Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы создания функциональной структуры городов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим принципом проектирования функциональной структуры города, формирования планировочных районов и зон является обеспечение по возможности максимального баланса многообразных функциональных связей населения в их пределах за счет сокращения числа непроизводительных общегородских поездок. По мере роста и развития городов их формирование последовательно проходит этапы: уплотнения городской… Читать ещё >

Принципы создания функциональной структуры городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Планировка функциональной структуры городов

Из истории известно, что своим возникновением города обязаны кооперации людей в целях более эффективного осуществления какого-либо определенного вида деятельности на основе общественного разделения труда. Такая деятельность характеризуется как базовая функция города, обуславливающая сам смысл его создания и существования. Базовыми могут быть многие функции, как, например, промышленная, транспортная, административная, торговая, научная, культурная, туристическая, университетская и другие.

На решение планов городов оказывают влияние следующие факторы: место города в системе расселения; природно-климатическая характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей группы предприятий; условия функционального зонирования городской территории; организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; учёт перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования. Эти факторы находят отражение в планировочной структуре города, т. е. в сочетании жилой застройки с местами массового посещения, связанных сетью магистральных улиц и площадей [10].

Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры: компактный, расчлененный и рассредоточенный. Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре. Расчлененный тип возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой. Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями.

Кроме того, план города может иметь форму расчленено-линейную при расположении его по берегу большой реки и линейную, возникающую вследствие линейно-параллельного зонирования промышленности и жилья и характера процесса развития города.

При расчленено-линейной системе, связанной с расположением города по берегу большой реки, город, как правило, не уходит далеко от реки в поперечном к ней направлении и вытягивается вдоль реки на значительные расстояния (до 60−70 км). В эти случаях превалирующие значение приобретают продольные связи, требующие из-за большой протяженности применения скоростного транспорта.

При линейной планировке основной композиционной осью плана города является продольная линия городского транспорта, проходящая вдоль территории всего города. Удобство линейной планировки города заключается в том, что он может развиваться без коренной реконструкции уже сложившихся районов. Существенный же недостаток города-линии — фактическое расчленение его на ряд населенных мест, в значительной степени обособленных друг от друга.

К основным планировочным элементам города относят [14]:

  • 1. Жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы.
  • 2. Здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения.
  • 3. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования.
  • 4. Улицы и площади, набережные, мосты и туннели.
  • 5. Промышленные предприятия.
  • 6. Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного.
  • 7. Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы.
  • 8. Кладбища и крематории.
  • 9. Водоемы естественные и искусственные.
  • 10. Санитарно-защитные зоны.

Чаще всего города возникают в районах добычи полезных ископаемых, размещения предприятий обрабатывающих производств, судостроительных верфей, электростанций, зонах курортов. Приведем на рис. 1. пример различной функциональной типологии городов.

Функции и предприятия, рассчитанные на производство и потребление товаров и услуг внутри города, называют градообслуживающими. Эти функции и связанные с ними виды деятельности не влияют ни на возникновение, ни на рост городов. Их существование обеспечивается базовыми отраслями и производством. К градообслуживающей относится работа детских учреждений, школ, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи, учреждений здравоохранения, культуры, зрелищ, жилищно-коммунального обслуживания, административно-общественных учреждений и других.

Однажды возникнув, города имеют тенденцию к постоянному росту и развитию, рис. 2, хотя есть и примеры, когда изменение условий появления городов (например, истощение запасов полезных ископаемых или быстрый рост соседних конкурирующих городов) вели к их стагнации или вообще исчезновению. Но чаще всего уже самим фактом своего существования, первоначально созданным потенциалом (людским, материально-техническим, инфраструктурным, образовательным) города порождают новые городские функции, в том числе становящиеся также базовыми.

Развитие функциональной структуры города в процессе его роста.

Рис. 2. Развитие функциональной структуры города в процессе его роста. 1- селитебные территории; 2 — промышленные территории; 3- городской центр; 4- центры жилых районов; 5- автомобильные дороги; 6- железные дороги; 7 — акватории.

При этом процесс развития городов может идти не только путем приращения новых функций, но и на основе трансформации и замены тех из них, что послужили импульсом к возникновению городов, однако со временем устарели. Наращивание базовых видов деятельности порождает большие, крупные города, характеризующиеся многообразием функций. В крупнейших, сверхмиллионных по численности населения городах представлены почти все городские функции.

С функциями города и осуществляемыми им видами деятельности связана численность городского населения — основной показатель, определяющий размеры города и объемы всех видов строительства на его территории. Его перспективная величина устанавливается в зависимости от предполагаемых в процессе его роста масштабов социально-экономического развития и трудовых ресурсов трудоспособного населения, участвующего в общественном производстве.

Одним из основных принципов эффективного градостроительства является функциональное зонирование города [17].

Это означает дифференциацию территории города по характеру и типу ее использования.

С точки зрения обеспечения эффективности градостроительного решения подход к задачам планировки должен базироваться на основе функционального зонирования — стремления создать наиболее эффективные условия реализации основных форм жизнедеятельности городского населения — труда, быта и отдыха — предъявляющих специфические требования к организации городского пространства. С учетом преимущественного функционального использования территория города, согласно нормам и правилам планировки и застройки городов, укрупнено подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную, рис. 3.

Схемы функционального зонирования городов различной величины.

Рис. 3. Схемы функционального зонирования городов различной величины: а — малый город; б — средний город; в — большой город; 1 — селитебные территории; 2 — производственные территории; 3 — ландшафтно-рекреационные территории; 4 — общественные центры; 5 — зоны коммунально-складских предприятий; 6 — санитарно-защитные зоны; 7 — зоны сооружений внешнего транспорта.

В соответствии со СНиП 2−60−75 территория города по своему функциональному назначению делится на следующие зоны:

  • 1. Селитебную зону, в которой размещаются жилые микрорайоны и кварталы; участки адм.-общественных учреждений и учреждений культурно-бытового обслуживания населения; внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования; улицы и площади; отдельные промышленные предприятия невредного производственного профиля, склады, устройства внешнего транспорта; неудобья, еще не использованные участки.
  • 2. Промышленные зоны, в которых размещены промышленные предприятия с обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями, улицами, площадями и дорогами, зелеными насаждениями.
  • 3. Транспортные зоны;
  • 4. Коммунально-складские зоны;
  • 5. Санитарно-защитные зоны, отделяющие промышленные предприятия и транспортные устройства от жилья.

В то время как функциональное зонирование характеризует различия в видах использования территорий и районов города, планировочная структура отражает единство и взаимосвязанность различных частей городского организма, рис. 4.

Схематический план города на 100-150 тыс. жителей с удаленной промышленностью.

Рис. 4. Схематический план города на 100−150 тыс. жителей с удаленной промышленностью: 1 — селитебная территория; 2 — производственная территория; 3 — ландшафтно-рекреационная территория; 4 — коммунально-складская зона; 5 — центр города; 6 — центр (подцентр) жилого района; 7 — центр микрорайона; 8 — городские зеленые насаждения; 9 — санитарно-защитная зона; 10 — пассажирский вокзал; 11 — автовокзал; 12 — речной порт; 13 — медицинский центр; 14 — учебный центр; 15 — железная дорога; 16 — внешняя скоростная автодорога; 17 — общегородская магистраль; 18 — прочие улицы и дороги; 19 — пашня; 20 — резервные селитебные территории; 21 — резервные производственные территории

Наиболее наглядно характер планировочной структуры иллюстрирует схема основных магистралей города и связанные с ней его главные общественные центры [12]. К этим осям и центрам тяготеют интенсивно освоенные полосы и ареалы городской территории.

В сочетании они формируют основу территориально-планировочной организации города, получившей в градостроительной литературе термин «каркас», которому подчинены все остальные территории города. Если в малом городе это чаще всего жилой и производственный районы, зона отдыха, то с ростом города его территориально-планировочная структура усложняется, растет и степень иерархичности ее членений.

Так, в крупных городах формируются планировочные районы, в состав которых могут входить несколько жилых районов, мест приложения труда, крупные озелененные массивы. Численность населения таких районов в зависимости от величины города может составлять 100−300 тыс. человек. В крупнейших и сверхмиллионных городах возникают и более крупные планировочные членения с населением до 1 млн. человек — планировочные зоны, состоящие, в свою очередь, из нескольких планировочных районов.

Важнейшим принципом проектирования функциональной структуры города, формирования планировочных районов и зон является обеспечение по возможности максимального баланса многообразных функциональных связей населения в их пределах за счет сокращения числа непроизводительных общегородских поездок. По мере роста и развития городов их формирование последовательно проходит этапы: уплотнения городской застройки, расширения границ осваиваемых территорий, пространственного отделения от них новых районов. Морфологическое многообразие пространственных схем городов может быть сведено к компактным, расчлененным, протяженным и комбинированным). В основе их планировочной организации — центрические (радиальные, радиально-кольцевые) и сетевые (решетчатые, ортогональные) территориальные структуры.

Преимущества центрических структур, состоящие в хорошей доступности общегородского центра, близости природного окружения эффективно проявляются при сравнительно ограниченных размерах города. С ростом территории ухудшается функционирование его моноцентричной транспортно-коммуникационной системы ввиду все возрастающего объема нагрузок на центр города. В то же время от центральной части города все более удаляются периферийные городские районы, а сам центр оказывается отрезанным от природного окружения. Характерное для таких городов наращивание концентрических поясов застройки может настолько усугубить ситуацию, что возникнет необходимость введения в их структуру решетчатых, ортогональных планировочных элементов.

Сетевые структуры ориентированы на функционально относительно равномерное освоение пространства. Решетчатая сеть улиц позволяет избегать негативных следствий увеличения городского пространства и перегрузок центра. Ее недостаток в «инертности» к внутреннему композиционному структурированию территории — проблеме, решаемой в ряде ситуаций путем внедрения в планировку элементов центрических структур, пространственных диагоналей. Преимущества линейных структур — экономия затрат времени на передвижения и близость застройки к природному окружению — сохраняются и с ростом линейных градостроительных образований.

При определении взаимного расположения промышленной и селитебной территории города учитывается и уровень шума, издаваемый отдельными видами предприятий.

Производственная территория города, занимающая в среднем 20% территории и расположенная в одной или нескольких частях города, формируется как единая территориально-планировочная система. При строительстве новых и реконструкции существующих городов в целях рациональной планировочной организации производственной территории ее структуру формируют в виде последовательного ряда усложняющихся звеньев, рис. 5 [23]:

  • 1. Площадка промышленного предприятия — конкретная территория, занимаемая отдельным предприятием;
  • 2. Промышленный узел — группа предприятий на одной или нескольких площадках, составляющих единое территориально-планировочное целое с общими инженерно-техническими и транспортными коммуникациями;
  • 3. Городская промышленная зона (район) — часть городской территории, занятая одной или несколькими группами предприятий.

Городская промышленная зона — основная градостроительная структурная единица производственной территории города. В то время как в крупных городах производственная территория формируется включая все перечисленные выше звенья, в малых и средних городах она может быть представлена одним или двумя-тремя предприятиями по схеме: предприятие — производственная территория (при раздельном размещении предприятий) или предприятие — промышленный узел (при смежном их размещении). Размеры городской промышленной зоны определяются в зависимости от максимально возможной степени кооперации и сближения предприятий, рационального расселения трудящихся, обеспечения транспортного обслуживания и санитарной классификации производств.

Планировочно-производственные звенья структурной организации производственной зоны города.

Рис. 5. Планировочно-производственные звенья структурной организации производственной зоны города: а — площадка промышленного предприятия; б — промышленный узел: 1 — промышленные предприятия; 2 — общеузловые объекты; 3 — административно-общественный центр; в — городской промышленный район: 1−7 — заводы (машиностроительный, кабельный, железобетонных конструкций и др.); 8 — ТЭЦ; 9 — районный узел водопроводных сооружений; 10 — водозаборные сооружения; 11 — очистные сооружения канализации; 12 — санитарно-защитная зона; 13 — территории для развития района

В зависимости от характера технологического процесса и выделяемых производственных вредностей промышленные предприятия делят на пять классов [11]. Санитарно-защитная зона (расстояние до границ селитебной территории) для предприятий 1-го класса должно быть не менее 1000 м; II-го класса -500 м; 111-го класса — 300 м; IV-ro класса — 100 м; V-ro класса — 50 м. С учетом санитарной классификации и объемов грузооборота промышленных предприятий определяется характер взаимного расположения промышленных зон и селитебной территории. Зоны с предприятиями I и II классов независимо от величины грузооборота предприятий (металлургия, нефтехимия и др.) рекомендуется размещать в удалении от селитебной территории.

Зоны с предприятиями III класса независимо от величины грузооборота и IV и V классов, требующими подъездных железнодорожных путей (машиностроение, стройиндустрия и др.) целесообразно размещать около границ селитебной территории. Зоны с предприятиями, не выделяющими производственных вредностей, не требующими подъездных железнодорожных путей, размещают в пределах селитебных территорий, рис. 6.

Схема размещения производственных территорий относительно селитебных.
Принципы создания функциональной структуры городов.
Рис. 6. Схема размещения производственных территорий относительно селитебных: а - на удалении от селитебной территории; б - на границе селитебной территории; в - в пределах селитебной территории. 1 - производственные территории; 2 - селитебные территории; 3 - общественные центры.

Рис. 6. Схема размещения производственных территорий относительно селитебных: а — на удалении от селитебной территории; б — на границе селитебной территории; в — в пределах селитебной территории. 1 — производственные территории; 2 — селитебные территории; 3 — общественные центры

Планировка, застройка и реконструкция промышленных зон ведется на основе их функционального зонирования, осуществляемого с учетом совершенствования технологических связей, санитарно-гигиенических, транспортных и противопожарных требований.

При этом решаются задачи рационального инженерного оборудования, благоустройства и озеленения территории, возможности последующего расширения и реконструкции действующих предприятий за счет использования свободных участков, а также повышения этажности и блокировки зданий.

В планировочной структуре промышленной зоны выделяют территории: производственную, используемую для размещения собственно промышленных предприятии и связанных с ними объектов; санитарно-защитную; энергетических и складских объектов; транспортную — для подъездных путей, сортировочных станций; научно-техническую; общественную — для размещения учреждений и центров культурно-бытового обслуживания. В состав промышленной зоны входит и предзаводская площадь, располагаемая на границе между промышленной зоной и селитебной территорией. Функциональное назначение предзаводской площади связано с процессом организации прибытия, распределения и обслуживания трудящихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой