основные направления совершенствования декларирования налоговых обязательств в республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начиная с 2006 года, в Беларуси активно проводилась налоговая реформа. К настоящему времени основной этап налоговой реформы завершен, определены структура, состав и количество налогов, значительно сокращена периодичность их взимания, усовершенствованы механизмы применения основных налогов. Сложившийся перечень основных налогов и размеры их ставок обеспечивают беспрепятственное ведение бизнеса, а также необходимый уровень финансирования государственных обязательств. Следует отметить, что введение в действие с 2010 года Особенной части Налогового кодекса являлось частью реформ и было направлено на кодификацию налогового законодательства с целью его регулирования единым законодательным актом. На сегодняшний день налоговая система Беларуси соответствует налоговым системам стран Таможенного союза, а также стандартам развитых стран. Положительную динамику налоговых преобразований отражает и прогресс нашей страны в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса — 2014» по показателю «Налогообложение». Согласно данному рейтингу Беларусь занимает 133-е место, улучшив свою позицию по сравнению с оценкой 2012 года на 23 пункта, а по сравнению с оценкой 2008 года — на 45 пунктов. В ходе налоговой реформы значительно снижена налоговая нагрузка на экономику. Так, показатель налоговой нагрузки на экономику (отношение налоговых доходов к ВВП) за последние пять лет снизился на 8,9 процентного пункта (с 36,1% к ВВП в 2008 году до 27,2% по оценке за 2013 год). В 2014 году прогнозируется снижение налоговой нагрузки еще на 0,7 процентного пункта.

Сегодня этот показатель сопоставим с налоговой нагрузкой в России и Казахстане. Кроме того, уровень централизации финансовых ресурсов в Беларуси полностью сопоставим со средними параметрами развитых стран.

Таким образом, в настоящее время можно с уверенностью сказать о завершении основной налоговой реформы в Беларуси и стабилизации налогового законодательства. Что касается ежегодного внесения изменений в Налоговый кодекс, то они обусловлены, прежде всего, необходимостью приведения его отдельных норм в соответствие с требованиями Таможенного союза, изменениями в других отраслях права, с решениями, принимаемыми Президентом, введением новых стимулирующих механизмов налогообложения (например, введение системы возврата иностранным гражданам налога на добавленную стоимость Tax Free, используемых в мировой практике механизмов налогообложения и контроля — перенос убытков, амортизационная премия, трансфертное ценообразование и т. д.), необходимостью индексации ставок налогов, установленных в белорусских рублях. Ряд изменений направлен на решение вопросов, возникающих при практическом применении норм Налогового кодекса.

У налоговых органов появилась такая новая форма налогового контроля, как хронометраж. Налоговый орган имеет право увеличивать налоговую базу за отчетный период по результатам хронометража. Налоговый хронометраж — новшество для Беларуси. С 1 января 2014 года предусмотрено введение в налоговое законодательство норм, предоставляющих налоговому органу право определения (увеличения) налоговой базы за отчетный период по результатам наблюдения хронометражным методом. В целях законодательного закрепления общих подходов к осуществлению хронометража налоговыми органами Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь дополнена статьей 78−3 «Наблюдение хронометражным методом».

Наблюдение хронометражным методом — это метод проверки, который будут использовать налоговые органы с целью установления фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение. Потом эти данные суммируются, и на их основании выводится среднедневная выручка. Этот показатель инспектор сравнивает с данными из последней декларации плательщика. Если расхождение между показателями среднедневной выручки из таблицы и декларации составит 30% и более, инспектор скорректирует налоговую базу за прошлый период и начислит налог.

С 2014 года расширен круг плательщиков, обязанных представлять декларации в электронном виде. В их состав включены плательщики налога на добавленную стоимость. Подавать декларации в налоговую инспекцию в электронном виде с 2014 года обязаны все плательщики НДС в Беларуси. Нововведение направлено на совершенствование налогового администрирования и оптимизацию затрат на его проведение. Поскольку между вступлением в силу соответствующих изменений в Налоговый кодекс и сроками сдачи налоговых деклараций в январе 2014 года прошел небольшой промежуток времени, то до подключения к системе электронного декларирования (СЭД) плательщики НДС вправе представить в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе. Административная ответственность в данном случае не применяется. Система электронного декларирования функционирует в республике уже пять лет. Ее использование позволяет облегчить для плательщиков процесс составления налоговых деклараций (расчетов), что значительно сокращает их временные и материальные издержки, в том числе на посещение налогового органа. Кроме того, автоматизированный контроль правильности заполнения показателей налоговых деклараций позволяет избежать ошибок, которые могут повлечь привлечение плательщика к административной ответственности за неуплату налогов.

Важным преимуществом СЭД является предоставление плательщикам при взаимодействии с налоговым органом возможности пользоваться различными электронными услугами. При этом диапазон электронных услуг постоянно расширяется. В настоящее время плательщики с помощью СЭД могут направлять в налоговые органы документы, обязанность представления которых установлена законодательством, в том числе при осуществлении административных процедур, а также запросы о разъяснении законодательства и получать ответы на них, заявлять о желании зачесть, вернуть излишне уплаченные суммы налогов, получать от налоговых органов сообщения о принятых решениях, перенести срок проведения плановой проверки. С 2013 года, используя сервис «Личный кабинет плательщика», пользователи могут получить выписку из лицевого счета, справку о расчетах с бюджетом, различные уведомления налогового органа, а также извещение на уплату имущественных налогов физических лиц. Сервис «Электронная приемная» позволяет дистанционно записаться на прием к руководству налогового органа, а «Центр электронного информирования» предназначен для инициативного направления сообщений на электронные адреса плательщиков через Интернет.

В налоговых органах организованы консультации по вопросам установки, настройки и функционирования программных средств СЭД и оборудованы специальные обучающие места. Кроме того, сотрудники налоговых органов оказывают практическую помощь при составлении и направлении налоговых деклараций (расчетов). Уже сегодня, оценив достоинства СЭД, ее используют более 148 тыс. плательщиков, в том числе более 81 тыс. организаций и 67 тыс. индивидуальных предпринимателей. При этом только за 2013 год их количество увеличилось более чем на 42 тыс., в том числе индивидуальных предпринимателей — на 28 тыс. человек.

Порядок предоставления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством финансов Республики Беларусь.

  • 1. Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.
  • 2. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
  • 3. Налоговая декларация предоставляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
  • 4. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.

Для работы с системой электронного декларирования Плательщикам необходимо предварительно выполнить ряд процедур.

Зарегистрироваться в качестве Абонента Удостоверяющего центра инфраструктуры открытых ключей. Субъект хозяйствования, выступающий в качестве Удостоверяющего центра, — Республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». Установить на компьютере средства криптографической защиты, которые предоставляются Удостоверяющим центром инфраструктуры открытых ключей после регистрации плательщика. Обеспечить доступ в Интернет с компьютера, на котором установлены средства криптографической защиты. Установить программное обеспечение электронного декларирования (АРМ Плательщика). Применение электронных технологий значительно сократило издержки плательщиков по расчету налогов, заполнению и подаче налоговых деклараций, а также обеспечило автоматический контроль корректности заполнения налоговых деклараций. Такой, внешний, контроль способствует предотвращению непреднамеренных ошибок, в результате которых налоги могут поступать в бюджет не в полном объеме.

В целом, по мнению специалистов, внедрение электронного декларирования позволит упростить процедуры исполнения налоговых обязательств и, прежде всего, сократит издержки, как плательщиков, так и налоговых органов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой