Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Психодиагностика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представленный учебник «Психодиагностика» состоит из трех разделов, выстроенных в логике организации психодиагностического обследования. В первом разделе «Теоретико-методологические основы психодиагностики» рассматриваются базовые теоретические понятия психодиагностической науки, история становления психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины, методологические вопросы и этические… Читать ещё >

Предисловие. Психодиагностика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психодиагностика представляет собой одну из базовых учебных дисциплин в профессиональной подготовке специалистов, обучающихся по направлениям психологического профиля, в том числе по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование».

Курс «Психодиагностика» ориентирован на формирование системы компетенций, необходимых для решения как теоретических, так и практических задач, возникающих в процессе изучения индивидуально-психологических особенностей человека, постановки психологического диагноза.

Жизненная среда современного человека характеризуется поликультурностью, перенасыщенностью и динамичностью информационного пространства, экологической, политической, социальной и экономической напряженностью. Окружающий мир предъявляет к современному человеку повышенные требования, актуализируя его адаптационные ресурсы и возможности, что предполагает значительные психологические и энергетические затраты. Появляются новые способы коммуникации, новые формы взаимодействия, преимущественно связанные с информатизацией общества, новые сферы профессиональной деятельности, изменяются внешние условия жизни и внутренние субъективные переживания человека. Таким образом, можно отметить, что в современном обществе знания об индивидуально-психологических особенностях человека востребованы для решения широкого круга задач. Прежде всего, речь идет о «традиционной» сфере применения психодиагностических данных, связанной с оценкой темпов, особенностей развития ребенка и возможностей применения этой информации для решения задач психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания. Появление качественного своеобразия социализации современного ребенка, в значительной степени обусловленного влиянием информационной среды, ставит перед современным исихологом-диагностом новые задачи, формирует новые предметные области для диагностического обследования. В качестве примеров можно указать проблемы компьютерной и интернет-зависимости, формирования идентичности в условиях информационного общества, переработки информации как характерные для современного подрастающего поколения.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения на всех ступенях образования, увеличение потребности в регулярном повышении квалификации и переподготовке специалистов различного профиля, широкое распространение дистанционных форм обучения требуют учета индивидуальных особенностей всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим повышается востребованность психодиагностической информации в сфере образования.

Традиционной сферой применения результатов психодиагностики является сфера профессиональной, трудовой деятельности человека. Вопросы профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессионального консультирования, аттестации и оценки персонала сопряжены с необходимостью корректного применения имеющихся диагностических методов, поиском новых методических решений существующих диагностических задач в условиях современной ситуации на рынке труда.

Изменение отношения к здоровью в обществе повышает интерес к психологическим составляющим здоровья человека. Изучение и учет индивидуально-психологических особенностей человека востребованы в практике учреждений здравоохранения, для решения задач трудовой экспертизы, оценки эффективности терапии, психологической подготовки к родам и материнству и т. д.

Представленный учебник «Психодиагностика» состоит из трех разделов, выстроенных в логике организации психодиагностического обследования. В первом разделе «Теоретико-методологические основы психодиагностики» рассматриваются базовые теоретические понятия психодиагностической науки, история становления психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины, методологические вопросы и этические аспекты психодиагностики. В данном разделе также представлены теоретические основы практической деятельности психолога-диагноста, связанные с технологией организации и проведения диагностического обследования, целью которого является постановка достоверного психологического диагноза.

Второй раздел учебника «Методы и способы получения психодиагностической информации» посвящен анализу диагностических возможностей основных методов в работе психолога-диагноста. В данном разделе авторы постарались представить информацию о методах, реализующих идеографический и номотетический подходы к изучению человека.

В третьем разделе «Теоретико-прикладные аспекты диагностики различных психических образований» представлены теоретические и технологические вопросы диагностики интеллектуальных, креативных, аффективных, мотивационных психических образований, а также самосознания и личностных особенностей человека. Представленный в разделе материал ориентирован на концепцию интегративных психических образований В. Н. Панфёрова, понимаемых как «системные свойства психики, позволяющие охарактеризовать особенности психологии человека как целостного явления»1. В своих работах В. Н. Панфёров выделяет двенадцать интегративных психических образований: мотивационные; аффективные; психодинамические; регуляторные; сенсорно-перцептивные; мнемические; интеллектуальные; рефлексивные; психомоторные; креативные; коммуникативно-речевые; нравственные. Рассмотренные в данном разделе психические образования выбраны авторами в качестве модели организации работы с проблематикой, обусловленной спецификой конкретного психологического феномена.

Отличительной особенностью данного учебника является ориентация на формирование компетенций, необходимых в практической деятельности современного психолога-диагноста. Одной из важнейших задач данного курса является формирование у студентов представлений о диалектическом единстве теоретических и технологических аспектов психодиагностики. Психодиагностика рассматривается как научная дисциплина и как область практической деятельности психолога. Подчеркивается необходимость теоретической подготовки для эффективной реализации всех этапов психодиагностического процесса, что является особенно актуальным при существующем в настоящее время разрыве между теорией и практикой у начинающих психологов.

Особое внимание в учебнике уделено проблемам, возникающим, во-первых, на разных этапах психодиагностического обследования; во-вторых, связанным с применением разных способов и методов получения психодиагностической информации; в-третьих, актуализирующимся в процессе диагностики отдельных психических образований. Описаны возможные способы преодоления типовых проблем и затруднений. В практикуме представлены оригинальные задания, позволяющие сформировать и развить компетенции, обеспечивающие эффективное решение широкого круга практических задач психодиагностики.

В результате освоения материала учебника студенты должны:

знать

  • • этические принципы работы психолога;
  • • теоретические основы психологической диагностики;
  • • принципы организации и проведения психодиагностического обследования;
  • • возможности и ограничения основных методов сбора психодиагностической информации;
  • • особенности психологической диагностики отдельных психических образований;

уметь

  • • составлять диагностический комплекс в соответствии с целями, условиями организации обследования, возрастными особенностями обследуемого, психометрическими характеристиками диагностических средств;
  • • проводить процедуру психодиагностического обследования с учетом возраста, пола, типа используемых методик и в соответствии с целями обследования;
  • • интерпретировать психодиагностические данные с учетом всех доступных источников информации;
  • • составлять психодиагностическое заключение по результатам обследования;

владеть

  • • навыками организации и проведения психодиагностического обследования с учетом этических принципов работы психолога-диагноста;
  • • навыками интерпретации результатов, полученных в ходе психодиагностического обследования;
  • • навыками проведения консультаций по результатам психодиагностического обследования.

Авторы выражают глубокую благодарность своим учителям и наставникам Зое Фёдоровне Семёновой, Светлане Тимофеевне Посоховой, Вере Александровне Чикер за атмосферу свободного творчества, продуктивного сотрудничества, искренний интерес к постижению другого человека, профессиональную и человеческую поддержку.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой