Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Уголовное преследование в досудебном производстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принимая во внимание особый статус прокурора, его прямую заинтересованность в дальнейшем уголовном преследовании лиц, совершивших, по мнению прокурора, уголовно наказуемое деяние, описательная сторона постановления должна содержать юридически обоснованную и подкрепленную доказательствами ссылку на фактические обстоятельства совершенного противоправного действия (бездействия), тем более что ч. 2… Читать ещё >

Уголовное преследование в досудебном производстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Следует отметить, что к настоящему времени не принят организационно-распорядительный документ Генпрокурора РФ, который бы определял в отсутствие четкой позиции законодателя рамки реализации органами прокуратуры функции уголовного преследования в досудебном производстве и ставил перед прокурорами конкретные задачи.

Согласно п. 9 ст. 5 УПК досудебное производство включает в себя уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу.

В буквальном смысле в эти рамки не вписывается предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК право прокурора выносить постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, поскольку указанное постановление само, но себе можно характеризовать как сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, по результатам рассмотрения которого дознавателем или следователем принимается процессуальное решение в виде постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Вместе с тем, как отмечалось в предыдущем параграфе, прокурор выступает, в том числе в качестве стороны, реализующей функцию обвинения (уголовного преследования), которая не отождествляется исключительно с досудебным производством, характеризуясь как процессуальная деятельность. Поэтому право на вынесение названного постановления, как и ранее существовавшее право возбуждать уголовное дело, можно отнести к кругу полномочий в рамках уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Вынесение рассматриваемого постановления осуществляется прокурором — руководителем органа прокуратуры или его заместителем[1], как правило, по результатам проведения прокурорской проверки в рамках любой из перечисленных законодателем отраслей прокурорского надзора, однако наиболее часто это происходит после «общенадзорных» проверок[2]. Не случайно в п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре закреплено, что прокурор требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной ответственности, что подразумевает и уголовную. Более того, до 2007 г. в указанной норме, а также в ст. 25 прямо говорилось о возбуждении прокурором уголовного дела. Вынесение постановления может быть также результатом выявления фактов совершения уголовно-наказуемых деяний в ходе надзорных проверок в самих органах дознания и предварительного следствия, в службах судебных приставов, в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Статья 37 У НК не содержит формализованных требований к содержанию выносимого прокурором постановления, говоря лишь о том, что оно должно быть мотивированным. Следует также упомянуть о таких общих требованиях к постановлению прокурора, закрепленных в ч. 4 ст. 7 Кодекса, как законность и обоснованность.

Принимая во внимание особый статус прокурора, его прямую заинтересованность в дальнейшем уголовном преследовании лиц, совершивших, по мнению прокурора, уголовно наказуемое деяние, описательная сторона постановления должна содержать юридически обоснованную и подкрепленную доказательствами ссылку на фактические обстоятельства совершенного противоправного действия (бездействия), тем более что ч. 2 ст. 21 УПК обязывает прокурора в случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные Кодексом меры но установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Во-первых, это будет более четко ориентировать дознавателя или следователя на вопросы, разрешаемые ими в ходе доследственной проверки, а во-вторых, позволит обоснованно принимать в рамках надзора меры в случае незаконного вынесения последними постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. При выборе адресата постановления необходимо учитывать установленные ст. 151 УПК правила подследственности.

Практика показывает, что далеко не по всем постановлениям прокурора в дальнейшем возбуждаются уголовные дела[3], что в отдельных случаях можно отнести к недостаткам в первоначальной оценке прокурором дальнейших перспектив уголовного преследования, обусловливающим необходимость детального разбора просчетов, однако каждый факт вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должен тщательно проверяться в надзорном порядке.

Статья 144 УГ1К предусматривает несколько полномочий прокурора, связанных с проверкой сообщений о преступлении. Во-первых, он вправе давать органу дознания поручение о проведении проверки в связи с сообщением о преступлении, распространенном в СМИ[4]. Кроме того, прокурор может требовать от редакции (главного редактора) соответствующего СМИ передачи ему имеющихся в распоряжении СМИ документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Невыполнение такого требования прокурора может влечь за собой ответственность должностного лица по ст. 17.7 КоАП, поскольку ч. 4 ст. 21 УПК определила, что требования, поручения и запросы прокуроре7, предъявленные в пределах его полномочий, установленных Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Наконец, при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения ОРМ прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 4 ст. 147 УПК прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела дознавателем по делам частного и частнопубличного обвинения, предусмотренным ч. 2 и 3 ст. 20 УПК при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы[5]. К иным причинам относится также совершение преступления лицом, данные о котором не известны.

Важную роль отводит законодатель прокурору в реализации института досудебного соглашения о сотрудничестве, который был введен в УПК в 2009 г. в целях упрощения процедур уголовного преследования и адекватного снижения бремени уголовной ответственности в отношении лица, добровольно согласившегося сотрудничать с органами предварительного следствия.

Согласно ст. 317.1 УПК подозреваемый или обвиняемый вправе заявить письменное ходатайство на имя прокурора о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия, указав, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления. При этом необходимо отметить, что ходатайство подается через расследующего уголовное дело следователя, который в течение трех суток с момента его поступления либо направляет его прокурору вместе с согласованным с руководителем следственного органа мотивированным постановлением о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, либо выносит постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, которое не может быть обжаловано прокурору.

Прокурор в течение трех суток после поступления указанных документов выносит либо постановление об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, либо постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, которое может быть обжаловано следователем, подозреваемым или обвиняемым, его защитником вышестоящему прокурору.

В соответствии со ст. 317.3 УПК прокурор с участием следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника составляет досудебное соглашение о сотрудничестве, в котором указываются: 1) дата и место его составления; 2) прокурор, заключающий соглашение со стороны обвинения;

3) фамилия, имя и отчество подозреваемого или обвиняемого, заключающего соглашение со стороны защиты, дата и место его рождения; 4) описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1—4 ч. 1 ст. 73 УПК; 5) пункт, часть, статья УК, предусматривающие ответственность за данное преступление; 6) действия, которые подозреваемый или обвиняемый обязуется совершить при выполнении им обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве; 7) смягчающие обстоятельства и нормы уголовного законодательства, которые могут быть применены в отношении подозреваемого или обвиняемого при соблюдении последним условий и выполнении обязательств, указанных в досудебном соглашении о сотрудничестве. Досудебное соглашение о сотрудничестве подписывается прокурором, подозреваемым или обвиняемым, его защитником.

В свою очередь ст. 317.5 УПК предусмотрено, что прокурор при рассмотрении в порядке ст. 221 Кодекса поступившего от следователя уголовного дела в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, а также материалов, подтверждающих соблюдение обвиняемым условий и выполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением, в случае утверждения обвинительного заключения выносит представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по данному уголовному делу, в котором указываются: 1) характер и пределы содействия обвиняемого следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления; 2) значение сотрудничества с обвиняемым для раскрытия и расследования преступления, изобличения и уголовного преследования других соучастников преступления, розыска имущества, добытого в результате преступления; 3) преступления или уголовные дела, обнаруженные или возбужденные в результате сотрудничества с обвиняемым; 4) степень угрозы личной безопасности, которой подвергались обвиняемый в результате сотрудничества со стороной обвинения, его близкие родственники, родственники и близкие лица.

Прокурор также удостоверяет в представлении полноту и правдивость сведений, сообщенных обвиняемым при выполнении им обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве. Не позднее трех дней с момента ознакомления обвиняемого и его защитника (они вправе представлять свои замечания по существу содержания документа, учитываемые прокурором при наличии к тому оснований) с представлением прокурор направляет уголовное дело и представление в суд.

В ст. 37 и ряде других норм УПК перечислены полномочия, которые также можно рассматривать в контексте функции уголовного преследования, в том числе:

  • а) дача дознавателю обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, производстве процессуальных действий (и. 4 ч. 2 ст. 37, ч. 4 сг. 41)[6];
  • б) дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств (п. 5. ч. 2 ст. 37), а именно:
    • — в случаях, предусмотренных поди «в» п. 1, подп. «б» и «в» п. 2 и п. 3 ч. 2 ст. 82 Кодекса, если владелец не дал согласие на реализацию или уничтожение имущества (ч. 4.1 ст. 82);
    • — об избрании в отношении задержанного по подозрению в совершении преступления лица меры пресечения в виде заключения под стражу
    • (ч. 2 ст. 91, ч. 3 ст. 108, ч. 1 ст. 224) и о продлении этой меры пресечения (ч. 2 и 3 ст. 109, ч. 4 ст. 224)[7];
    • — о временном отстранении от должности подозреваемого или обвиняемого (ч. 1 ст. 114);
    • — о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК (ч. 1 ст. 115);
    • — о производстве следственных действий в случаях, предусмотренных п. 4−9, 10.1, И и 12 ч. 2 ст. 29 УПК (ч. 1 ст. 165);

о переводе лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, при установлении факта наличия у него психического заболевания в психиатрический стационар, а также о помещении такого лица, не содержащегося под стражей, в психиатрический стационар (ст. 435);

  • в) дача согласия следователю (дознавателю) на сохранение в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания подозреваемого (ч. 4 ст. 96);
  • г) дача согласия дознавателю:
    • — на прекращение на основании заявления потерпевшего или его законного представителя уголовного дела в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 76 УК, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (ст. 25);

на прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 75 УК, а также по уголовному делу о преступлении иной категории при деятельном раскаянии лица в совершенном преступлении в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч. 1 и 2 ст. 28);

  • — на прекращение уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 170.2, ч. 1 ст. 171, ч. 1 и 1.1 ст. 171.1, ч. 1 ст. 172, ст. 176, 177, ч. 1 ст. 178, ч. 1−3 ст. 180, ч. 1 и 2 ст. 185, ст. 185.1, ч. 1 ст. 185.2, ч. 1 ст. 185.3, ч. 1 ст. 185.4, ч. 1 ст. 185.6, ч. 1 ст. 191, ст. 192, ч. 1 и 1.1 ст. 193, ч. 1 и 2 ст. 194, ст. 195−197 и 199.2, при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 и 27 УПК, и в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 76.1 УК (ч. 3 ст. 28.1);
  • — на отмену или изменение меры пресечения, избранной в ходе досудебного производства с согласия прокурора (ч. 3 ст. 110);
  • д) участие в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК (п. 8 ч. 2 ст. 37);
  • е) возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом (п. 8.1 ч. 2 ст. 37, ч. 2.1 ст. 226);
  • ж) направление Генпрокурором РФ Президенту РФ представления о временном отстранении от должности привлекаемого в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которому предъявлено обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 5 ст. 114);
  • з) разрешение отводов, заявленных дознавателю, а также его самоотводов (п. 9. ч. 2 ст. 37, ч. 1 ст. 67);
  • и) предъявление гражданского иска в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, а также в защиту интересов государства (ч. 3 ст. 44). Приказ Генпрокурора РФ от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» в п. 1.2 предписывает прокурорам с целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле;
  • к) решение об отводе нижестоящего прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу (ч. 1 ст. 66).

Самостоятельная группа полномочий по реализации функции уголовного преследования связана с направлением уголовного дела в суд[. Прокурор в соответствии со ст. 222 УПК:

— уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей о направлении уголовного дела в суд и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном гл. 15 УПК. Статья 226.9 предусматривает уведомление прокурором о направ-[8]

лении уголовного дела в суд обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя;

  • — вручает копию обвинительного заключения (обвинительного акта согласно ст. 226) с приложениями обвиняемому в обязательном порядке, а также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом. В соответствии со ст. 226.8 копия обвинительного постановления может вручаться также представителю потерпевшего;
  • — поручает администрации места содержания под стражей вручить обвиняемому, содержащемуся под стражей копию обвинительного заключения под расписку, которая представляется в суд с указанием даты и времени вручения;
  • — указывает при направлении уголовного дела в суд причины отказа обвиняемого от получения копии обвинительного заключения либо неявки по вызову или уклонения иным образом от получения копии обвинительного заключения.

Важное значение при направлении уголовного дела в суд имеет правильное определение прокурором подсудности с учетом требований гл. 5 УПК. Статья 35 Кодекса предусматривает правила изменения территориальной подсудности, в том числе по ходатайству прокурора, которое заявляется и рассматривается до начала судебного разбирательства. Особо следует выделить появившееся в конце 2009 г. право Генпрокурора РФ или его заместителя заявлять ходатайство в ВС РФ о передаче для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления уголовного дела хотя бы об одном из преступлений, предусмотренных ст. 208, 209, ч. 1−3 ст. 211, ст. 277−279 и 360 УК если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

В заключение характеристики роли прокурора в реализации функции уголовного преследования в досудебном производстве необходимо назвать ряд процессуальных обязанностей прокурора, связанных с охраной прав и свобод человека и гражданина, в том числе:

  • — разъяснение подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности и обеспечение возможности осуществления этих прав (ч. 1 ст. 11);
  • — разъяснение подозреваемому и обвиняемому их прав и обеспечение им возможности защищаться всеми не запрещенными УПК способами и средствами (ч. 2 ст. 16);
  • — предупреждение лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, в случае их согласия дать показания о том, что эти показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу (ч. 2 ст. 11);
  • — принятие в пределах своей компетенции в отношении потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц при наличии угрозы убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения их имущества либо иных опасных противоправных деяний мер безопасности, предусмотренных ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241 и ч. 5 ст. 278 УПК, а также иных мер безопасности, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. И);
  • — принятие предусмотренных гл. 18 УПК мер по реабилитации лица в случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным и. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 Кодекса (ч. 2 ст. 212);
  • — принесение от имени государства официального извинения реабилитированному за причиненный ему моральный вред (ч. 1 ст. 136);
  • — дача письменного указания СМИ сделать сообщение о реабилитации лица, если в этом СМИ ранее публиковались (распространялись) сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, об осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях (ч. 3 ст. 136);
  • — направление письменных сообщений о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства (ч. 4 ст. 136).

Таким образом, подводя итог изложенному, можно констатировать, что несмотря на утрату прокурором с 2007 г. полномочий по расследованию преступлений, содержательная сторона осуществляемой им функции уголовного преследования в досудебном производстве характеризуется многообразием принимаемых процессуальных решений[9].

  • [1] Далее при характеристике полномочий следует иметь в виду, что право на их применение имеют только прокуроры-руководители и их заместители, если иное специальноне оговорено.
  • [2] Например, согласно данным из формы НСиД «Сведения о результатах надзораза исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства» в 2016 г. из 33 677 материалов, направленных прокурорами в органы дознания и предварительного следствия, 27 257 (80,9%) являлись результатом реализации «общенадзорных» проверок.
  • [3] Согласно данным упомянутой выше формы НСиД в 2016 г. но результатам рассмотрения направленных прокурорами материалов вынесено 28 711 постановлений о возбужденииуголовного дела, что составляет 85,3 по отношению к числу материалов.
  • [4] Здесь и далее, относя полномочия прокурора, связанные с дачей поручений органамдознания, а равно с согласованием действий и решений дознавателей к функции уголовногопреследования, мы исходим из того, что, во-первых, закрепленный в ст. 29 Закона о прокуратуре предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознаниеи предварительное следствие (за их процессуальной деятельностью), не включает принятиепрокурором таких решений, а во-вторых, имеет место аналогия с принятием подобных решений руководителем следственного органа в отношении следователей, которые в уголовномсудопроизводстве осуществляют исключительно функцию уголовного преследования. Прокурор в рассматриваемых случаях играет не закрепленную официально, но подтверждаемуюсовокупностью соответствующих полномочий роль руководителя (куратора) дознания.
  • [5] Необходимо отметить, что в период с 1 июля 2002 г. по 6 сентября 2007 г. без согласияпрокурора не могло быть возбуждено ни одно уголовное дело как дознавателем, так и следователем, что являлось серьезным средством обеспечения законности на ранней стадии уголовного преследования.
  • [6] Здесь и далее при отсутствии ссылки на законодательный акт имеются в виду нормыУПК.
  • [7] Следует отметить, что прокуроры района, города и приравненные к ним военные прокуроры (но не их заместители) вправе согласовывать ходатайство дознавателя о продлениизаключения под стражей на срок до 6 месяцев, а прокуроры субъектов РФ и приравненныек ним военные прокуроры (но не их заместители) — до 12 месяцев. Данное обстоятельствосвидетельствует о том, что приравненные к районным прокурорам транспортные, природоохранные прокуроры и прокуроры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, а также приравненные к прокурорам субъектов РФ региональные транспортные прокурораи Волжский межрегиональный природоохранный прокурор такими полномочиями не обладают.
  • [8] Как было отмечено выше, согласно н. 9 ст. 5 УПК досудебное производство оканчивается до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу. На этом заканчивается процессуальная роль органов дознания и предварительного следствия. Однако прокурор, решая вопросы, связанные с направлением дела в суд, реализуетсоответствующие полномочия в рамках уголовного преследования, и здесь правомерно говорить о промежуточной стадии рассматриваемой функции, процессуальным продолжениемкоторой является участие прокурора в качестве государственного обвинителя при рассмотрении судами уголовных дел и при последующем пересмотре принятых судебных решений.
  • [9] Специфика полномочий прокурора при участии в производстве по отдельным категориям уголовных дел и по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц на досудебных стадиях изложена в параграфе 15.4 учебника.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой