Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Корпоративная ответственность некоммерческих учреждений и индивидуальная ответственность их должностных лиц

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

2] О предельных размерах нормативов финансирования административных расходов за счет средств доходов от целевого капитала см. ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях». О предельных размерах расходования имущества, составляющего целевой капитал, и о предельных размерах неиспользованного дохода от доверительного управления см. соответственно ч. 4 и 5 ст. 13 Федерального закона… Читать ещё >

Корпоративная ответственность некоммерческих учреждений и индивидуальная ответственность их должностных лиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По результатам проведения контроля к публичному учреждению и его должностным лицам — нарушителям может быть применена юридическая ответственность, включающая в себя:

  • • меры корпоративной ответственности, применяемые к организации-нарушителю;
  • • меры дисциплинарной, административной и иной индивидуальной ответственности, применяемые к должностным лицам публичного учреждения.

Меры корпоративной ответственности предусматривают применение административных и цивилистических санкций. Основанием для их применения всегда является неисполнение публичным учреждением установленных публичных обязанностей. Нарушение публичным учреждением информационных обязанностей в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.7 КоАП РФ, влечет за собой назначение административного штрафа, взимаемого с организации-учреждения независимо от привлечения к административной ответственности за те же правонарушения ее руководящих должностных лиц.

К публичным учреждениям-лицензиатам, нарушающим требования и условия лицензирования, а также к публичным учреждениям, осуществляющим деятельность, предусмотренную уставом, могут быть применены цивилистические санкции в виде ликвидации юридического лица (см. абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ). К некоммерческим организациям, созданным в виде публичных учреждений, в этом случае применяются общие процедуры, установленные ГК РФ для всех организаций (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). В отличие от них, к государственным корпорациям применяются специальные ликвидационные процедуры, установленные федеральными законами[1]. Таким образом, применение цивилистических санкций к публичным некоммерческим учреждениям всегда обусловлено организационно-правовой формой последних, при этом федеральными законами установлены различные предпосылки и процедуры применения таких санкций. Основанием для ликвидации публичного учреждения-лицензиата может быть привлечение организации-нарушителя к административной ответственности, установленной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, при этом применению рассматриваемой цивилистической санкции всегда предшествует назначение публичной санкции в виде административного штрафа или административного приостановления деятельности, т. е. гражданско-правовая и административная ответственность в этих случаях представляют собой сопряженные категории.

Меры корпоративной ответственности обусловлены объемом имущественных правомочий, отнесенных к ведению некоммерческой организации. К тем из них, которые приняли решение о формировании целевого капитала, может быть применена санкция в виде расформирования целевого капитала некоммерческой организации по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений порядка распоряжения и использования денежных средств, составляющих целевой капитал. При этом к грубым нарушениям порядка расходования указанных денежных средств относится использование доходов от целевого капитала:

  • • на цели, не предусмотренные уставом некоммерческой организации;
  • • с нарушением установленных нормативов их расходования, например, превышение предельной суммы расходов на административные цели[2];
  • • с нарушением прав жертвователя, установленных договором пожертвования или завещанием;
  • • с несоблюдением законного требования жертвователя, выраженного в письменной форме предупреждения об устранении нарушений порядка владения или распоряжения денежными средствами, составляющими целевой капитал[3].

Независимо от санкции в виде расформирования целевого капитала к организации-нарушителю могут быть также применены публичные санкции, установленные Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (например, предупреждение организации с обоснованием нарушения и сроков его устранения).

Предупреждение, выносимое органом юстиции, в отличие от рассмотренных выше судебных санкций, представляет собой типичную меру административного принуждения. Особой разновидностью непубличной санкции является письменное предупреждение жертвователя, выносимое им по факту выявленного правонарушения в указанных выше случаях.

Меры корпоративной ответственности могут быть применены как к некоммерческой организации — собственнику целевого капитала, так и к коммерческой организации, действующей на основании договора доверительного управления. Коммерческая организация — доверительный управляющий имуществом, составляющим целевой капитал, действует по поручению собственника имущества на основе делегированных ей по договору полномочий. Некоммерческая организация-собственник вправе в одностороннем порядке расторгнуть указанный договор в случае нарушения правил доверительного управления, установленных договором, — расторжение договора в указанных случаях представляет собой вторую разновидность непубличной санкции. В обоих рассмотренных случаях непубличные санкции принимаются по факту выявленного правонарушения, и их применение влечет за собой:

  • а) установление законного требования к нарушителю (применительно к предупреждению);
  • б) установление имущественных обременений нарушителя, теряющего право на вознаграждение при досрочном расторжении договора доверительного управления.

Таким образом, непубличные санкции наряду с наказаниями, применяемыми публичным органом (или уполномоченным им должностным лицом) влекут за собой реальные или потенциальные имущественные обременения нарушителя (например, неисполнение предупреждения жертвователя влечет за собой санкцию в виде отмены пожертвования), т. е. превентивная санкция становится реальной имущественной санкцией (размер имущественных требований, предъявляемых к нарушителю, в этих случаях соразмерен сумме незаконно использованного пожертвования)[4].

Меры индивидуальной ответственности должностных лиц и сотрудников публичного учреждения различаются в зависимости от различных правовых предпосылок их применения. К руководителю публичного учреждения, а также к члену наблюдательного совета могут быть применены уставные санкции в виде досрочного прекращения их полномочий, предусмотренных уставом учреждения и его локальными нормативными правовыми актами. Такие санкции принимаются учредителем публичного учреждения[5]. К руководителю автономного учреждения независимо от его привлечения к уставной ответственности могут быть применены и цивилистические имущественные санкции[6].

Дисциплинарная ответственность членов наблюдательного совета, проходящих государственную службу, устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Применительно к другим должностным лицам публичного учреждения применяются дисциплинарные взыскания, установленные ст. 192, 193 ТК РФ[7].

  • [1] Ликвидационные процедуры могут быть предусмотрены базовым федеральным законом об учреждении государственной корпорации, однако по преимуществу в этих случаях действуют процедуры, установленные специальным федеральным законом о ликвидации государственной корпорации.
  • [2] О предельных размерах нормативов финансирования административных расходов за счет средств доходов от целевого капитала см. ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях». О предельных размерах расходования имущества, составляющего целевой капитал, и о предельных размерах неиспользованного дохода от доверительного управления см. соответственно ч. 4 и 5 ст. 13 Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Нарушение таких нормативов квалифицируется в качестве грубых нарушений.
  • [3] О письменных предупреждениях жертвователя см. ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» .
  • [4] Об отмене пожертвования см. п. 4 ст. 582 ГК РФ, ч. 2−4 ст. 5 Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» .
  • [5] Соответствующие прерогативы учредителя установлены и. 6 ст. 9, ч. 8 ст. 10 Федерального закона «Об автономных учреждениях» .
  • [6] Об имущественной ответственности руководителя в случае нелегитимного совершения им крупной сделки см. ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автономных учреждениях» .
  • [7] Применительно к творческим работникам публичных учреждений, например театров, киностудий, концертных организаций, могут быть установлены специальные дисциплинарные санкции (см. ст. 351 ТК РФ).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой