Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Процесс развития речи учеников в учебном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На уроках чтения природоведческого материала, во время экскурсий дети классифицируют предметы. Это дает возможность уточнить некоторые природоведческие понятия и вместе с тем способствует развитию логического мышления. Анализируя в классе итоги экскурсии в лес, учитель помогает детям установить, какие деревья видели в лесу. Перечисляя деревья: дуб, береза, клен, осина, ель, сосна, дети… Читать ещё >

Процесс развития речи учеников в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа над речью, на уроках русского языка органически должна быть связана с занятиями по другим предметам. Уроки русского языка, чтения, уроки математики, познания мира и труда, а также уроки рисования, экскурсии, наблюдения — все эти виды занятий в начальных классах должны служить целям расширения и обогащения словаря учащихся.

На уроках русского языка (особенно чтения) дети учатся средствами языка приобретать знания об окружающем их мире природы и общества. Дети учатся наблюдать, думать и выражать в правильной словесной форме мысли о виденном, слышанном, прочитанном, пережитом. Тем самым уроки русского языка способствуют обогащению словаря учащихся, учат их строю речи.

Обучаясь специально языку на уроках русского языка, дети узнают все больше слов, обозначающих предметы, действия, признаки окружающей их жизни, узнают много новых терминов: звук, буква, гласные и согласные, слог, слово, части слова, части речи, главные и второстепенные члены предложения, число, лицо, род, падеж, склонение, именительный, родительный и т. д.

На уроках по другим предметам программы начальных классов также происходит расширение и обогащение словаря учащихся различными словами. Живые впечатления и наглядные пособия являются и здесь средством получения знаний, формирования понятий и обогащения учащихся обозначениями этих понятий — словами, сочетаниями слов.

Так, на уроках математики, обогащаясь новыми представлениями и понятиями, дети получают довольно большое количество терминов и слов, обозначающих пространственные, временные, количественные отношения между предметами: равенство, деление, частное, слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, равняется, плюс, минус, больше, меньше, множитель, произведение и др. В словаре детей появляется много числительных, наречий, союзов (сначала, потом, еще, если, для того чтобы и др.). Новые и уже знакомые учащимся слова, выражения и предложения, употребляемые в процессе занятий по математике, постепенно обогащаются в сознании детей все новым и новым содержанием. Раскрывая новое значение знакомых слов, учитель на уроках математики помогает детям-овладеть богатством родного языка.

Приобретение учащимися навыка решения задач сопровождается усвоением ими фразеологических выражений: мы знаем, нам известно, требуется узнать, в задаче спрашивается, для того чтобы узнать и т. д. Работа над словарным и фразеологическим составом языка в данном случае идет во взаимосвязи с развитием представлении, понятии, знании начальной математики.

Чем разнообразнее материал для счета, чем разнообразнее содержание задач в I—III классах, тем большее число слов, оборотов, словосочетаний и предложений входит в речь детей. Слово — выражение понятия, вот почему так значительна его роль в процессе обучения детей математике.

Вот небольшой отрывок из конспектов уроков во II классе по теме «Овощи». В начале учебного года (ранней осенью) проводится экскурсия на пришкольный участок. Придя на участок, учитель подводит детей последовательно к грядкам с морковью, капустой, репой и т. д. Показав выдернутую из земли морковку, учитель спрашивает, что это такое. Затем он предлагает рассмотреть морковь внимательно: какого она цвета, какой формы. Так же он работает с капустой, репой, свеклой к т. д. Заканчивается экскурсия вопросами учителя л ответами Учеников о том, где сегодня были, что видели.

На другой день проводится предметный урок на ту же тему с использованием тех овощей, с которыми дети ознакомились во время экскурсии на пришкольном участке. «Все, что растет на грядках, называется «овощи», — говорит учитель. Дети повторяют это название. Учитель предлагает несколько загадок, по которым дети определяют, какой овощ в той или иной «загадке имеется в виду. На последующих уроках показываются картинки с овощами, разучиваются стихотворения, читаются и разбираются рассказы или статьи об овощах.

В дальнейшем, при ознакомлении с другими видами растений, уточняются значения слов, обозначающих эти растенияполучается ряд таких обобщающих слов, как фрукты, ягоды, деревья, кусты, трава и, наконец, растения.

Восприятия предметов и явлений природы дают материал для образования в сознании детей определенных природоведческих представлений. Эти представления в процессе обучения связываются с определенными словами, обозначающими либо предметы (деревья и кустарники, цветы и травы), либо их признаки (имеют один ствол или несколько стволов, ствол белый или коричневый, ствол гладкий или с трещинами, листья гладкие, шероховатые и пр.), либо действия (деревья, кустарники растут, бабочки порхают, птички летают, соловей поет, воробей чирикает, ворона каркает, сорока стрекочет и пр.).

Все эти и подобные словесные обозначения реальных предметов и явлений обогащают лексику речи учащихся начальных классов.

На уроках чтения природоведческого материала, во время экскурсий дети классифицируют предметы. Это дает возможность уточнить некоторые природоведческие понятия и вместе с тем способствует развитию логического мышления. Анализируя в классе итоги экскурсии в лес, учитель помогает детям установить, какие деревья видели в лесу. Перечисляя деревья: дуб, береза, клен, осина, ель, сосна, дети распределяют деревья по группам: лиственные, хвойные деревья. Затем дети могут устанавливать сходства и различия деревьев по форме листьев (продолговатые — у дуба, широкие — у клена, круглые — у осины, березы и т. д.), по окраске ствола, по цвету листьев и т. д. Точно так же дети проводят классификацию цветов, ягод, которые они видели, собирали в лесу. Все это расширяет и уточняет словарь учащихся.

В зависимости от класса подобные упражнения в классификации предметов, а вместе с тем и слов, обозначающих эти предмету, могут носить то более сложный, то более простой характер.

Уроки трудового обучения и рисования также имеют богатые возможности для развития речи и мышления школьников и в частности, для развития, уточнения и углубления их словаря. Выполнение различных работ с бумагой/пластилином, глиной, рисование узоров, предметов по картинкам или с натуры требует от детей дифференциации как самих предметов, так и их отдельных частей и форм. Все эти предметы, части их и отдельные детали имеют свое обозначение словами. Уже в I классе ученики узнают на уроках труда и рисования много новых слов, обозначающих фигуры отдельных предметов (квадрат, прямоугольник, круг, овал), признаки предметов по цвету, по форме, по величине и пр. Уточняются значения отдельных слов: большой, меньше, крупный, крупнее, Маленький, короткий, короче, мелкий, мельче, низкий, ниже и т. д. Учащиеся постепенно узнают и практически усваивают синонимические оттенки значения различных слов. Так, например, по отношению к одним предметам уместны одни слова из синонимического ряда, по отношению к другим — другие: круг большой, маленький, а рисунок крупный, мелкий и т. п." О елке можно сказать, что она колючая, а хвоя сосны острая. Объясняя детям, как нарисовать разные деревья, учитель учит детей употреблять слова, обозначающие названия деревьев и отдельных частей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой