Задачи, решаемые при формировании учетной политики
Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике. Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод… Читать ещё >
Задачи, решаемые при формировании учетной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:
- 1. Выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Классический пример — выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости товаров, последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).
- 2. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике. Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив — по реальным процентам, что значительно выгоднее.
- 3. Сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.
- 4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.
Внеочередные изменения в учетной политике разрешается производить в случаях:
- — реорганизации предприятия;
- — смены собственников;
- — изменений в законодательстве либо в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;
- — разработки новых способов бухгалтерского учета. Приказ об учетной политике, как правило, регламентирует следующие вопросы:
- — метод определения выручки (прибыли);
- — метод оценки готовой продукции;
- — метод учета затрат на производство продукции (работ, услуг);
- — метод оценки производственных запасов;
- — метод учета товаров;
- — порядок учета незавершенного производства;
- — порядок учета расходов будущих периодов;
- — лимит отнесения предметов к основным средствам (ОС) либо малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП);
- — порядок начисления амортизации ОС;
- — порядок начисления износа МБП;
- — нормы перенесения первоначальной стоимости нематериальных активов на издержки производства и обращения;
- — порядок распределения общехозяйственных расходов;
- — перечень создаваемых фондов и резервов;
- — создание резерва по сомнительным долгам;
- — способ оценки задолженности по полученным кредитам и займам.
В приказе могут быть отражены и другие вопросы учетной политики предприятия. Одни элементы учетной политики влияют на налоги, выплачиваемые предприятием, другие не влияют.
Налоговую учетную политику утверждают по НДС и налогу на прибыль. Такое требование есть в статьях 167 и 313 Налогового кодекса. Отметим, что само понятие учетной политики для целей налогообложения в действующем налоговом законодательстве на данный момент отсутствует. Однако с 1 января 2007 года оно появилось в Налоговом кодексе. Ведь пункт 2 статьи 11 кодекса дополнен таким абзацем: «учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения». Кроме того, это понятие включает в себя «учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика» Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 10октября 2006 г. (включая изм., вступ. в силу с 1 января 2007 г.). — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. — 672 с. — (Кодексы и законы России).
Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:
- — принципы ведения налогового учета;
- — методы расчета того или иного налога;
- — регистры налогового учета.
Раньше одним из основных положений учетной политики был метод расчета НДС (кассовый или начисления). С этого года все обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно. Еще несколько слов об НДС. Если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые этим налогом, вам следует определить порядок их раздельного учета. Основная часть учетной политики будет касаться налога на прибыль.