Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технологическое оборудование трелевочных тракторов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ленточный тормоз с муфтой свободного хода расположен на ведущем валу 17. На шлицах вала помещается кронштейн, на который свободно надет шкив 22, который охватывает тормозная лента 21. На шкиве закреплен зубчатый венец. В торце кронштейна на штифтах установлено ведущее кольцо. На кольце помещены подпружиненные сухарики. При намотке троса на барабан сухарики «проскакивают» по зубьям венца. Когда… Читать ещё >

Технологическое оборудование трелевочных тракторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лебедка.

На трелевочных тракторах применяются однобарабанные, реверсивные лебедки. Вместе с приводом они составляют единый кинематический узел.

Лебедку устанавливают за кабиной на раме трактора. В действие она приводится от ВОМ коробки передач через промежуточный редуктор и два карданных вала. Промежуточный редуктор состоит из трех цилиндрических шестерен, расположенный на заднем поперечном брусе рамы. В коробке передач имеется устройство для включения промежуточного редуктора.

Техническая характеристика лебедок приведена в табл. 2.

Таблица 2

Техническая характеристика лебедок.

Показатели.

Марка трактора.

ТЛТ-100А.

ТТ-4М.

Привод.

От коробки передач, промежуточный редуктор с двумя карданными валами, односкоростная.

Шестеренчатый от раздаточной коробки, двухскоростная, реверсивная.

Диаметр барабана (мм).

Диаметр каната (мм).

22−25.

Тяговое усилие (кН).

120—90 (I—II п.).

Канатоемкость (м).

Частота вращения (об/мин).

при наматывании каната.

51—80 (I—II п.).

при разматывании каната.

60—95 (I—II п.).

Лебедка трактора ТЛТ-100А, представленная на рис. 145, состоит из коническо-цилиндрического редуктора, смонтированного в картере 3, который одновременно служит ее левой опорой; правой опоры 12, барабана 8 с тросом, автоматического тормоза, зубчатой муфты включения барабана 5.

Коническо-цилиндрический редуктор состоит из вала с ведущей конической шестерней (хвостовика) 15, ведомой конической шестерни 1 с ведущей цилиндрической шестерней 2, ведомой цилиндрической шестерни 4.

Более подробно устройство редуктора и привода лебедки рассмотрено ниже.

Лебедка трактора ТЛТ-100А.

Рис. 145. Лебедка трактора ТЛТ-100А:

  • 1 — ведомая коническая шестерня; 2 — ведущая цилиндрическая шестерня;
  • 3 — картер редуктора; 4 — ведомая цилиндрическая шестерня; 5 — муфта

включения барабана; 6 — регулировочная втулка тормозка; 7 — тормозок;

  • 8 — барабан; 9 — ось барабана; 10 — ограничитель троса; 11 — клин;
  • 12 — правая опора; 13 — кожух; 14 — ролик; 15 — ведущая коническая шестерня (хвостовик); 16 — внутренняя обойма муфты свободного хода; 17— наружная обойма; 18 — пробка сливного отверстия

Устройство редуктора и привода барабана лебедки показано на рис. 146. Ось (труба) барабана лебедки 7 с помощью гаек 6 соединяет картер редуктора 8 и правую опору лебедки, при этом одновременно стягиваются внутренние не вращающейся обоймы подшипников ведомой цилиндрической шестерни 3 редуктора и левой опоры барабана. От проворачивания в гнездах картера ось 7 удерживается стопорным болтом 5. На оси в шарикоподшипниках установлены ведомая цилиндрическая шестерня 3 и барабан, соединенные двумя полумуфтами с механизмом включения. Ведомая коническая шестерня 4 болтами крепится к фланцу ведущей цилиндрической шестерни 2 и вращается вместе с опорным валом 1 в конических подшипниках. Хвостовик установлен в двух конических подшипниках, смонтированных в стакане. Он приводится во вращение через трансмиссионный вал редуктора.

Для удерживания груза при трелевке и при формировании пакета во избежание разматывания троса на хвостовике лебедки имеется автоматический и ленточный тормоза. Тормоз состоит из внутренней обоймы 16 (см. рис. 145), установленной на шлицах хвостовика, и наружной обоймы 17 с тормозной лентой. Она установлена на валу хвостовика на двух шарикоподшипниках. Тормозной лентой управляют вручную из кабины трактора.

Редуктор лебедки.

Рис. 146. Редуктор лебедки:

  • 1 — опорный вал; 2 — ведущая цилиндрическая шестерня; 3 — ведомая цилиндрическая шестерня; 4 — ведомая коническая шестерня; 5 — стопорный болт; 6 — гайка; 7 — труба (ось) лебедки; 8 — картер редуктора; 9 — крышка картера; 10 — левая полумуфта; 11 — вилка; 12 — валик вилки; 13 — рычаг;
  • 14 — фиксатор; 15 — тормозок барабана; 16 — зубчатая муфта;
  • 17 — регулировочная втулка; 18 — пружина тормозка; 19 — правая полумуфта; 20 — регулировочные прокладки; 21 — крышка вала; 22 — сливная пробка

Поверхность внутренней обоймы имеет криволинейный профиль в виде звездочки 21, показанной на рис. 147. Между обоймами установлены подпружиненные ролики 20 с прижимами 17, т. е. устройство является обгонной муфтой свободного хода.

При формировании пакета, трелевке, подъеме и удержании груза на весу тормозная лента 15 затянута (когда лебедка работает), а внутренняя обойма вращается.

При удержании груза на весу и при трелевке лебедка отключена, а внутренняя обойма тормоза и барабан под действием груза стремятся провернуться в обратном направлении. При этом ролики 20 заклинивают обоймы, шестерни и барабан, препятствуя их вращению в обратном направлении (предотвращается разматывание троса). Когда необходимо сбросить пакет, тормоз освобождается и трос разматывается.

Для плавного опускания груза тормоз освобождают и затягивают в несколько приемов. Масса груза без полиспастов не должна превышать 4 т.

Зубчатая муфта 5 (см. рис. 145) предназначена для соединения барабана лебедки с ведомой цилиндрической шестерней редуктора. Для этого на шестерне болтами укреплена левая зубчатая полумуфта 10 (см. рис. 146), а на барабане — такая же правая полумуфта 19. Между ними на оси барабана установлена подвижная зубчатая муфта 16, которая с помощью вилки 11 включает или отключает барабан от редуктора. Вилка закреплена на валике 12. На конце валика, выходящего из картера лебедки, находится рычаг 13, соединенный тягами с рычагом включения барабана в кабине трактора. На рычаге имеется фиксатор 14, рассчитанный на два положения барабана лебедки — «Включен» или «Выключен».

Привод лебедки.

Рис. 147. Привод лебедки:

  • 1 — карданный вал привода лебедки; 2 — карданный вал коробки передач;
  • 3 — промежуточная шестерня; 4 — ось промежуточной шестерни;
  • 5 —заливная пробка; 6 — рычаг; 7 — палец; 8 — кронштейн; 9 — корпус промежуточного редуктора привода лебедки; 10 — ведомая шестерня;
  • 11 — вилка; 12 — рычаг; 13 — вал ведомой шестерни; 14 — рычаг;
  • 15 — тормозная лента; 16 — траверса; 17 — прижим; 18 — тормозной шкив;
  • 19 — ведущая коническая шестерня (хвостовик); 20 — ролик; 21 — профильная звездочка тормоза; 22 — ведущая шестерня

Для гашения инерции вращения барабана, когда трос разматывается, на лебедке предусмотрен тормозок 15 (см. рис. 146), установленный в резьбовых втулках 17 с пружинами 18. Тормозок имеет фрикционную накладку, которой он прижимается к реборде барабана. Давление пружин регулируют с помощью регулировочной втулки 17. Тормозок включается в работу при отсоединении барабана от конического редуктора, т. е. когда муфта 16 рычагом из кабины водителя смещена в крайнее левое положение.

Для направления движения троса на барабане лебедки имеется ограничитель троса 10 (см. рис. 145). Детали промежуточного и коническоцилиндрического редукторов смазываются разбрызгиванием масла, которое заливают через отверстия в картере (до уровня контрольного отверстия). В муфту свободного хода тормоза масло заливают через наклонное отверстие в крышке. Сливают масло через спускные отверстия.

Для заполнения маслом барабана лебедки одно из отверстий под болты крепления правой крышки барабана выполнено сквозным. Сливают масло через это же отверстие, для чего барабан поворачивают.

С целью устранения утечки масла на картере в месте выхода валов ставят крышки с уплотнительными прокладками или самоподвижные сальники.

Для защиты тормозной ленты и деталей управления тормоз закрыт кожухом, закрепленным на картере лебедки.

Лебедка работает следующим образом. Для наматывания троса тракторист включает привод лебедки в коробке передач трактора. При этом начинает вращаться карданный вал 2 (см. рис. 147) и через ведущую 22, промежуточную 3 и ведомую 10 шестерни промежуточного редуктора, размещенного в корпусе 9, а затем карданный вал 1, соединенный с хвостовиком коническо-цилиндрического редуктора вращение передается барабану лебедки. Детали от барабана до хвостовика с профильной звездочкой 21 под действием груза стремятся повернуться в обратную сторону, ролики же 20, попадая в суживающуюся часть пространства между внутренней и внешней обоймами тормоза, заклиниваются и препятствуют их повороту. Ленточный тормоз через внешнюю обойму и ролики удерживает барабан от обратного вращения. Затянутый тормоз при наматывании троса не препятствует вращению хвостовика, так как ролики проскальзывают между обоймами.

Разматывают трос вручную, для чего отключают приводы лебедки барабана, причем необходимо часть троса (не менее трех витков) оставлять на барабане во избежание его поломки в месте заделки троса.

В процессе эксплуатации проверяют уровень масла в картере промежуточного и коническо-цилиндрического редукторов, в барабане, в корпусе тормоза и при необходимости заменяют его. Периодически смазывают крестовины карданных шарниров с игольчатыми подшипниками и шлицевые соединения карданных валов через пресс-масленки с помощью нагнетателей. Крестовины смазывают трансмиссионным маслом, шлицы — консистентными смазками.

При появлении сильного шума в редукторе и явном нарушении контакта в зацеплении конической пары шестерен следует проверить регулировку зацепления конических шестерен, осевые люфты подшипников хвостовика и вала ведомой конической шестерни. Боковой зазор между зубьями шестерен допускается в пределах 0,17…0,50 мм. Контакт в зацеплении при проверке с помощью краски по высоте зуба — не менее 50%, а по длине — не менее 50% со смещением контакта к малому конусу. Зазор в зацеплении зубьев регулируют прокладками различной толщины, которые устанавливают под стаканы подшипников хвостовика и под крышки подшипников вала ведомой конической шестерни. Эти шестерни заменяют только в паре. Во время регулировки снимают барабан, оси и ведомую цилиндрическую шестерню.

Осевой люфт конических подшипников хвостовика регулируют с помощью гайки, навинченной на его резьбовой конец; сначала затягивают ее до тех пор, пока не будут устранены люфты, а затем отпускают на 1/12… 1/6 оборота. Когда зазор между подшипниками будет 0,1…0,22 мм, гайку надежно фиксируют. Такой же осевой люфт должен быть и в конических подшипниках вала ведомой конической шестерни, его регулируют путем подбора соответствующих прокладок, помещаемых под крышки подшипников.

Регулировка тормозной ленты производится вращением гайки траверсы 16 (см. рис. 147). При затянутом тормозе лента должна плотно охватывать тормозную обойму, а защелка рычага в кабине должна находиться не далее, чем в середине. Регулировка тормозка 15 (см. рис. 146) барабана лебедки должна предусматривать усилие при размотке троса около 100 Н (10 кг). Для этого нужно снять стопорную планку втулки тормозка, провернуть втулку до соприкосновения тормозка с барабаном и довернуть ее еще на 2…3 оборота.

Вспомогательный погрузочный механизм, представленный на рис 148, состоит из щита 1 с блоком 9, рамки 5, шарнирно соединенной с кронштейнами 2 и со щитом 1 осью 10 (сечение А-А), а также двух силовых гидроцилиндров 14. Щит представляет собой платформу, сваренную из продольных балок, опирающихся сзади на ролики 11. Ролики крепятся в проушинах бортовых передач с помощью струны 7 (сечение Б-Б), закрепленной гайками 8. Внутренняя полость роликов заполнена смазкой. Для ограничения поперечных перемещений щита на кронштейнах сделаны гребни. В передней части балок имеются втулки, через которые проходит ось рамки 10. Также в передней части щита к балкам приварены щеки, соединенные поперечной трубой. К щекам примыкают две поперечные стенки для защиты кабины, препятствующие перемещению хлыстов вперед.

Погрузочный механизм.

Рис. 148. Погрузочный механизм:

I — щит; 2 — кронштейны; 3 — упорный болт; 4 — контргайка; 5 — рамка;

6 — резиновый буфер; 7 — струна; 8 — гайка; 9 — блок; 10 — ось рамки;

II — опорные ролики; 12 — лебедка; 13 — трос; 14 — силовой гидроцилиндр Для поворота погрузочного щита к рамке шарнирно присоединены штоки двух гидроцилиндров 14. Установленные на рамке опоры с резиновыми буферами 6 служат для амортизации щита при переводе его в транспортное положение. Для ограничения поворота рамки 5 назад предусмотрены упорные болты 3 с контргайками 4. Подтягивание хлыста или пакета к трактору осуществляется с помощью троса 13, наматываемого на барабан лебедки 12.

При погрузке пакета на трактор под действием массы платформы и пакета щит опускается на раму трактора. Скорость опускания ограничивается дроссельным устройством, имеющимся в гидроприводе трактора. Максимальная нагрузка на щит составляет 4 т.

Лебедка трактора ТТ-4М.

Лебедка однобарабанная с приводом от реверсивной, двухскоростной раздаточной коробки. При работе на I передаче она развивает усилие до 120 кН, на II — 90 кН. I передача предназначена для работы на крупнопакетной погрузке и других операциях с использованием троса диаметром 25 мм, II передача применяется при трелевке деревьев, диаметр троса при этом 22 мм. Техническая характеристика лебедки приведена в табл. 2.

Раздаточная коробка смонтирована на корпусе лебедки и крепится к нижней части ее редуктора. К корпусу коробки прикреплены кронштейн тормоза и поддон, в котором помещены механизм переключения передач и привод гидронасосов.

Схема устройства раздаточной коробки и лебедки показана на рис. 149. Агрегат работает следующим образом. Ведущий вал 27 приводится во вращение от двигателя через карданный вал и передает крутящий момент через второй карданный вал на первичный (ведущий) вал коробки передач трактора. На шлицах ведущего вала 27 имеется подвижный блок из двух шестерен 26, который, перемещаясь специальной вилкой, рукояткой 31 соединяет одну из шестерен блока с блоком двух промежуточных шестерен 28, вращающихся в подшипниках на оси 25. В постоянном зацеплении с промежуточными шестернями находится блок из двух шестерен 32 заднего хода, вращающихся в подшипниках качения на оси 33, а также шестерня ВОМ 30. От блока промежуточных шестерен вращение передается через перемещающуюся на шлицах вдоль вала 17 шестерню 19. Эта шестерня может зацепляться с одной из промежуточных шестерен или с одной из шестерен блока заднего хода 33, т. е. при перемещении блока шестерен 26 в крайние положения включаются различные скорости. Шестерня 19, перемещаясь, обеспечивает наматывание или принудительное разматывание троса лебедки. Крутящий момент от этой шестерни через вал с конической шестерней 17 (хвостовик) передается на большую коническую шестерню 29, а затем через жестко скрепленную с ней ведущую цилиндрическую шестерню 16 — на ведомую цилиндрическую шестерню 12. Шестерня 12 вращает трубу 8, свободно установленную на соединительной оси 7.

Усилие трубы 8 на барабан 9 передается через зубчатую муфту 2.

Ленточный тормоз с муфтой свободного хода расположен на ведущем валу 17. На шлицах вала помещается кронштейн, на который свободно надет шкив 22, который охватывает тормозная лента 21. На шкиве закреплен зубчатый венец. В торце кронштейна на штифтах установлено ведущее кольцо. На кольце помещены подпружиненные сухарики. При намотке троса на барабан сухарики «проскакивают» по зубьям венца. Когда барабан отключен, шкив 22 на валу 17 вместе с другими вращающимися деталями лебедки и редуктора стремится повернуться в обратную сторону, вследствие чего сухарики под действием пружин прижимаются к заторможенному шкиву и удерживают барабан от обратного вращения. Вилки 24 предназначены для соединения первичного вала раздаточной коробки с приводными карданными валами: коротким со стороны двигателя и более длинным со стороны коробки передач трактора. Первая вилка (согласно рисунка, верхняя) закреплена на валу конусной втулкой и гайкой, вторая установлена на шлицах вала свободно. Для предотвращения продольного перемещения первичного вала его подшипники помещены в крышках, прикрепленных к корпусу коробки болтами. Для этой цели на ведущем валу 17 устанавливаются стопорные кольца, а ось 25 промежуточной блок-шестерни стопорится на корпусе планкой.

Лебедка трактора ТТ-4М.

Рис. 149. Лебедка трактора ТТ-4М:

  • 1 — опорный подшипник трубы; 2 — муфта включения барабана; 3 — болт;
  • 4 — установочный винт; 5 — левая опора; 6 — опорный подшипник барабана; 7 — соединительная ось; 8 — труба; 9 — барабан лебедки; 10 — опорный подшипник барабана; 11 — верхняя часть картера редуктора лебедки;
  • 12 — ведомая цилиндрическая шестерня редуктора; 13 — опорный подшипник трубы; 14 — нижняя часть картера редуктора; 15 — вал; 16 — ведущая цилиндрическая шестерня; 17 — ведущий вал с конической шестерней;
  • 18 — картер раздаточной коробки; 19 — реверсивная шестерня; 20 — кожух тормоза; 21 — тормозная лента; 22 — шкив; 23 — муфта свободного хода;
  • 24 — вилки карданных валов; 25, 33 — оси; 26 — подвижный блок шестерен;
  • 27 — ведущий вал раздаточной коробки; 28 — блок промежуточных шестерен; 29 — ведомая коническая шестерня; 30 — шестерня ВОМ; 31 — рукоятка включения привода лебедки; 32 — блок шестерен заднего хода

На раздаточной коробке трактора ТТ-4М шестерня первичного вала одновенцовая, а между шестернями установлены распорные втулки, т. е. редуктор обеспечивает одну скорость.

При техническом обслуживании проверяют прочность креплений, устраняют утечку масла, регулируют тормоз, контролируют зазоры в конической паре шестерен, осевой люфт барабана, управление зубчатой муфтой. Щупом определяют уровень масла в картерах раздаточной коробки, редуктора и в барабане лебедки. В раздаточной коробке уровень масла проверяют через 60 ч работы (ТО № 1), а заменяют через 1000 ч работы (ТО № 3).

Тормоз регулируют следующим образом. Повернув гайки натяжного болта, до предела затягивают тормозную ленту 21 на шкиве 22. При этом наружный рычаг тормоза должен располагаться горизонтально. Ограничительные болты в кожухе 20 завертывают до их контакта с тормозной лентой, а затем отворачивают на 2/3 оборота и фиксируют контргайками. После этого отвертывают гайку натяжного болта тормоза на 3,5 оборота, чтобы между лентой и шкивом образовался зазор около 1 мм. Внутренний и наружный рычаги тормоза устанавливают на шлицевой валик по меткам. Угол между рычагами должен быть 50°.

Для регулировки зацепления конической пары шестерен лебедку снимают с трактора. Боковой зазор между зубьями должен быть в пределах 0,15…0,45 мм, площадь контакта зубьев — не менее 60% по длине и 40% по высоте зуба (при смещении контакта ближе к вершине малого конуса). Зазоры регулируют с помощью прокладок, помещаемых под торцевой прижим тормоза и под фланцы крышек конических подшипников вала 15 большой конической шестерни. При хорошем контакте зубьев шестерен и исправном редукторе допускается увеличение бокового зазора (0,2…0,3 мм) почти в два раза.

Подшипники регулируют с помощью прокладок, помещаемых под их крышки, после чего проверяют боковой зазор и контакт в зацеплении зубьев.

Нормальный осевой зазор барабана лебедки не должен превышать 0,5 мм. Его регулируют с помощью болтов 3 и установочных винтов 4. Болты отвинчивают, а винты вначале завертывают до предела, а затем отвертывают на 0,5…1 оборот и фиксируют контргайками, после чего болты затягивают. Зубчатая муфта при этом должна быть выключена.

Управление зубчатой муфтой включения барабана регулируют путем правильной установки фиксатора в пазах сектора.

Для центрирования валов муфты сцепления, раздаточной коробки, соединенных малым карданным валом, под лапы крепления лебедки помещают регулировочные прокладки.

Принцип работы погрузочного устройства аналогичен работе погрузочного устройства ТЛТ-100А. Привод погрузочного устройства осуществляется гидросистемой трактора с помощью силового цилиндра.

На тракторе ТТ-4М имеется ВОМ, который служит для привода машин при стационарной работе или для привода агрегатируемых с ним прицепных или навесных лесохозяйственных, а также дорожных машин. ВОМ приводится по вращение от шлицевой втулки промежуточного вала коробки передач.

Редуктор вала расположен в корпусе заднего моста. Частота вращения ВОМ при номинальной частоте вращения вала двигателя составляет 16,7 с-1 (1000 об/мин-1). Сзади на тракторе имеется прицепное устройство в виде жесткой скобы, а спереди — буксирный крюк.

На ТТ-4М последней модели установлена передняя навеска с толкателем. Частота вращения ВОМ снижена до 90 с-1 (540 об/мин-1).

Чокерные устройства. На лебедках трелевочных тракторов применяются стальные тросы с комплектом чокерных устройств. Тросы имеют определенные характеристики, регламентированные ГОСТами: диаметр троса, пряди, проволоки, количество прядей в тросе, проволок в пряди, марка стали, вид свивки, разрывное усилие. Эти данные указываются в сертификате.

Конструкции захватывающих чокерных устройств приведены на рис. 150.

Чокерные устройства.

Рис. 150. Чокерные устройства:

  • 1 — собирающий канат; 2 — чокеры; 3 — замки; 4 — крюк;
  • 5 — кольца тягового каната
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой