Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общая характеристика исламского сообщества Англии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Меры по ограничению иммиграции привели к обратному результату: трудовые иммигранты, ранее рассматривающие свое пребывание в Англии, как временный этап, решили остаться здесь навсегда. Они стали в массовом порядке перевозить на Британские острова свои семьи и переселяться из общежитий в квартиры. Поскольку иммигранты селились компактно, очень скоро в крупных британских городах возникли целые… Читать ещё >

Общая характеристика исламского сообщества Англии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Мы видим признаки того, что Аллах дарует победу исламу в Европе без оружия и завоеваний. 50-миллионная мусульманская община Европы сделает ее мусульманским континентом за несколько десятилетий».

Муаммар Каддафи

Появление мусульман в Англии и развитие мусульманского сообщества

Присоединение Индии к Британской империи привело к установлению прочных контактов с мусульманским миром. С конца XVIII века в Британию прибывают моряки-мусульмане (ласкары), которые нанимаются на суда британской Ост-Индской компании. Часть ласкаров женились на британских женщинах и осели в стране. Ansari K.H. The muslim presence in Britain — Making a positive contribution, 2003. — p. 2−3. URL: http://www.islamawareness.net/Europe/UK/Muslim_Presence_Britain.pdf.

После открытия в 1869 г. Суэцкого канала, торговые связи Британии с арабским Востоком и Индией резко расширились, и первые большие группы иммигрантов-мусульман появились в крупных прибрежных городах. Это были в основном судовладельцы, торговцы, моряки и портовые работники из Йемена, Адена, Сомали и Бенгалии. Иммигранты не знали английского языка, поэтому, для облегчения контактов с работодателями и местными властями, они выбирали из своей среды лидера, вокруг которого они и группировались. Оказавшись в новой, незнакомой для них среде, с чуждыми им нравами и обычаями, иммигранты стремились селиться как можно ближе друг к другу.

В результате в крупных британских портовых городах — Ливерпуле, Кардиффе, Бристоле, восточном Лондоне и промышленном Манчестере возникли постоянные компактные мусульманские поселения, за последние полтора столетия здесь сменилось уже не одно поколение мусульман. Кондратьева Т. С. Мусульмане в Великобритании: социализация или обособление // Актуальные проблемы Европы. — М., ИНИОН, 2008. — № 1. — с. 61−63 Первая мечеть на Британских островах была открыта в 1860 г. в Кардиффе (Уэльс) йеменскими и сомалийскими моряками. History of Islam in the UK // BBC — Religions. — 7.9.2009. URL: http://www.bbc.co.uk/religion/religions/islam/history/uk1.shtml.

В развитии ислама на Британских островах на раннем этапе значительную роль сыграли коренные англичане, принявшие ислам. Первая мечеть в Англии была открыта в 1889 г. Ливерпуле в стенах обычного дома, англичанином Уильямом Абдуллой Киллиамом, перешедшим в ислам во время путешествия в Марокко. Уильям активно занимался проповеднической деятельностью среди коренных англичан, за что халиф Османской империи назначил его шейх-уль-исламом на Британских островах. Bano Rahila. The legacy of Victorian England’s first Islamic convert // BBC News. — 25.4.2012. URL: http://www.bbc.co.uk/news/uk-england-17 827 016 В том же 1889 г. в Уокинге (пригороде Лондона) на деньги правительницы индийского княжества Бхопал, была построена первая «нормальная» мечеть (строилась изначально как мечеть), предназначенная для нативных мусульман. Nasir Ahmad. Dr. Gottlieb Wilhelm Leitner // Woking Muslim Mission. URL: http://www.wokingmuslim.org/pers/dr_leitner.htm Впрочем, историю развития ислама в Британии не следует рассматривать как непрерывный поступательный процесс — мечети в Уокинге и Ливерпуле на некоторое время были закрыты. Bano Rahila. The legacy of Victorian England’s first Islamic convert // BBC News. — 25.4.2012. URL: http://www.bbc.co.uk/news/uk-england-17 827 016.

В 1914 г. лорд Хэдли, принявший ислам в 1896 г. во время поездки в Индию, стал одним из инициаторов создания «Британского мусульманского общества». Организация занималась распространением ислама в Великобритании, она стремилась «изменить негативный имидж мусульман и представить ислам в качестве неотъемлемого элемента британского общества». Ibid В конце XIX — начале XX вв. присутствие приверженцев ислама на британской земле становится более ощутимым, но число мусульман по-прежнему остается небольшим — в Англии проживают не более 10 тысяч мусульман. Кондратьева Т. С. Мусульмане в Великобритании: социализация или обособление // Актуальные проблемы Европы. М., ИНИОН, 2008. — № 1. — с. 63 В 1919 г. рядом с мечетью в Уокинге был открыт мемориальный памятник мусульманам, подданным Британской империи, погибшим во время I Мировой. Пич К., Котин И. Ю. Этноконфессиональные группы южноазиатского происхождения в трех городах Англии // Этнографическое обозрение, 2009, № 5. — с. 5−8.

После окончания II Мировой войны, Британия нуждалась в неквалифицированных рабочих для восстановления экономики. До 1955 г. такими рабочими выступали преимущественно выходцы из европейских стран: Ирландии (подавляющее большинство) и Италии, но они достаточно быстро освоились в Англии и нашли более квалифицированную работу, к тому же экономический подъем в Европе уменьшил предложение рабочих рук. Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии и Великобритании. Спб.: Петербургское Востоковедение, 2008. — с. 74 В 1950;е гг. в Британию начали массово завозиться трудовые мигранты из Карибского бассейна (преимущественно) и бывшей Британской Индии. По «Закону о Британском подданстве 1948 г.» жители стран Содружества могли свободно приезжать в Британию. Ballard Roger. Britain’s visible minorities: a demographic overview. — Centre for Applied South Asian Studies, 1999. — p. 6 К 1961 г. в Великобритании насчитывалось около 50 тысяч мусульман. Muslim, Sikh and Hindu populations estimates for England and Wales, 1961;2011 // British religion in numbers http://www.brin.ac.uk/wp-content/images/galepeachestimates.jpg.

Но экономика Великобритании уже не испытывала потребности в иностранной неквалифицированной рабочей силе, и потому в 1961 г. власти Великобритании были вынуждены принять закон, ограничивающий иммиграцию (Commonwealth Immigration Act, 1961). Кондратьева Т. С. Мусульмане в Великобритании: социализация или обособление // Актуальные проблемы Европы. М., ИНИОН, 2008. — № 1. — с. 65 Желающие приехать в страну должны были доказать британское происхождение или получить разрешение на въезд от Министерства Труда. Несмотря на ужесточение трудового законодательства, наплыв иммигрантов все равно продолжался, и в 1968 г. был принят новый закон (Commonwealth Immigration Act, 1968), который лишал права переселяться в страну владельцев британских паспортов, живущих в других странах, и запрещал ввоз в страну неквалифицированных рабочих. Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии и Великобритании. — Спб.: Петербургское Востоковедение, 2008. — с. 85−86.

Меры по ограничению иммиграции привели к обратному результату: трудовые иммигранты, ранее рассматривающие свое пребывание в Англии, как временный этап, решили остаться здесь навсегда. Они стали в массовом порядке перевозить на Британские острова свои семьи и переселяться из общежитий в квартиры. Поскольку иммигранты селились компактно, очень скоро в крупных британских городах возникли целые мусульманские кварталы Британское правительство в 1960;е гг. пыталось бороться с созданием самодостаточных «этнических» районов. В 1965 г. Министерство образования издало указ, по которому дети иммигрантов распределялись по школам так, чтобы ни в одной из них они не составляли свыше 30%. Козлов В. И. Иммигранты и этнорасовые проблемы в Британии. — М., 1987. — с. 87 со своими религиозными школами, мечетями, молельными домами и магазинами, в которых продавались халяльные продукты. Таким образом, в 1960;е годы в Великобритании по существу был запущен процесс быстрого формирования мусульманского сообщества. Кондратьева Т. С. Мусульмане в Великобритании: социализация или обособление // Актуальные проблемы Европы. — М., ИНИОН, 2008. — № 1. — с. 66.

Вторую, более многочисленную, категорию мусульманских мигрантов составили беженцы, прибывшие в Британию в 1960;1980;е годы:

  • -пакистанцы из Мирпура
  • -бангладешцы из Силхета
  • -турки-киприоты
  • -турецкие курды

В 1965 г. жители района Мирпур (пакистанского Кашмира), чьи земли оказались затоплены во время строительства плотины, которую строила английская компания, в качестве компенсации получили британские паспорта и уехали в Англию. Так начала формироваться наиболее многочисленная мусульманская диаспора в Англии — мирпурцы, численность которых на сегодняшний день достигла 700 тысяч человек. Shackle Samira. The mosques aren’t working in Bradistan // New Statesman — 20.8.2010. URL: http://www.newstatesman.com/society/2010/08/bradford-british-pakistan.

В 1971 г. в Великобритании проживало уже более 220 тыс. мусульман. Muslim, Sikh and Hindu populations estimates for England and Wales, 1961;2011 // British religion in numbers http://www.brin.ac.uk/wp-content/images/galepeachestimates.jpg.

В 1970;е гг. в Британию массово прибывают беженцы из Бангладеша (война с Пакистаном и катастрофическое наводнение 1970 г.), которые компактно селятся в нескольких районах Лондона. Bangladeshi London // BBC. — 27.5.2005. URL: http://www.bbc.co.uk/london/content/articles/2005/05/27/bangladeshi_london_feature.shtml В 1960;1970;е гг. Британию приезжают в качестве беженцев турки-киприоты, в 1980;е к ним присоединяются турецкие курды. Turkish // ВВС Home. — 2007. URL: http://www.bbc.co.uk/voices/multilingual/turkish.shtml#A.

В 1979 г. к власти пришла Маргарет Тэтчер, обещавшая ограничить иммиграцию: в 1981 и 1987 гг. были приняты законы, предусматривающие уголовное наказание за нахождение в стране сверх установленного срока. В 1996 г. вступил в силу закон, усложняющий правила выплаты социальных пособий определенным категориям иммигрантов, Кондратьева Т. С. Мусульмане в Великобритании: социализация или обособление // Актуальные проблемы Европы. — М., ИНИОН, 2008. — № 1. — с. 66 но Британия продолжала принимать беженцев. В 1990;2000;е гг. убежище получают «новые» беженцы из Сомали Danzelman Philip. British Citizenship Statistics: United Kingdom, 2009 // Home Office Statistical Bulletin. — 27.5.2010. — p. 11 и Нигерии. The Nigerian Muslim Community in England // Communities and Local Government, 2009. — p. 6.

В настоящее время мусульманское сообщество продолжает расти за счет высокой рождаемости и «воссоединения семей» — многие мужчины предпочитают брать жен с исторической родины, так как они «не развращены британским образом жизни», менее образованы, и в первую очередь будут заниматься семьей. Особенно часто так поступают выходцы из Бангладеша и Пакистана.

Еще одним источником роста мусульманского сообщества является нелегальная иммиграция. В 2002 г. из 54 тыс. человек, которым было отказано в предоставлении убежища, только 13 тысяч были выдворены из Великобритании, остальные остались в государстве на нелегальном положении. Кроме этого основной «дорогой» для проникновения нелегальных иммигрантов на остров остается туннель под Ла-Маншем (который пересекают на поездах и в грузовых контейнерах, а в недавнем прошлом даже переходили пешком). Только в 2001 г. было задержано 18,5 тысяч нелегалов, большинство из них составляли выходцы из мусульманских стран. Жукова Н. Н. Миграционная политика Европейского Союза: диссертация канд. ист. наук: 07.00.03. — Ставрополь, 2009. — с. 180.

Мусульманское население Великобритании каждое десятилетие увеличивается в полтора раза:

  • -1981 г.: 750 тыс.
  • -1991 г.: 1140 тыс.
  • -2001 г.: 1,6 млн. Кондратьева Т. С. Мусульмане в Великобритании: социализация или обособление // Актуальные проблемы Европы. — М., ИНИОН, 2008. — № 1. — с. 67
  • -2011 г.: 2,66 млн. в Англии (5% населения Англии) 2011 Census: KS209EW Religion, local authorities in England and Wales // Office for National Statistics

Кроме того следует учитывать нелегальных иммигрантов (570 тыс. на 2013 г.), Mcdonald-Gibson Charlotte. David Cameron: Immigrant amnesty 'is not a good idea' // The Independent. — 28.6.2013. URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/david-cameron-immigrant-amnesty-is-not-a-good-idea-8 679 236.html многие из которых уклонились от участия в переписи. Mcdonald-Gibson Charlotte. David Cameron: Immigrant amnesty 'is not a good idea' // The Independent. — 28.6.2013. URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/david-cameron-immigrant-amnesty-is-not-a-good-idea-8 679 236.html По нашим оценкам, не менее 200 тысяч из них являются мусульманами. По нашим оценкам, численность мусульманского сообщества Англии в 2013 г. достигла 3 миллионов человек.

По нашему мнению, являются верными выводы английского исследователя Энтони Броуна о том, что число иммигрантов, прибывающих в страну, определяется не правительством, а самими иммигрантами. Browne Anthony. Do We Need Mass Immigration? — The Institute for the Study of Civil Society, 2002. — p. 1−13 URL: http://www.civitas.org.uk/pdf/cs23.pdf Последние 50 лет экономика Великобритании не испытывает необходимости в привлечении иностранной неквалифицированной рабочей силы, тем не менее, за эти годы численность мусульманского сообщества выросла более чем в 50 раз за счет воссоединения семей, предоставления убежища, нелегальной иммиграции и высокой рождаемости.

На 2011 г. мусульмане проживают во всех частях Соединенного Королевства: в Англии (5%), Уэльсе (1,5%), Данные по Англии и Уэльсу взяты из переписи 2011 г. 2011 Census: KS209EW Religion, local authorities in England and Wales // Office for National Statistics.

URL: http://www.ons.gov.uk/ons/rel/census/2011;census/key-statistics-for-local-authorities-in-england-and-wales/rft-table-ks209ew.xls Шотландии (1,4%) 2011 Census: Key Results on Population, Ethnicity, Identity, Language, Religion, Health, Housing and Accommodation in Scotland — Release 2A // National Records of Scotland, 2013. — p. 32 и Северной Ирландии (0,2%). По Северной Ирландии данные приблизительны, так как абсолютное большинство население составляют протестанты и католики. Все остальные вынесены в категорию «другие религии». Census 2011: Detailed Characteristics for Northern Ireland on Health, Religion and National Identity // Northern Ireland Statistics & Research agency. — 16.5.2013. — p. 37.

По данным газеты The Times, численность британских мусульман увеличивается, в среднем, на 100 тысяч человек в год, в основном за счет высокой рождаемости (в год в мусульманских семьях рождается около 75 тысяч детей). Kerbaj Richard. Muslim population 'rising 10 times faster than rest of society'. URL: http://www.timesonline.co.uk/tol/news/uk/article5621482.ece.

Мусульмане составляют самую молодую из религиозных групп: 48,4% мусульман моложе 25 лет (в Англии 30,7% населения моложе 25 лет) Religion by age, England and Wales, 2011 // Office for National Statistics. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/rel/census/2011;census/detailed-characteristics-for-local-authorities-in-england-and-wales/religion—-chd-figure-1.xls.

При сохранении сегодняшних тенденций, к 2020 г. только в Англии будут проживать около 4 миллионов мусульман. По мнению Плещунова Ф. О. уже в 2009 г. в Великобритании проживало 3,5−4 млн. мусульман. Плещунов Ф. О. Мусульманские общины Великобритании: проблема адаптации (вторая половина XX — начало XXI веков). — Диссертация кандидата исторических наук, М., 2009. — с. 54−55. Но результаты переписи 2011 г. показали, что эта оценка была существенно завышена.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой