Особенности элеггии В.К. Тредиановского, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина
![Реферат: Особенности элеггии В.К. Тредиановского, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина](https://gugn.ru/work/6780127/cover.png)
Первые опыты русской элегии появились у В. К. Тредиаковского, достаточно органично вписавшись в его эксперименты по созданию русской любовной лирики. Ему же принадлежит и первая классификация нового жанра: «Она есть, которая описывает особливо вещи плачевные и любовные жалобы. Элегия разделяется на Треническую и Эротическую. В Тренической описывается печаль и нещастие; а в Эротической любовь… Читать ещё >
Особенности элеггии В.К. Тредиановского, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первые опыты русской элегии появились у В. К. Тредиаковского, достаточно органично вписавшись в его эксперименты по созданию русской любовной лирики. Ему же принадлежит и первая классификация нового жанра: «Она есть, которая описывает особливо вещи плачевные и любовные жалобы. Элегия разделяется на Треническую и Эротическую. В Тренической описывается печаль и нещастие; а в Эротической любовь и все из нее воспоследствования».
Позже эту идею разовьет Н. Ф. Остолопов в своем «Словаре древней и новой поэзии». В то время как элегия «эротическая» связана лишь с любовной тематикой, пишет он, «треническая элегия отличается большим разнообразием мотивов: описывает печаль, болезнь и всякое несчастливое приключение». Если «наложить» эту классификацию на поэзию Тредиаковского, то станет очевидным, что он разрабатывал почти исключительно второй тип — «эротическую»:
Кто толь бедному подаст помощи мне руку? Кто и может облегчить, ах! сердечну муку?
Мягкосердыя на мя сын богини злится, Жесточайшим отчасу тот мне становится:
Неисцельно поразив в сердце мя стрелою, Непрестанною любви мучит, ах! бедою.
Сердце равныя ничье не имело страсти, Не впадало тем ничье в равные напасти:
Без надежды б чье когда лютый жар страдало?
Ах! невинное мое в лютость ту попало.
Прежестокая болезнь всяк час то съедает, Несравненная печаль как зверь лют терзает…
Второе рождение переживает элегия в творчестве А. П. Сумарокова. И хотя развивается она в основном в том же «эротическом» русле, идет значительное обогащение системы лирических мотивов и углубление, развитие самого лирического «я»:
Пронзенна грудь моя, и расточен весь ум.
О яростны часы! Жестокой время муки!
Я всем терзаюся, что в мысли ни беру.
Стерплю ли я удар должайшия разлуки, Когда зла смерть… И я, и я тогда умру.
Такою же сражусь, такою же судьбою, В несносной жалости страдая и стеня.
Умру, любезная, умру и я с тобою, Когда сокроешься ты вечно от меня.
«В болезни страждешь ты…».
Одним из интереснейших типов элегии, введенных Сумароковым в русскую поэзию, стала так блистательно в будущем развитая другими русскими поэтами «элегия творчества». В ней — глубоко личные раздумья поэта о себе и своем творчестве, о своем предназначении:
Страдай, прискорбный дух! Терзайся грудь моя!
Несчастливее всех людей на свете я!
Я счастья пышного сыскать себе не льстился И от рождения о нем не суетился;
Спокойствием души одним себе ласкал:
Не злата, не сребра, но муз одних искал.
Без провождения я к музам пробивался И сквозь дремучий лес к Парнасу прорывался.
Преодолел я труд, увидел Геликон;
Как рай, моим очам вообразился он.
Эдемским звал его я светлым вертоградом, А днесь тебя зову, Парнас, я мрачным адом;
Ты мука фурий мне, не муз ты мне игра.
О бедоносная, противная гора, Подпора моея немилосердой части, Источник и вина всея моей напасти, Плачевный вид очам и сердцу моему, Нанесший горести бесчисленны ему!
Несчастен был тот день, несчастнейша минута, Когда по строгости и гневу рока люта, Польстив утехою и славою себе, Ногою в первый раз коснулся я тебе.
Характер послесумароковской элегии постепенно начинает изменяться: в нее входят размышления и даже поучения, оттесняя собственно лирическое начало на второй план. К этой новой, «философско-нравоучительной», элегии принадлежат элегии М. М. Хераскова.
Если обратиться к классификации Тредиаковского-Остолопова, то, видимо, можно говорить о постепенной эволюции русской элегии от «эротического» к «треническому» типу:
Смертный в жизни представляет Зеркало тоски и бед;
Лишь родится он, рыдает, Так как скорбь предузнает.
Слезы юности всечасно, Без причины отрок льет:
Там учитель занапрасно.
Бедного младенца бьет.
Пылка юность повергает В пущия беды ево, Он любовниц избирае И не мыслит ничево.
Как возрос — другая лишность Кратка века часть займет:
Честь, богатство, слава, пышность Дух колеблет и мятет.
Старика всяк презирает;
Крепость жизни потеряв, Мучится он и страдает, Дряхл, задумчив и не здрав.
Мысль мы к мысли прибираем, Ищем щастья своево, Наконец все умираем, Вот родимся для чево.
М.М. Херасков «Станс г. Руссо».
В последней четверти XVIII столетия русская элегия выходит на новые горизонты — и связано это, прежде всего с именем Г. Р. Державина. Сохраняя приверженность жанру философской оды, Державин в том же духе пишет элегии. Более того, некоторые его произведения почти в равной степени могут быть отнесены и к жанру оды, и к жанру элегии. Прежде всего, это относится к знаменитой оде «На смерть князя А.И. Мещерского», на что уже обратили внимание исследователи". С философской одой ее связывает сама проблематика произведения, выходящая на уровень общечеловеческих и даже космических абстракций и обобщений:
Как в море льются, быстры воды, Так в вечность льются дни и годы;
Глотает царства алчна смерть.
Элегическое звучание придают ей прямое скорбно-патетическое обращение автора к умершему адресату и лирическая зарисовка в конце:
Как сон, как сладкая мечта, Исчезла и моя уж младость;
Не сильно нежит красота, Не столько восхищает радость, Не столько легкомыслен ум, Не столько я благополучен…
Если рассматривать слияние двух этих начал, философского и лирического, то, видимо, наиболее оправданным и обоснованным будет определение этой оды как «философская элегия»: лирическую линию, безусловно, нельзя считать малозначащей и второстепенной, но все же на первый план выступает именно философское начало, более того, через его призму и воспринимается начало лирическое.