Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вывод. 
Идея свободного воспитания Л.Н. Толстого

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуждая традиционные методы обучения и воспитания, Л. Н. Толстой разработал свою собственную методическую систему, которую использовал на экспериментальной базе Яснополянской школы, соразмерно организуя учебно-воспитательный процесс с возрастными и психологическими особенностями детей, а также учитывая их потребности и отвечая их интересам. Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой… Читать ещё >

Вывод. Идея свободного воспитания Л.Н. Толстого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Таким образом, характеризуя идею свободного воспитания в интерпретации Л. Н. Толстого можно сделать вывод, что основой ее является любовь к ребенку, внимание к его интересам, потребностям, жизни. Ключевым принципом теории свободного воспитания Л. Н. Толстого выступает свобода, понимаемая мыслителем, как отсутствие насилия, всяческого принуждения, реализация естественного права ребенка в воспитательном общении.

Л.Н. Толстой является крупнейшим отечественным педагогом-мыслителем и признанным новатором в своих взглядах на внутренний мир, природу, потребности ребенка, которому были свойственны непрекращающиеся педагогические искания и преданность педагогической деятельности.

Следуя своей педагогической концепции, Л. Н. Толстой признавал за ребенком право на свободу выбора, что обуславливает развитие его разума и чувства и способствует созданию собственного жизненного пути, защищая ребенка от пагубного воздействия муштры, схематизма и механицизма не только учебной деятельности, а всей человеческой деятельности в целом.

Грамотная и тщательная разработка Л. Н. Толстым педагогической концепции свободного воспитания включает в себя систему дидактических принципов, среди которых наиболее значимыми он признавал принцип сознательности, принцип тесной связи обучения и жизни, принцип доступности обучения, принцип прочности усвоения знаний и принцип природосообразности, которые были тесно взаимосвязаны, четко описаны и логически вытекали один из другого.

Осуждая традиционные методы обучения и воспитания, Л. Н. Толстой разработал свою собственную методическую систему, которую использовал на экспериментальной базе Яснополянской школы, соразмерно организуя учебно-воспитательный процесс с возрастными и психологическими особенностями детей, а также учитывая их потребности и отвечая их интересам.

Наиболее значимыми методами обучения и воспитания в рамках концепции Л. Н. Толстого признаны методы наглядности, метод рассказа, метод эмоционального воздействия, метод ситуации затруднения, метод индивидуального подхода.

Вся педагогическая концепция Л. Н. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребенка, отказа от принуждения и защиты от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности.

Содержание и развитие основных понятий (ребенок, воспитание, цель, содержание и др.) в теории Л. Н. Толстого детерминированы философскими воззрениями авторов в решении проблем соотношения индивидуального и социального, человека и общества, личной свободы и ответственности. Их педагогическими взглядами на природу ребенка и принцип свободы; педагогической практикой Яснополянской школы и Дома свободного ребенка.

Идея свободы в альтернативной педагогике рассматривалась в русле признания необходимости создания условий для саморазвития личности, подлинное бытие которой отождествлялось с экзистенциальным изменением. В качестве главного условия выступало воспитание, основанное на идеях антиавторитарности, антирепрессивности и психотерапевтической коммуникации.

Л.Н. Толстой проявлял интерес к душевной жизни человека, особенно растущей, развивающейся личности ребенка. Одной из определяющих была его мысль о неограниченных возможностях нравственного совершенствования человека, который рожден для постоянного движения и духовного роста.

Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей.

Толстой обеднял содержание учебной программы школы для народа, оставив в ней как обязательное лишь обучение грамоте и счету. Тем самым он принижал образовательные запросы и потребности народа. Отстаивая идею свободной организации школ народом и доказывая, что народ противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество и правительство, Толстой пытался, таким образом, отстранить деятелей народного образования от строительства народной школы, полагался на стихийное ее развитие. Эту ошибочную позицию Толстого в свое время справедливо подверг убедительной критике Н. Г. Чернышевский.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой