Динамика развития чувства цвета в рисовании у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
По окончанию формирующего эксперимента дети экспериментальной группы могли выразить собственное отношение к создаваемому образу через цвет. Цветовое решение рисунка, как правило, соответствовало поставленной изобразительной задаче занятия; цветовые соотношения изображаемых образов близки к реальным и в них присутствуют элементы фантазии. Дошкольники научились создавать и использовать в рисунках… Читать ещё >
Динамика развития чувства цвета в рисовании у детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель контрольного эксперимента: определение динамики формирования чувства цвета в процессе экспериментальных занятий.
На контрольном этапе эксперимента использовались такие методы, как беседа, наблюдение, анализ детских рисунков, диагностика.
Контрольный этап эксперимента состоял из двух частей. В первой части мы провели диагностику уровня знаний и представлений о цвете детей старшего дошкольного возраста. Во второй части выявляли уровень изобразительных умений дошкольников в передаче цвета в рисунке. Детям была предложена та же методика, что и на констатирующем этапе. У большинства детей в экспериментальной группе возросла мотивация, способствующая узнаванию и называнию цвета.
В контрольной группе детей не выявлено явных изменений. Дети меньше ошибались, называя основные цвета и оттенки, также часто цвет опредмечивали. Задания по определению цвета не вызвали заинтересованности у детей. Высокий уровень знаний и представлений о цвете показала только Софа Р.
Диаграмма 2.
Сравнительные показатели уровней сформированности чувства цвета у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента Диаграмма 3.
Сравнительные показатели уровней сформированности чувства цвета у детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента Увидеть влияние предложенных нами методов и приемов на успешное выполнение поставленных задач по выявлению восприятия и использования детьми старшего дошкольного возраста цвета в рисунке, можно было на итоговом занятии по рисованию «Весна», которое позволило нам сравнить уровень сформированности чувства цвета у детей контрольной и экспериментальной групп в ходе контрольного эксперимента.
Нами были обозначены критерии оценки восприятия и использования детьми старшего дошкольного возраста цвета в рисунке: реалистичные цветовые соотношения, количество используемых цветов в рисунке, умение работы с художественными материалами, умение размывать и смешивать краски с целью получения новых цветов и оттенков. Каждый из четырех критериев мы прировняли к одному баллу. 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний, 3 балла — высокий.
Цель занятия: выявить у детей уровень изобразительных умений в передаче цвета в рисунке. Нами были обозначены критерии оценки рисунка: достоверность изображения предмета, пропорциональность и месторасположение всех частей.
Детям, так же, как и на констатирующем этапе эксперимента было предложено создать рисунок по замыслу. На выбор предлагались различные материалы для изобразительного творчества: листы бумаги для акварели А3, кисти различного размера, поролоновые губки, акварельные краски, гуашь, емкости с водой для промывания кистей и тонирования бумаги, палитры, запись музыкального произведения (Д.Ойстрах, Л. Оборин — Людвиг Ван Бетховен Соната № 5 «Весенняя»).
Дети экспериментальной группы, выслушав задание, приступили в его выполнению. В процессе рисования детьми активно обсуждались цветовые решения будущих работ, создавая новые оттенки цвета на палитре.
Воспитатель: «Олеся, ты сегодня рисуешь только цветы, какие ты цвета используешь?» Олеся К.: «Я нарисовала красивое нежно-голубое небо, добавила туда светло-желтых солнечных зайчиков, нарисовала землю, только не ярко. Я хотела придумать новый цвет для цветов, пока не получилось». Настя К. и Нина Ш. смешивали краски на одной палитре, девочки активно переговаривались, экспериментировали в получении различных оттенков цвета. В итоге рисунки получились похожими по сюжету, однако, цветовая гамма была очень разнообразна и насыщена различными оттенками. Люба Л. много времени затратила на изображение фонового рисунка и результатом работы осталась очень довольна. Эмиль Х. очень старался, смешивая различные краски на палитре, мальчик заметил, что при высыхании цвет гуаши становится более светлым. Рома К., Коля К. и Диана А. не стали тонировать бумагу, рисовали на белом листе. В некоторых случаях терялась достоверность изображения предмета и пропорциональность его частей.
Диаграмма 4.
Сравнительные показатели уровней изобразительных умений в передаче цвета в рисунке у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента В контрольной группе заметных изменений не наблюдалось, однако у некоторых детей ярко было выражено наличие цветовых предпочтений в рисунках. Часто незнание оттенков цвета, а также неумение их получить мешало детям получить задуманных результат.
Диаграмма 5.
Сравнительные показатели сформированности изобразительных умений в передаче цвета в рисунке у детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента В ходе экспериментальных занятий по рисованию для развития цветовосприятия дети упражнялись в различении, назывании цвета, учились воспринимать цветовую гамму. Дети определяли цветовую насыщенность, тональность и контрастность в окраске предметов. Когда ребенок затруднялся в подборе красок в рисунке, ему на помощь приходил педагог, который учил его способам получения нужного цвета, тональности, насыщенности, контрастности в изображении. Таким образом, восприятие цвета оказывало большое эмоциональное воздействие на ребенка, при этом педагог нацеливал детей на ориентирование в эталонах цвета соответственно спектру. При этом обращалось внимание детей на то, что цвет является одним из выразительных средств, используемых в изображении, и им надо правильно пользоваться.
Работа по развитию чувства цвета продолжалась и вне занятий. На прогулках дети учились определять цвет неба, как он меняется в течение дня, в зависимости от погоды. В группе просматривались слайды и картины, сравнивались цвет моря и цвет неба, цвет солнца и луны, осени и лета.
Полученные знания дети с удовольствием применяли в собственной творческой деятельности. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета — все это процессы, в которых дети получали много приятных ощущений.
Диаграмма 6.
Сравнительные показатели уровней сформированности чувства цвета у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал следующую положительную динамику сформированности чувства цвета у старших дошкольников, участвовавших в эксперименте. Дети приобрели знания и умения в области цветоведения и рисования, что способствовало созданию разнообразных выразительных образов в рисунках, использованию цветосочетаний, выражающих настроение, совершенствованию техник изображения.
Таблица 1.
Динамика формирования чувства цвета у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.
Уровни. | Этапы. | ||||
Констатирующий. | Контрольный. | ||||
Эксп.гр. | Контр. гр. | Эксп.гр. | Контр.гр. | ||
Высокий. | ; | ; | 50%. | 10%. | |
Средний. | 80%. | 70%. | 50%. | 70%. | |
Низкий. | 20%. | 30%. | ; | 20%. | |
По окончанию формирующего эксперимента дети экспериментальной группы могли выразить собственное отношение к создаваемому образу через цвет. Цветовое решение рисунка, как правило, соответствовало поставленной изобразительной задаче занятия; цветовые соотношения изображаемых образов близки к реальным и в них присутствуют элементы фантазии. Дошкольники научились создавать и использовать в рисунках различные оттенки цвета, из основных цветов получать составные. Познакомились с различными нетрадиционными техниками изображения, что вызвало дополнительный интерес к занятиям и желание экспериментировать с художественными материалами. Полученные знания по цветоведению позволили дошкольникам создать разнообразные творческие работы.