Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конфессиональный состав народов Северного Кавказа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Живущие в высокогорных районах осетины являются последователями особой религии, сложившейся от наслоения христианства, а порой и ислама, на древние языческие представления. Характерен культ Уастырджи, т. е. Святого Георгия, который почитается более других святых. Религией горских евреев является иудаизм. У них принят сефардский литургический уклад, воспринятый у еврейских общин арабского Востока… Читать ещё >

Конфессиональный состав народов Северного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конфессиональный состав народов Северного Кавказа также весьма разнообразен. Горские народы Кавказа исповедуют преимущественно ислам суннитского толка. Из богословских школ (мазхабов) суннитского ислама у народов Западного и Центрального Кавказа, а также кумыков и ногайцев распространен ханифитский мазхаб. Он наиболее лоялен и гибок к исконным традициям и адатам — обычному нешариатскому праву горских народов. В Чечне, Ингушетии и у большинства народов Дагестана распространен шафиитский мазхаб суннитского ислама, причем в форме суфийских направлений (тарикатов) накшбендийа, зародившегося в Бухаре, и кадирийа, происходящего из Багдада. В некоторых районах Дагестана придерживаются еще шазилийского тариката. Для суфийского ислама этих республик характерно почитание шейхов, могил святых и др. традиции. Поздний суфизм Восточного Кавказа отличается от раннего средневекового суфизма Персии и Ближнего Востока. Средневековый проник в свое время только в Дербент и некоторые районы Южного и Центрального Дагестана. Современный суфизм начал приходить на Кавказ в XVIII—XIX вв. из Бухары и др. религиозных центров. Уже в первой половине XIX в. от него отпочковался кавказский мюридизм имамов Кази-Муллы, Гамзат-Бека и Шамиля, призывавший к газавату, т. е. «священной войне с неверными». Самое многочисленное суфийское братство на Кавказе — «зикристы» в Чечне. Они являются последователями накшбандийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, проповедовавшего в середине XIX в. и отвергавшего газават. Традиционным обрядом «зикристов» является зикр — особый круговой танец, который исполняют мужчины. В Южном Дагестане в наше время проживают также мусульмане-шииты. Это дербентские азербайджанцы, таты и лезгины из селения Мискинджа.

Возникший в Аравии ваххабизм как радикальное течение, основанное на «политизированном» ханбалитском мазхабе, нашел сторонников в некоторых религиозных общинах (джамаатах) Восточного, реже Центрального и Западного Кавказа. В регион был занесен с Ближнего и Среднего Востока только на рубеже 1980;1990;х гг. через Таджикистан и Астрахань.

Христианство также представлено на Кавказе многими направлениями. Большая часть верующих христиан — православные. Это русские, украинцы, грузины, часть осетин и армян, греки и др. Были случаи объявления местными церковными иерархами независимости от Московской патриархии и переходе в лоно какой-либо из «альтернативных церквей», например, «Русской истинно православной церкви». Среди казачьего населения Северного Кавказа было распространено и местами сохраняется старообрядчество различных толков (беглопоповство, безпоповство, белокриницкий толк и др.), сектантские направления (хлыстовство и др.). Среди русского населения региона встречаются представители и иных направлений, вышедших из христианства — молокане, баптисты и др. Весьма распространенной конфессией христианства в регионе является армянская апостольская или «армяно-григорианская» церковь. К ней относится большая часть проживающих на Северном Кавказе армян. Прихожанами католических приходов региона являются преимущественно поляки. Живущие на Кавказе немцы — лютеране и приверженцы других протестантских направлений.

Проживающие на Ставрополье калмыки исповедуют буддизм ламаистского направления.

Религией горских евреев является иудаизм. У них принят сефардский литургический уклад, воспринятый у еврейских общин арабского Востока. Европейские евреи, проживающие на Кавказе — по большей части интеллигенция, уровень религиозности которой невысок.

Живущие в высокогорных районах осетины являются последователями особой религии, сложившейся от наслоения христианства, а порой и ислама, на древние языческие представления. Характерен культ Уастырджи, т. е. Святого Георгия, который почитается более других святых.

Особую религию, произошедшую от смешения нескольких древних религий Востока, исповедуют курды-езиды. В некоторых районах Северного Кавказа представлены и другие религиозные верования. Так, в Урупском районе Карачаево-Черкесии с 1980;х гг. проживает одна из самых крупных в России общин кришнаитов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой