Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правила выбора окончаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многосложные слова имеют такое же окончание, если ударение в слове в форме единственного числа падает на первый слог: ?окорок — окорока, ?перепел — перепела, ?череп — черепа, ?чучело — чучела, ?округ — округа и т. д. Если ударение держится на среднем слоге основы, то в форме множественного числа такие слова будут иметь окончание — и/ (-ы): апт? екарь — аптекари, бухг? алтер — бухгалтеры, инжен… Читать ещё >

Правила выбора окончаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правила выбора окончаний

В современной речи наблюдается тенденция к более широкому употреблению окончаний — а/ (-я), но надо помнить, что такие формы не всегда являются нормативными. Чтобы хорошо ориентироваться в выборе окончания — и/ (-ы) или — а/ (-я,) важно знать некоторые правила Брусенская Л. А. Служит ли категория числа для создания точности речи? // Русский язык в школе. 1995. № 4.:

1. Односложные слова (состоящие из одного слога) имеют в форме И. п. мн. ч. окончание — а/ (-я): лес — леса, дом — дома, снег — снега, шёлк — шелка, бег — бега, бок — бока и т. д.

Многосложные слова имеют такое же окончание, если ударение в слове в форме единственного числа падает на первый слог: ?окорок — окорока, ?перепел — перепела, ?череп — черепа, ?чучело — чучела, ?округ — округа и т. д.

Если ударение держится на среднем слоге основы, то в форме множественного числа такие слова будут иметь окончание — и/ (-ы): апт?екарь — аптекари, бухг? алтер — бухгалтеры, инжен? ер — инженеры и т. д.

2. В словах латинского происхождения (на — тор, — сор) важно обращать внимание на категорию одушевленности / неодушевленности.

Неодушевленные существительные имеют нормативное окончание — и/ (-ы): детекторы, конструкторы, рефрижераторы и т. д.

Одушевленные существительные могут иметь два варианта окончания: — а/ (-я) (слова, получившие широкое распространение в разговорно-бытовой речи: доктора, профессора, директора, учителя) и — и/ (-ы) (слова, сохраняющие книжный оттенок: ректоры, ораторы, инструкторы, лекторы, корректоры, редакторы и т. д.).

4. Выбор окончания — и/ (ы) или — а/ (-я) часто зависит от лексического значения слова: кондуктора (работники транспорта) — кондукторы (детали машин), корпуса (здания) — корпусы (туловища людей), лагеря (временные поселения, стоянки) — лагери (общественно-политические группировки), пропуска (документы) — пропуски (отсутствие), тона (оттенки цвета) — тоны (звуки), ордена (награды, знаки отличия) — ордены (общественные объединения), хлеба (зерновые растения в поле) — хлебы (печёные) образы (художественные) — образа (иконы); тоны (оттенки звука) — тона (оттенки цвета); кузовы (машин) — кузова (грибов); мехи (кузнечные, бурдюки) — меха (выделанные шкуры); листы (бумаги) — листья (на деревьях) и т. д. юнкеры (до 1945 г. в Германии так называли крупных землевладельцев) — юнкера (курсанты в военных училищах царской России). Поэтому нельзя признать верной такую фразу: Хозяйка вынимала из печи хлеба. В сельской местности можно часто слышать такое нарушение, как конюха вместо конюхи; комбайна вместо комбайны. Зачастую в офисах разных фирм наблюдаются нарушения употребления словоформ: договора вместо договоры, полиса вместо полисы и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой