Инвестиционная политика, роль и принципы в современных условиях, ее нормативно-правовая база в Республике Беларусь
Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для… Читать ещё >
Инвестиционная политика, роль и принципы в современных условиях, ее нормативно-правовая база в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инвестиционная политика, роль и принципы в современных условиях, ее нормативно-правовая база в Республике Беларусь Одной из составляющих экономической политики государства на современном этапе, наряду с финансовой политикой, является инвестиционная политика страны. Инвестиционная политика — это важнейший рычаг воздействия на экономику страны в целом, на все ее хозяйствующие субъекты.
Инвестиционная политика государства представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала страны, привлечения инвестиций во все сферы хозяйствования [5, с. 100].
Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по:
Организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов;
Увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития;
Повышению жизненного уровня населения.
Результатом, осуществляемой инвестиционной политики служит показатель объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.
Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и другие [8, стр. 103].
Амортизационная политика государства устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений. Осуществляя соответствующую амортизационную политику, государство регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь, скорость обновления основных фондов. Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.
Под научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики и предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии [4, с.70−71].
В настоящее время белорусская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций.
Действительно, иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости страны, вызывает резкий рост внешнего долга и др. Таким образом, иностранные инвестиции могут иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.
В связи с этим, естественно, ставится вопрос о расширении технической помощи, направленной на углубление использования собственных ресурсов, повышение квалификации национальных кадров, а уже затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Речь идет о том, что сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.
Перспективы же для инвесторов в Республике Беларусь в настоящее время весьма многообещающи. Отсутствие существенной конкуренции со стороны национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Однако, несмотря на это, иностранные инвесторы не очень торопятся вкладывать свои капиталы в белорусские предприятия. Основными причинами этого являются:
Нестабильность экономической и политической ситуации;
Несовершенное и противоречивое законодательство;
Неясность в определении прав собственности;
Отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
Нестабильность рубля как национальной валюты;
Непредсказуемость изменений в налоговой системе и другие.
Государственные мероприятия по привлечению иностранных инвестиций можно свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов и гарантированные выплаты по внешним долгам. Ко второй — мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранных инвесторов и облегчают таможенные условия [7, с. 67].
Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.
Инвестиционная политика не может осуществляться без механизма ее реализации. Он должен включать в себя:
Выбор источников и методов финансирования инвестиций;
Определение сроков реализации;
Выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
Создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций [5, с. 105].
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов [6, с.256].
Инвестиционная политика имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
Экономической и социальной политикой, проводимой в стране;
Величиной имеющегося производственного потенциала;
Состоянием окружающей среды;
Демографической ситуацией;
Привлекательностью страны для иностранных инвестиций и другие [4, с.101].
Большую роль в инвестиционной деятельности играют отдельные коммерческие предприятия и организации. Исходя из этого, существенно повышается роль инвестиционной политики предприятия.
Под инвестиционной политикой коммерческого предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходит из стратегических целей его бизнес-плана.
Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность. Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня [5, с. 15].
В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:
Совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
Осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
Организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);
Осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития [7, стр. 104−110].
Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что инвестирование играет основную роль в экономическом процессе. Оно ведет к накоплению фондов предприятий, экономическому росту, величина инвестиций влияет на объем национального производства и занятость населения.
Существует ряд причин, детерминирующих сдерживание притока инвестиций: финансовая и экономическая нестабильность, неплатежеспособный бюджетный дефицит, инфляция, нестабильность и недостаточная четкость законодательства, высокие ставки на кредит, низкая эффективность капиталовложений и многие другие.
Для решения проблемы инвестирования необходимо создание благоприятного инвестиционного климата.
Под инвестиционным климатом подразумевается совокупность политических, правовых, экономических и социальных условий, обеспечивающих и способствующих инвестиционной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов [1, с;453].
То есть, инвестиционный климат предопределяет целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.
Благоприятный инвестиционный климат призван обеспечить защиту инвестора от инвестиционных рисков (непредвиденных финансовых потерь капитала и доходов). Совокупность инвестиционных рисков всесторонне характеризует инвестиционный климат от самого неблагоприятного до наиболее благоприятного. Факторы, обеспечивающие преодоление или снижение рисков, и формируют инвестиционный климат [4, с. 101]. Соотношение факторов отражено в таблице 1.
Таблица 1 Факторы, формирующие инвестиционный климат.
Политическая воля администрации. | Создание общих условий для притока инвестиций. |
Валютное регулирование. | |
Достижение устойчивости национальной валюты. | |
Обеспечение инвестиционного рейтинга. | |
Правовое поле. | Законодательство в инвестиционной деятельности. |
Регулирование внешнеэкономической деятельности. | |
Создание земельного законодательства. | |
Законодательство о предпринимательстве. | |
Инвестиционная активность населения. | Выполнение государственной программы приватизации. |
Изменение структуры форм собственности. | |
Мотивация физических и юридических лиц относительно процессов приватизации. | |
Состояние инвестиционного рынка. | Функционирование фондовой биржи. |
Состояние рынка капиталов и инвестиционных товаров. | |
Наличие инфраструктуры тендеров. | |
Статус иностранного инвестора. | Режим иностранного инвестирования. |
Условия регистрации иностранных инвестиций и предприятий. | |
Наличие свободных экономических и оффшорных зон. | |
Состояние финансово-кредитной системы. | Инвестиционная деятельность банков, ее уровень. |
Деятельность банков как инвесторов. | |
Уровень развития и функционирования парабанковской системы. | |
Уровень развития производительных сил. | Структура производственного потенциала. |
Инвестиционная привлекательность регионов и отраслей. | |
Инвестиционная деятельность межотраслевых корпораций. | |
Уровень развития инвестиционной сферы. | Уровень развития строительного комплекса. |
Система материально-технического обеспечения инвестиций. | |
Условия комплектации отрасли отечественным и импортным оборудованием. |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе источника [7, стр. 67−69].
инвестиционный амортизационный политика Сегодня для работы отечественных и иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь создана достаточная нормативно-правовая база. Основой нормативно-правовой базы является:
- 1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. N37-З. (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 июня 2001 г. N 2/780);
- 2. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213−3 «О свободных экономических зонах Республики Беларусь»
- 3. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях»
- 4. Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 N 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10″
- 5. Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10 „О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь“. (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 7 августа 2009 г. N 1/10 912);
- 6. Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 „О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“
- 7. Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2009 г. № 636 „Об утверждении Государственной инвестиционной программы на 2010 год“
- 8. Указ Президента Республики Беларусь N 413 от 6 августа 2009 г. „О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь“. (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 10 августа 2009 г. N 1/10 913)
- 9. Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 44 (ред. от 28.11.2011) „Об утверждении перечня объектов, предлагаемых для передачи в концессию“. (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 января 2008 г. N 1/9394);
- 10. Указ Президента Республики Беларусь от 21 марта 2008 года № 168 „О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов)“. (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 24 марта 2008 г. N 1/9562)
- 11. Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 66 „Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономич6еских зон“
- 12. Указ Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114 „О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь“
- 13. Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 (в ред. от 24.02.2012) „О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь“
- 14. Указ Президента Республики Беларусь от 23.09.2011 № 431 „О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 03.10.2011, N 109, 1/12 955). Вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением пунктов 3, 4 и 5, вступивших в силу со дня официального опубликования (пункт 5 данного документа)
- 15. «Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2011 г. № 1743 „О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3 октября 2011 г. № 442“ (вместе с „Положением о порядке заключения, изменения, прекращения концессионного договора“, „Положением о порядке проведения торгов по выбору инвестора“)»
- 16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.2013 № 21 «Об утверждении перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок республики» [12].
Иностранным инвесторам предоставлен ряд преференций в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий. Дополнительные гарантии защиты инвестиций и льготы предусматриваются также при заключении инвестиционных договоров с Республикой Беларусь [2].
Также действует институт по работе с инвесторами — «институт инвестиционных агентов». Это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками для поиска потенциальных инвесторов и содействия им в реализации инвестиционных проектов.
В процессе рыночных преобразований в стране создан значительный сектор негосударственной экономики. В Республике Беларусь работает свыше 5 тыс. организаций с иностранным капиталом, число которых на протяжении последних лет постоянно растет.
Основными странами-инвесторами в экономику Республики Беларусь являются: Россия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Кипр, Нидерланды, Германия.
Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия — «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и др.
Успешно реализуются проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО «Могилевхимволокно», СЗАО «Белорусская пивоваренная компания «Сябар», строительство приграничного таможенного терминала «Козловичи — 2».
Для иностранного инвестора могут иметь привлекательность крупные объемы строительства жилья в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция объектов республиканского значения — спортивных комплексов «Раубичи» и «Стайки», строительство универсального культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена».
Также в Беларуси реализуются программы развития наиболее перспективных видов туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием.
Условия ведения бизнеса и привлечения инвестиций в Беларуси позитивно оцениваются международными организациями.
Вниманию общественности представлен очередной (десятый из серии ежегодных) доклад Всемирного банка и Международной финансовой корпорацией (ICF) «Ведение бизнеса 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий». Республика Беларусь заняла 58-е место среди охваченных данным исследованием 185-и государств, улучшив тем самым свою позицию прошлогоднюю позицию на 11 рейтинговых пункта.
Согласно отчету «Ведение бизнеса — 2012», наша страна занимала 69-е место [11].
Незрелость институционной среды в сфере инвестиций требовала своего решения. Такое решение было найдено при непосредственном участии экспертов Международного валютного фонда, Всемирного банка, Международной финансовой корпорации. С учетом лучшего мирового опыта, выработаны подходы к созданию в республике специализированной организации по работе с инвестором, в ней совмещены функции привлечения инвестиций и сопровождения приватизации.
Главой государства подписан Указ от 25 мая 2010 г. № 273, которым предусмотрено повышение статуса существующего РУП «Национальное инвестиционное агентство», путем подчинения его Правительству республики и преобразования в государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (далее — Агентство). Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 173 изменен статус национального агентства инвестиций и приватизации путем его преобразования из государственного учреждения, подчиненного правительству, в государственное учреждение, непосредственно подчиненное Министерству экономики. В связи с этим на Министра экономики возложены функции управления работой Агентства и ответственность за нее перед Правительством.
Основным предметом деятельности Агентства определено содействие модернизации и повышение международной конкурентоспособности национальной экономики посредством эффективного привлечения прямых иностранных инвестиций. Целью Агентства является создание эффективной системы привлечения в экономику Беларуси прямых иностранных инвестиций, в том числе посредством совершенствования механизма приватизации.
Основные задачи, которые стоят перед Агентством:
формирование и поддержание привлекательного инвестиционного имиджа Беларуси. Позиционирование страны, как выгодного объекта инвестирования, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях и производствах с высокой добавленной стоимостью;
создание эффективной системы взаимодействия зарубежных инвесторов с белорусскими компаниями и органами государственной власти, а также обеспечение основных участников инвестиционного процесса информационной, административной и иной поддержкой на всех этапах реализации проектов;
совершенствование механизма приватизации посредством апробации и внедрения новых, передовых международных подходов в этой сфере.
В компетенцию Агентства также входит выполнение некоторых полномочий органов приватизации по отдельным объектам, а именно:
- — привлечение специалистов для выполнения работ по приватизации;
- — участие в подготовке проектов решений о приватизации акций, находящихся в собственности Беларуси;
- — подготовка предложений о способе и условиях продажи объектов приватизации;
- — создание комиссии по проведению аукционов;
- — подача исковых заявлений по спорам, возникающим по договорам приватизации.
Это агентство должно стать «одним окном» для инвестора, где он сможет получить полный пакет услуг: от консультирования и информирования до непосредственного сопровождения реализации инвестиционного проекта, обеспечит эффективное взаимодействие инвестора с органами государственного управления [13].
Таким образом, хочется отметить, что инвестиционная политика имеет хорошую законодательную базу, которая включает в себя Инвестиционный кодекс, как основное звено, а также различные указы Президента Республики Беларусь, постановления и прочие документы. А также создаются специализированные институционные структуры, которые непосредственно занимаются привлечением инвестиций в экономику.
Для привлечения инвестиций активно ведется сотрудничество с международными организациями, в том числе и финансовыми. Как результат, в г. Минске 18 июня 2010 г. было подписано Рамочное соглашение между Правительством Республики Беларусь и Северным инвестиционным банком. Северный инвестиционный банк занимается долгосрочным финансированием сроком до 20 лет, ориентированным на финансирование проектов в природоохранной сфере и проектов, направленных на повышение конкурентоспособности (например, по энергосбережению). Банк работает в тесном сотрудничестве с Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития. Расширение сотрудничества Беларуси с Северным инвестиционным банком позволит получить доступ к ресурсам Фонда экологического партнерства Северного измерения, что, в свою очередь, будет содействовать укреплению сотрудничества со странами ЕС и обеспечит доступ к новым инструментам финансирования и кредитования проектов на территории Беларуси. В 2012 г. был разработан ряд инвестиционных проектов, финансирование которых возможно за счет средств банка. Это проекты по реконструкции очистных сооружений в Бресте, Витебске и Гродно.
В этом же году было подписано кредитное соглашение между Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком на 25 000 000 евро сроком на 4 года, которое в июне 2013 г. было ратифицировано. Данный кредит будет ориентирован на очистку сточных вод в городах Брест и Гродно.
Подводя итог первому разделу, можно сделать краткие выводы:
- * Одной из составляющих экономической политики государства на современном этапе является инвестиционная политика страны;
- * Инвестиционная политика государства — комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем;
- * Цель инвестиционной политики — создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала страны, привлечения инвестиций во все сферы хозяйствования;
- * Государство влияет на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций;
- * В настоящее время белорусская экономика нуждается в притоке иностранных инвестиций;
- * Продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации;
- * Инвестирование играет основную роль в экономическом процессе, оно ведет к накоплению фондов предприятий, экономическому росту, величина инвестиций влияет на объем национального производства и занятость населения;
- * Для решения проблемы инвестирования необходимо создание благоприятного инвестиционного климата;
- * Инвестиционный климат — совокупность политических, правовых, экономических и социальных условий, обеспечивающих и способствующих инвестиционной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов;
- * Основой нормативно-правовой базы являются Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. N37-З. (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 26 июня 2001 г. N 2/780); Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях»; Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213−3 «О свободных экономических зонах Республики Беларусь»; Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 N 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10»; Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь». (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 7 августа 2009 г. N 1/10 912); Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»; 6. Указ Президента Республики Беларусь от 17.12.2009 г. № 636 «Об утверждении Государственной инвестиционной программы на 2010 год»; Указ Президента Республики Беларусь N 413 от 6 августа 2009 г. «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь». (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 10 августа 2009 г. N 1/10 913); Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 44 (ред. от 28.11.2011) «Об утверждении перечня объектов, предлагаемых для передачи в концессию». (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 января 2008 г. N 1/9394); Указ Президента Республики Беларусь от 21 марта 2008 года № 168 «О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов)». (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 24 марта 2008 г. N 1/9562); Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономич6еских зон» и другие.