Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление транспортного законодательства в Московском государстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, Уложение 1649 года включило в себя определенный правовой статус сухопутных и водных путей как средств сообщения и торговли, сложившийся в первой половине XVII веке. Основанием его стал один из интересов государства, состоявший в необходимости облегчить передвижение по дорогам служилых людей и гонцов. К сожалению, интересы торгующего класса здесь были еще не достаточно учтены, что… Читать ещё >

Становление транспортного законодательства в Московском государстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первой половине XVII века стал наблюдаться заметный рос ремесел, торговли, происходило складывание единого всероссийского рынка, усложнение государственного аппарата в центре и на местах — все эти процессы сделали в значительно большей мере, чем это было в предшествующие годы, необходимым государственно-правовое регулирование режима внутренних путей сообщения и их финансового обеспечения.

К середине XVII столетия заметно возросла законодательная деятельность Московского государства, усилилось стремление правительства подвергнуть правовой регламентации как можно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни. Активизировалась правотворческая деятельность, венцом ее стало создание Соборного уложения 1649 года.

Дорожное правовое регулирование, сложившееся к этому времени, получило в нем наиболее полное выражение. Содержание главы IX Уложения «О мытах, и о перевозех, и о мостах» составили нормы двух направлений общественных отношений: регламентация сбора проезжих пошлин и обеспечение сохранности и благоустройства дорог.

Уделяя основное внимание проезжим пошлинам, глава регламентировал и порядок содержания дорог, мостов и перевозов, показывая тем самым, для чего были введены проезжие пошлины — для поддержания в порядке путей сообщения. Причем мостовщина и перевозы составляли особенный род проезжих пошлин. Правительство, учреждая и содержа за свой собственный счет на дорогах мыты[1], а на реках перевозы, вправе было требовать себе от проезжавших торговых и не торговых людей вознаграждение за понесенные издержки. На подобное вознаграждение имели право и частные лица, если они вместо правительства брали на себя содержание мостов и перевозов[2].

Проезжие пошлины носили целевой характер. Уложение установило, что вотчинники и помещики, собиравшие мостовщину и перевоз, должны были оправдывать назначение этих средств и содержать в хорошем состоянии дороги, мосты и перевозы, своевременно их ремонтируя. Если же по причине плохих дорог был причинен ущерб имуществу служилых или торговых людей, то его возмещение в государевых землях осуществлялось должностными лицами или откупщиками, а в частных — их владельцами. На владельцев вотчин и поместий также возлагалось обязательство строить новые сооружения, взамен пришедших в негодность.

В 14 и 15 статьях Уложения правовой режим дорог определялся двойственно. С одной стороны, право проезда по дорогам, проходящим через вотчины и поместья, представлялось как сервитутное право[3]. С другой стороны, территорию дорог закон рассматривал как не принадлежащую собственнику окружающих земель, однако при этом предусматривалась возможность припашки дороги к земле вотчинника или помещика на определенных условиях.

Развитие торговли и потребности государственной службы обуславливали необходимость улучшения путей сообщения. Но строительство новых дорог и переездов требовало немалых средств. Учитывая это обстоятельство, Уложение предусматривало, по просьбам вотчинников и помещиков, создание новых пунктов сбора пошлин в тех владениях, где были плохие дороги без настилов, а также на не проходимых реках при отсутствие мостов, где их не было «изстари». Получаемые средства должны были идти на возмещение затрат, связанных как со строительством настилов дорог, мостов и перевозов, так и на их эксплуатацию.

В связи с развитием гидростроительства возникали и новые случаи сервитутов. В целях устранения препятствий для судоходства не разрешалось делать на реках новые запруды, плотины и мельницы. Вместе с тем, если кто на судоходной реке делал плотину, он обязан был устроить ворота для свободного прохода судов[4]. Если же строительство новых плотин и мельниц вело к затоплению существующих дорог и бродов, а владельцы сооружений при этом незаконно брали с проезжих за перевоз и мостовщину, то мельницы, мосты и перевозы подлежали сносу.

Таким образом, Уложение 1649 года включило в себя определенный правовой статус сухопутных и водных путей как средств сообщения и торговли, сложившийся в первой половине XVII веке. Основанием его стал один из интересов государства, состоявший в необходимости облегчить передвижение по дорогам служилых людей и гонцов. К сожалению, интересы торгующего класса здесь были еще не достаточно учтены, что негативно сказывалось на темпах развития торговли и ремесел, и это определило в дальнейшем направление развития законодательства транспортной сферы.

  • [1] Мыты — места, где взималась проезжая пошлина «мыт».
  • [2] Осокин Е. Г. Указ. соч. Казань, 1950. С. 34—35.
  • [3] Сервитутное право — ограниченное право пользования чужим имуществомв земельных отношениях.
  • [4] См. Статья 17 Соборного уложения 1649 года // Российское законодательство X—XX вв.еков. Т. 3. Акты Земских соборов. М., 1985. С. 101.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой