Организация управления на предприятии
Процедуры определяют установленный порядок и последовательность действий в конкретных постоянно повторяющихся ситуациях, например, ведение бухгалтерского учет, получения денег в банке и т. д. Процедуры могут быть стандартными. повторяющимися во времени, нестандартными, требующими аналитического подхода и анализа, а также автоматизированными. т. е. решение которых осуществляется с помощью… Читать ещё >
Организация управления на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Республиканское унитарное предприятие «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» является коммерческим предприятием и находится в введении Министерства промышленности Республики Беларусь, входит в состав производственного объединения «Минский тракторный завод» .
Органом управления унитарного предприятия является директор, который назначается на должность и освобождается от должности министром промышленности Республики Беларусь.
Руководитель унитарного предприятия действует на принципах единоначалия. Директор в соответствии с Уставом предприятия действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех белорусских и иностранных предприятиях, учреждениях, организациях, распоряжается имуществом и средствами завода в пределах прав, установленных собственником или уполномоченным им органом, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках счета, утверждает штаты исполнительного аппарата управления предприятия, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.
Действующая организационная структура управления представляет собой систему структурных подразделений, каждое из которых имеет свои четко определенные задачи и конкретные функции. В качестве формирования организационной структуры принята совокупность конечных целей, на достижение которых, направлена деятельность предприятия.
Организационная структура управления показана в приложении 1.
Главный инженер завода осуществляет руководство технической службой завода, предусматривающее:
- — обеспечение создания и внедрения новой техники и технологии ее производства;
- — обеспечение модернизации выпускаемых изделий, поддержание их высокого технического уровня и качества, и на этой основе повышение эффективности производства;
- — организацию работ по внедрению и выполнению энергосберегающих программ;
- — контроль за соблюдением конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
Заместитель директора по коммерческим вопросам руководит коммерческой службой завода и осуществляет:
- — своевременное, равномерное и комплектное обеспечение потребности предприятия в материалах, полуфабрикатах и комплектующих изделиях, получаемых по кооперации;
- — организацию рациональной работы сбытовой службы предприятия;
- — организацию бесперебойного транспортного обслуживания подразделений предприятия для обеспечения ритмичной работы по выполнению плана поставки при наименьших затратах.
Производственной службой завода управляет заместитель директора по производству, которым обеспечивается:
- — руководство работой предприятия по изготовлению выпускаемой продукции высокого качества в установленные планом сроки и с учетом необходимых требований по ее объему и себестоимости;
- — внедрение в производство методов и системы планирования и организации производства.
Заместитель директора по кадрам, социальному развитию и идеологической работе организует:
- — работу по подбору, расстановке и использованию рабочих кадров и специалистов; создание кадрового резерва, системы учета кадров, проведение анализа текучести кадров;
- — организацию обучения и повышения квалификации работников предприятия;
- — проведение идейно — воспитательной, пропагандистской и агитационно — массовой работы на заводе;
- — делопроизводство на заводе;
- — работу объектов культурно-бытового назначения (общежития, детского сада, физкультурно-оздоровительного комплекса, стоматологического кабинета).
Экономической службой завода руководит заместитель директора по экономическим вопросам, который осуществляет:
— руководство работой по экономическому планированию, ценообразованию, бухгалтерскому учету, организации труда и комплексному анализу на предприятии, с целью достижения рациональной хозяйственной деятельности, ускорения темпов роста производительности труда, повышения рентабельности производства и финансовой устойчивости завода.
Начальник управления качеством осуществляет:
- — контроль качества поступающих на завод комплектующих изделий, сырья, материалов, полуфабрикатов;
- — координацию работ по обеспечению функционирования и совершенствованию системы менеджмента качества;
- — контроль состояния системы менеджмента качества, действующей на предприятии;
- — предотвращение выпуска заводом продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров, или некомплектной продукции, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции;
- — объективную оценку качества выпускаемой продукции.
К основным достижениям РУП «БЗТДиА» за последние годы следует отнести обновление номенклатуры выпускаемой продукции с повышением её технического уровня, постоянную работу по её модернизации. Освоение в 2009 году производства тракторов «Беларус — 321», «Беларус -320.4».
На предприятии ежегодно совершенствуются технологические процессы, создаются условия для технического перевооружения. С целью увеличения объемов реализации тракторов за счет расширения спектра навесного и прицепного оборудования к выпускаемой технике в 2009 году освоено производство полуприцепа.
Расширяется внешнеэкономическая деятельность. Основным экспортером продукции является Россия, куда поставляется 65,0% всего экспорта, также продукция экспортируется в Украину, Молдову, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Литву, Латвию, Эстонию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Германию, Сербию, Нидерланды, Пакистан, Египет, Вьетнам, Грецию. В 2009 году РУП «БЗТДиА» вышло на новые рынки сбыта Испании, Италии, Таджикистана, Азербайджана, Грузии, Венесуэлы. Благодаря поиску новых клиентов на рынках Республики Азербайджан и Чехии экспорт продукции в эти страны за 9 месяцев 2009 года увеличился на 39,5% и 89,2% к соответственному периоду прошлого года.
В текущем периоде созданы сборочные производства тракторов «Беларус — 320/422/622» и других машин на их базе с рядом российских организаций путем создания совместных предприятий при условии предоставления 51% акций РУП «БЗТДиА». Это следующие производства:
- 1. ООО «АлтБелТрактор» г. Рубцовск, Алтайский край;
- 2. ООО СП «Беларус-Инмаш», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
- 3. ООО «РусБелТРАКТОР» г. Санкт-Петербург.
До конца 2009 года были заключены контракты и созданы сборочные производства и совместные предприятия в г. Иркутске и г. Челябинске (Российская Федерация), в г. Ванадзоре (Республика Армения), в г. Гяндже (Республика Азербайджан).
Подписаны контракты и созданы сборочные производства в г. Смоленске, г. Москве, г. Туле, г. Лениногорске (РФ), в г. Николаеве (Украина), в г. Кишиневе (Молдова).
РУП «БЗТДиА» не имеет задолженности по платежам в бюджет, энергоносителям, заработной плате.
Предприятие обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности, при нормативе не менее 0,1 коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2012 году составит -0,17, в 2013 году — 0,24.
Имеют место и неудачи в деятельности предприятия.
В 2010 году в результате снижения спроса на внутренних и внешних рынках, падения курса российского рубля по отношению к доллару США, обесценения национальных валют в основных странах-импортерах продукции завода (Украина, Литва, Латвия, Эстония, Венгрия, Польша, Казахстан, Узбекистан) предприятие не смогло выйти на заданный уровень темпов роста товарной продукции, экспорта, рентабельности реализованной продукции, объема инвестиций в основной капитал.
Финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование позволяет свести к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для предприятия.
Главной целью финансового планирования является обоснование возможностей финансирования предполагаемых экономических, технических и социальных проектов и оценка их эффективности с учетом конечных финансовых результатов [5, c.113].
Основные задачи финансового планирования:
- — определение объема, структуры капитала, используемого при создании предприятия и его функционировании в плановый период;
- — обоснование оптимальной величины и структуры издержек производства и обращения;
- — прогнозирование источников и размеров денежных поступлений и выплат;
- — обоснование рационального движения денежных средств, синхронизации их поступлений с платежами в определенные периоды времени;
- — определение эффективности разных сфер, видов хозяйственной и финансовой деятельности, путей максимизации прибыли;
- — осуществление постоянного контроля над выполнением финансовых заданий и корректирование текущих планов при изменении условий хозяйствования [5, c, 116].
Финансовое планирование является одной из наиболее важных функций управления. Его определяют как процесс разработки плана финансовых мероприятий, позволяющего предприятию решать свои производственно-коммерческие задачи.
Целью финансового планирования РУП «БЗТДиА» является определение возможных объемов поступлений денежных средств и их расходование в плановый период.
В основу финансовой деятельности предприятия положен финансовый план, разрабатываемый финансовой службой под руководством финансового директора и направленный на решение общей экономической цели развития — получения максимальной прибыли .
Финансовое планирование содержит следующие элементы: цели, программы, нормативы и нормы, правила и процедуры (рис 1).
Рисунок 1 — Основные элементы финансового планирования на РУП «БЗТДиА» Примечание — Источник: собственная разработка Программы представляют собой часть плана, где определяются комплексы мероприятий по срокам, результатам и используемым ресурсам, позволяющих достичь определенных предприятием целей.
При финансовом планировании широко используются нормы и нормативы, которые являются основой расчета и анализируемых экономических и финансовых показателей. Они бывают: региональные, отраслевые и разрабатываемые на предприятии (нормы расхода материальных ресурсов, трудозатрат и т. д.).
Правила при финансовом планировании определяются в значительной степени руководством предприятия на основе сложившихся методов, принципов и средств принятия управленческих решений. Правила могут быть общими и частными. Общие правила разрабатываются для всех предприятий отрасли или всех подразделений одного предприятия. Например, порядок и формы расчетов, кредитования, порядок уплаты налогов, кассовые правила и др. Частные правила действуют только в пределах одного предприятия или одного его подразделения; например, порядок нормирования оборотных средств, правила ведения оперативного учета использования денежных средств и др.
Процедуры определяют установленный порядок и последовательность действий в конкретных постоянно повторяющихся ситуациях, например, ведение бухгалтерского учет, получения денег в банке и т. д. Процедуры могут быть стандартными. повторяющимися во времени, нестандартными, требующими аналитического подхода и анализа, а также автоматизированными. т. е. решение которых осуществляется с помощью компьютерных программ в автоматическом режиме, Финансовый план, как обобщающий документ, отражает хозяйственную деятельность РУП «БЗТДиА», включает в себя:
- * баланс доходов и расходов;
- * план денежных потоков;
- * кредитный план;
- * кассовый план;
- * платежный календарь;
- * план валютных доходов и расходов.
Планирование деятельности позволяет РУП «БЗТДиА»:
- 1. Снизить риск убыточной деятельности компании;
- 2. Получить новую и систематизировать имеющуюся информацию, которую можно использовать в текущей деятельности;
- 3. Улучшить координацию между основными подразделениями (материально-техническое обеспечение, сбыт, сервис, финансы), что оптимизирует материальные и финансовые потоки;
- 4. Улучшить оценку результатов работы людей и дисциплинировать их работу.
Организация при осуществлении планирования учитывает, что для осуществления планирования требуются затраты на маркетинговые исследования; процесс планирования требует затрат времени руководителей компании.
Планирование сбыта в РУП «БЗТДиА» выполняет следующие функции:
- — функция прогнозирования путем систематического анализа контролируемых и неконтролируемых факторов, влияющих на объем отгруженных товаров;
- — функция снижения риска путем анализа причин, способных негативно повлиять на производственную деятельность предприятия;
- — функция оптимизации принятия решений об уровне сервисных услуг и затрачиваемых на него ресурсов;
- — функция координации процессов, связанных с обслуживанием клиентов;
- — функция инициирования принятия новых решений, мобилизующих потенциал фирмы;
- — функция контроля за выполнением плана, позволяющим выявить ошибки, отметить достижения, мотивировать персонал;
- — функция оценки работы персонала.
Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной деятельности организации.
В РУП «БЗТДиА» применяется такой метод планирования как планирование от достигнутого. При этом организацией проводится изучение спроса на реализуемую ею продукцию.
При планировании объемов реализации продукции РУП «БЗТДиА» исходит из данных о растущем спросе на продукцию и планирует увеличение выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2012 году на 5% к достигнутому уровню 2011 года. Аналогично от достигнутого в 2011 уровня по кварталам планируются объемы отгруженных товаров, продукции, работ, услуг в 2012 году по кварталам.
На РУП «БЗТДиА» разработана внедрена и сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001−2001.
Сертификат соответствия № BY/112 05.01.002.0164, действующий до 10.11.2010 г. удостоверяет, что система менеджмента качества производства тракторов БЕЛАРУС тягового класса 0,6 и 0,9, проектирования и производства уборочно-погрузочных машин на базе тракторов БЕЛАРУС, производства деталей и узлов мобильной техники соответствует требованиям СТБ ИСО 9001−2001.
На РУП «БЗТДиА» используется товарный знак «Беларус» по лицензионному договору № 903/217−02−2007;16.
Структура управления качества включает в себя следующие отделы: ОТК, ОУК, ОМетриЛИ, ОСОиТЭ, ОС.
Контроль качества продукции осуществляется на всех стадиях производства, начиная с входного контроля сырья, материалов и комплектующих изделий, контроля испытаний в процессе производства и заканчивая контролем за консервацией, упаковкой и отправкой продукции потребителями с последующим анализом работы узлов и деталей в гарантийный период у потребителя.
Основными направлениями являются:
- — актуализация конструкторской документации (совместно с РУП «МТЗ»);
- — внедрение технологических процессов и перевод наладочных в действующие;
- — оснащение технологических процессов средствами измерения
Мероприятия по повышению качества:
- 1. «Программа комплексных мероприятий по техническому развитию, улучшению качества и повышению технического уровня выпускаемой продукции на 2012 год» с затратами на их реализацию в размере 150 млн. рублей, включает:
- — внедрение Технических Регламентов Республики Беларусь и стандартов на выпускаемую продукцию;
- — метрологическое обеспечение производства в части поверки средств измерения и аттестации испытательного оборудования;
- — испытания тракторов «Беларус-320» с различными навесными агрегатами с целью выявления возможных отказов;
- — улучшение качества гидросистемы на выпускаемые трактора путем внесения конструкторских изменений и замена поставщиков гидроаппаратуры;
- — разработку мероприятий по введению в технологический процесс сборки тракторов поста активного контроля;
- — разработку технических условий на выпускаемые детали и узлы, реализуемые в качестве з/ч;
- — внедрение новых методов статистического контроля на рабочих местах для статистического управления технологическими процессами.
- 2. План мероприятий по совершенствованию СМК на 202−2013 (согласно приказу № 543 от 19.06.2009 г.), включающий:
- — разработку стандартов организации;
- — внедрение СТБ ИСО 1002−2005 управлением претензиями потребителей;
- — переработку должностных инструкций с внесением требований СМК;
- — переработку «Положения о премировании РУП БЗТДиА»;
- — проведение обучения персонала вопросам управления качества.
В 2012 году планируется:
- — разработать гарантийный комплект и обеспечить его поставку в специализированные сервисные центры РБ;
- — разработать эксплуатационные ремонтные документы на всю выпускаемую технику;
- — обеспечить участие представителей РУП «БЗТДиА» при аттестации сервисных центров ПО «МТЗ» в РБ;
- — согласовать типовые договора в части гарантийного обслуживания тракторной техники, реализуемой в РБ, Ближнем и Дальнем зарубежье;
- — организовать сервисное техническое обслуживание двигателей «Lamborgini».