Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Биоэтика: принципы и проблемы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй части кодекса, главной, описаны этические нормы и морально-нравственные принципы производственной деятельности провизоров и фармацевтов. В кодексе указана основная обязанность фармацевта — заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта быть объективным и ставить здоровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, в том числе… Читать ещё >

Биоэтика: принципы и проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Перечислите и охарактеризуйте основные принципы биоэтики

Принципы биоэтики — это фундаментальные понятия биомедицинской этики, на базе которой вырабатываются конкретные моральные нормы поведения врача и медика-исследователя и которые могут быть положены в основу сложной системы обеспечения здоровья народонаселения.

Следует отметить, что международная общественность и научно-медицинское сообщество ведет постоянную работу в этом направлении.

К основным принципам биоэтики относятся:

  • · принцип «не навреди» (модель Гиппократа);
  • · принцип «делай благо» (модель Парацельса);
  • · принцип автономии личности (биоэтическая модель);
  • · принцип справедливости (деонтологическая модель).

Рассмотрим первый принцип «не навреди» (non nocere). Этот принцип являлся главным в эпоху Гиппократа. Можно выделить основные виды вреда, нанесенные врачом:

  • 1. Вред от бездействия или неоказания помощи.
  • 2. Вред, вызванный недобросовестностью, небрежностью или злым, корыстным умыслом. К примеру, около 20−30% операций совершаются без необходимости (в США). Академик Осипов проверял несколько клиник, где делают аборты, и оказалось, что примерно половину абортов делают небеременным женщинам. Таким образом, видим, что на первом месте стоят корыстные мотивы, то есть, экономический интерес.
  • 3. Вред, вызванный неверными, неквалифицированными (или необдуманными) действиями.
  • 4. Неизбежный объективно необходимый вред пациенту от диагностики и лечения. В данном случае действует принцип адекватности, соразмерности и ожидаемого результата. Диагностический риск не должен превышать важности получаемой информации. Терапевтические и хирургические риски не должны быть выше важности получаемого результата. Наиболее ярко встает проблема о болезни, возникшей после предыдущего лечения. биоэтика евгеника лекарство фармацевтический

Так же медицинская этика рассматривает вред, наносимый врачом в рамках проблемы ятрогении. Ятрогения — это любая патология, возникающая в связи с медицинскими действиями — диагностическими, лечебными, профилактическими. Ятрогении могут возникнуть в результате, как ошибочных неправильных действий врача, так и правильных, правомерных (с позиции современных медицинских знаний) действий врача, которые могут повлечь патологические реакции, требующие современного распознавания, устранения и профилактики.

Так же к видам вреда относятся врачебные (медицинские) ошибки. Это добросовестные заблуждения врача в его профессиональной деятельности, имеющие в основе: несовершенство современного состояния медицинской науки и методов обследования больного, объективные внешние условия работы врача, а также недостаточную подготовку.

Принцип «делай благо (твори добро)».

Этот принцип являлся главным в эпоху Парацельса (Парацельс: «Сила врача — в его сердце»). Принцип «делай благо» — это не запрет, а такая норма, которая требует некоторых позитивных действий. Его смысл передается иногда с помощью таких слов, как благодеяние, благотворительность, милосердие, филантропия. Существуют определенные сложности в понимании и обосновании принципа «делай благо». Так, в самой крайней форме он может истолковываться в смысле обязательного самопожертвования и крайнего альтруизма. Иногда принцип «делай благо» понимается, как моральный идеал, а не моральное обязательство — хотя следование ему и заслуживает одобрения, но вместе с тем нельзя считать аморальным и осуждать того, кто отказывается делать доброту другому.

Конкретные отношения (взаимодействия) врача и пациента в биоэтике представлены в четырех основных моделях, которые предложил известный американский врач Роберт Вич.

Первая модель — патерналистская (отношение к пациенту как к «сыну»). Вариантом является сакральная (священная) модель — отношения, где пациент смотрит на врача как на бога.

Вторая модель — инженерная, характеризуется тем, что втач или медсестра сводят свою роль к тому, чтобы восстановить какие-то функции, устранять «поломки» в организме пациента.

Третья модель — коллегиальная, характеризуется полным доверием медицинского персонала и пациентов. Пациент и врач почти как коллеги обсуждают вопросы пациента.

Четвертая модель — контрактная, характеризуется обязательным адекватным информированием пациента и договором между медиком и пациентом строить свои отношения на основе знания и уважения прав друг друга и выполнения обязанностей. Ведущая модель для платной медицины; четкое следование контракту.

Принцип автономии личности (биоэтическая модель) Этот принцип биомедицинской этики, основанный на единстве прав врача и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом.

Таким образом, этот принцип один из основополагающих в настоящее время в биомедицинской этике, когда ставится под сомнение безусловная и исключительная компетентность врача в определении блага пациента. Только автономная личность может делать свободный выбор, и только там, где есть такой выбор, можно говорить об ответственности, вообще применять какие бы то ни было этические категории. Действие можно считать автономным лишь в том случае, если тот, кто его осуществляет, действует преднамеренно, т. е. в соответствии с некоторым замыслом, с пониманием, того, что он делает и без внешних влияний, определяющих результат действия. Если, скажем, доктор предлагает пациенту какую-либо хирургическую операцию, то пациенту вовсе не обязательно иметь все те специальные знания, которыми располагает доктор, для того, чтобы сделать автономный выбор: ему достаточно понимать лишь существо дела. В конечном счете, он может согласиться или не согласиться с предложением, принять или не принять замысел доктора, но и в том случае, когда он соглашается, он, по сути, авторизует намерение доктора, то есть делает его своим собственным решением. Вполне возможно что, делая свой выбор, пациент будет руководствоваться в первую очередь авторитетом доктора. Но и в этой ситуации выбор, на котором остановится пациент, будет именно его собственным и, значит, автономным решением.

Вообще говоря, принцип уважения автономии опирается на представление о том, что человеческая личность самоценна независимо от каких бы то ни было привходящих обстоятельств. В этой связи Кант высказывает такое соображение, являющееся сегодня основой всех этических кодексов, регулирующих моральную и юридическую сторону медицинских вмешательств в физическое и психическое существование человека: каждая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. С этой мыслью Канта перекликаются знаменитые слова Ф. М. Достоевского из Братьев Карамазовых о том, что всеобщее счастье невозможно, если во имя его пролита хотя бы одна слезинка ребенка.

Типичный пример — информирование безнадежно больного пациента о диагнозе его заболевания. Само сообщение правдивой информации в этом случае может нанести ему непоправимый вред, подорвать его психические и моральные силы. Поэтому если пациент сам не задает вопрос о том, чем он болен, врач может и не сообщать ему диагноз, хотя такое действие и будет идти вразрез с принципом уважения автономии пациента. Отметим, впрочем, что ныне действующее российское законодательство дает пациенту право знать о таком диагнозе, хотя при этом закон и отмечает, что информация должна быть сообщена в деликатной форме. Таким образом, в этом случае обман пациента, который задает врачу вопрос о своем диагнозе, будет нарушением не только морального принципа, но и правовой нормы.

Следует отметить, что действие принципа уважения автономии естественным образом ограничивается в отношении тех, кто не в состоянии действовать автономно — детей, пациентов с психическими заболеваниями, тех, кто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и тому подобное. При этом существенно, что ограничение автономии оправдывается другим принципом — делай благо, то есть действуй с целью защитить такого человека от вреда, который он может причинить себе.

Принцип справедливости Принцип справедливости, как он понимается в биомедицинской этике, можно сформулировать так: каждый должен получить то, что ему причитается. Каждый при этом может относиться либо к отдельному человеку, либо к группе людей, выделяемых по тому или иному основанию. Будет справедливым распределять социальное пособие среди членов такой социальной группы, как малообеспеченные граждане, и будет несправедливым раздавать его всем подряд.

В отличие от рассмотренных ранее принципов данный принцип предназначен для ориентировки в таких ситуациях, когда наши оценки, решения и действия затрагивают не кого-то одного, а разных людей или разные социальные группы.

Принцип справедливости имеет не абсолютную, но лишь относительную силу. Если, к примеру, в ситуации с пересадкой донорского органа окажется, что пациент, занимающий более далекое место на листе ожидания, находится в критической ситуации, то мы можем поступиться обязательствами, вытекающими из принципа справедливости, и руководствоваться принципом не навреди. Впрочем, отказ от соблюдения очереди в этом случае можно интерпретировать и в том смысле, что мы пользуемся-таки принципом справедливости, но обращаемся к критерию потребности и исходим из степени ее остроты.

Рассмотрим материальные критерии справедливости:

  • · первым является критерий равенства: «каждый должен получить по равной доле»;
  • · критерий потребности: «удовлетворение не всяких, а только разумных потребностей»;
  • · «каждому по труду»;
  • · «доля каждого определяется его заслугами, достоинствами»;
  • · критерий распределения — доля каждого определяется механизмами рыночного обмена.

Таким образом, ни один из рассмотренных критериев не является абсолютным, пригодным на все случаи жизни. В то же время каждый из них имеет свою область, в которой он выглядит наиболее обоснованным. Более того, нередко мы, принимая конкретные решения, комбинируем два или более из этих критериев.

Таким образом, взаимоотношения между представителями различных профессий (врачами, медсестрами, администраторами, социальными работниками) и пациентами образуют сложную социальную сеть, через которую реализуются индивидуальные, групповые и государственные интересы, связанные с вопросами охраны здоровья.

2. Какие цели преследует евгеника? Кто впервые предложил этот термин? Назовите основные виды евгеники? Охарактеризуйте методы позитивной и негативной евгеники?

Какие цели преследует евгеника?

Евгеника (с греческого — «хорошего рода», «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Цели евгеники: она призвана разрабатывать методы социального контроля, которые могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные. Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение населения.

Кто впервые предложил этот термин?

Основные принципы евгеники были сформулированы Фрэнсисом Гальтоном в конце 1883 году. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

Гальтон в 1883 году ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека. Сейчас под термином «евгеника» понимают именно теорию о наследственном здоровье человека и путях его улучшения.

Первоначально перед евгеникой ставились гуманные цели (борьба с наследственными заболеваниями, общее увеличение интеллектуального потенциала человечества и т. п.). Евгеника была поддержана современными Гальтону научными кругами и стала академической дисциплиной, преподававшейся во многих колледжах и университетах.

Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.

Назовите основные виды евгеники?

Охарактеризуйте методы позитивной и негативной евгеники?

Различают «позитивную» и «негативную евгенику».

Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных людей.

Цель позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда — высокий интеллект).

Методы позитивной евгеники включают в себя обеспечение, например, финансового преимущества для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных. Так в Сингапуре с 1982 года действует особая программа, стимулирующая плодовитость образованных женщин и ограничивающая ее среди необразованных.

Негативная евгеника предполагает лишение неполноценных граждан возможности продолжения рода и передачи по наследству «субнормальных» генов. Исторически в качестве основного объекта негативной евгеники рассматривались алкоголики, психиатрические больные, наркоманы, больные сифилисом, уголовные преступники, «половые извращенцы» и другие.

Цель негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными.

К методам негативной евгеники относят: принудительную стерилизацию, запрет на межрасовые браки.

Первый закон о принудительной стерилизации был принят в 1907 в штате Индиана (США). Стерилизация разрешалась по генетическим основаниям. Позднее подобные законы были приняты почти в тридцати штатах США. Всего в США до 2-й мировой войны было зарегистрировано около 50 000 случаев принудительной стерилизации. Евгенические программы, включавшие методы насильственной стерилизации, существовали также в Канаде и во многих западноевропейских странах.

Так же в то время многие американские штаты ввели законы, запрещающие межрасовые браки по евгеническим основаниям. Человек считался «негром», если у него было всего 1/32 «негритянской крови».

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

3. Назовите и охарактеризуйте основные биоэтические проблемы создания и воспроизводства лекарств

К основным биоэтическим проблемам создания и воспроизводства лекарств относятся:

  • · проблема по созданию и исследованию инновационных лекарственных средств;
  • · проблема охраны интеллектуальной собственности в области разработок инновационных лекарственных средств;
  • · проблема морально-нравственных характеристик исследователей;
  • · проблема этических и правовых вопросов, касающихся генома человека при создании лекарств, для лечения наследственных болезней, дефектов и т. п. (проблемы геномики);
  • · биоэтические проблемы протеомики;
  • · биоэтические проблемы фетальной терапии;
  • · биоэтические проблемы по созданию лекарств в области генных технологий.

Рассмотрим эти проблемы более подробно.

Проблема по исследованию и созданию инновационных лекарственных средств Она заключается в том, что модель процесса создания и воспроизводства лекарственных средств является чрезвычайно ресурсоемким и длительным процессом. Включающим в себя около десяти этапов последовательного решения необходимых задач, которые на каждом этапе требуют как теоретических, так и практических решений, подтвержденных к тому же соответствующими регламентирующими документами, а так же международными и национальными документами, определяющими этические нормы, морально-нравственные принципы, и правовые основы разработки лекарственных средств.

Проблема охраны интеллектуальной собственности в области разработок инновационных лекарственных средств В условиях острой конкурентной борьбы охрана и защита прав разработчиков новых лекарств, способов их изготовления, промышленных образцов и торговых марок, а также лекарственных технологий лечения и предупреждения заболевания требуется на всех этапах данных процессов, включая постоянный мониторинг, связанный с охраной инновационной и интеллектуальной собственности. Непременным условием такой охраны является высокая морально-нравственная зрелость персонала.

Проблема морально-нравственных характеристик исследователей Она заключается в том, что при создании и исследовании лекарств на различных их этапах, полученные данные по ряду причин не могут быть полно и объективно проверены. Это требует повышенных требований к морально-нравственным характеристикам самих исследователей. Они не должны быть тенденциозными, что влечет за собой увеличение вероятности ошибки наблюдателя и необоснованного перехода к следующему этапу в процессе создания и производства лекарств.

Таким образом, биоэтические позиции специалистов, занятых в цепи исследований и разработок по созданию лекарств и продвижению их на рынок, а также производству и доведению до потребителя, то есть в сфере обращения лекарств, являются решающим элементом в реализации проблемы эффективной медицинской помощи, основанной на принципах доказательной терапии и фармакотерапии, фармацевтической бдительности и фармакоэкономики.

Проблема этических и правовых вопросов, касающихся генома человека при создании лекарств, для лечения наследственных болезней, дефектов и т. п. (проблемы геномики) Геномика — это наука, занимающаяся расшифровкой и изучением генома организма.

Расшифровка генома человека породило множество проблем этического и нравственного порядка. Проблема заключается в том, что до сих пор не найдено ответа на вопрос — кому принадлежит информация по расшифровке генома человека: всему человечеству или компаниям, которые ее открыли. Желание патентовать геном обусловлено тем, что полученная информация может быть использована для создания различных лекарств, которые будут полезны в лечении наследственных болезней, различных дефектов и т. п. По мнению ряда ученых, эти лекарства смогут изменять генетическую основу ряда заболеваний, в том числе диабета. Грядущие баснословные барыши, которые могут быть получены фармацевтическими компаниями при условии монополии на эти лекарства, обусловили жесткую конкуренцию между ними, в связи с чем эта проблема обсуждалась на Окинавской встрече глав государств «большой восьмерки», однако решение так и не было найдено.

Таким образом, хотя многие вопросы, связанные с использованием в клинической практике лекарств, созданных на генетической основе, еще не разрешены, тем не менее прогнозируется, что через несколько десятков лет индивидуальная расшифровка генома любого человека может стать рутинной процедурой, выполняемой за короткое время, что снимет ограничение в использовании стандартных лекарств людьми, которые, как известно, имеют в геноме и индивидуальные различия.

Биоэтические проблемы протеомики

Протеомика — это наука, изучающая белки клеток, их взаимодействие в целом организме.

В настоящее время удается проследить взаимосвязь между изменениями белков и различными болезненными состояниями. Это дает возможность в перспективе, по изменению состава белков внутри патологической клетки, выявлять мультифакторные болезни. Однако, биоэтические аспекты протеомики во многом совпадают с проблемами геномики и связаны с созданием и применением белковых лекарственных препаратов, коррекции наследственных болезней и др.

Биоэтические проблемы фетальной терапии Суть фетальной терапии — это применение материалов эмбрионов, полученных при аборте, с лечебной целью.

Отношение к этой проблеме среди ученых, политиков и населения весьма спорное. Согласно статье 21 Конвенции Совета Европы, тело человека и его части не должны являться источником получения финансовой выгоды. Это же вытекает из статьи 47 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

С точки зрения биомедицинской этики, большое значение имеет информированное согласие женщины, от которой получают фетальные ткани. Сейчас фетальная терапия широко используется и является платной формой медицинской помощи. Широко применяется в косметических целях для омоложения, что считается недопустимым для большинства гражданского общества.

Таким образом, морально-нравственные основы фетальной терапии должны основываться на информированном согласии женщин на использование абортивного материала и информировании ее о предполагаемых манипуляциях и об использовании извлеченных тканей.

Биоэтические проблемы по созданию лекарств в области генных технологий В области фармации генные технологии могут ускорить селекцию в несколько раз и позволят получить уникальные лекарственные растения. Однако и это новшество имеет своих сторонников и противников.

Таким образом, и это направление требует выработки и совершенствования морально-нравственных позиций и контроля, соответствующих состоянию общества.

4. Назовите основные разделы этического кодекса фармацевтического работника России. Охарактеризуйте основные этические нормы, существующие в системе «фармацевтический работник и прогресс фармации»

Назовите основные разделы этического кодекса фармацевтического работника России Этический кодекс фармацевтического работника России является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной и своевременной лекарственной помощи, которая включает обеспечение населения необходимыми лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения, а также оказание консультативных услуг, связанных с лекарственным обслуживанием.

Внедрение Кодекса нацелено на обеспечения более быстрого перехода России к правовому государству и цивилизованному фармацевтическому рынку. Кодекс определяет отношения между фармацевтическим работником, с одной стороны, и обществом, пациентом, медицинским работником — с другой. Он направлен на защиту достоинства, охрану прав и здоровья личности и общества в целом, а также определяет права и моральную ответственность специалистов фармацевтических (аптечных) учреждений и предприятий.

Основой Этического кодекса являются законы Российской Федерации о здравоохранении, защите прав потребителей и пациентов, о рекламе, Гражданский кодекс и другие законодательные акты РФ, также документы Организации Объединенных Наций и Всемирной организации здравоохранения, относящиеся к этическим аспектам сферы лекарственного обслуживания населения.

Этический кодекс фармацевтического работника России разработан Российской фармацевтической ассоциацией и одобрен Советом Международной фармацевтической федерацией в сентябре 1997 года.

В настоящее время модель современного этического кодекса состоит из двух частей: первой — преамбулы и второй — принципов.

Во вступительной части кодекса изложены цели создания и принятия этого документа. Целью этого кодекса является декларирование фундаментальных принципов профессии фармацевта, основанных на моральных ценностях и обязательствах, которые могут быть руководящим документом в отношениях фармацевта с обществом. Цель создания Этического кодекса российского работника фармации представлена как совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи.

Во второй части кодекса, главной, описаны этические нормы и морально-нравственные принципы производственной деятельности провизоров и фармацевтов. В кодексе указана основная обязанность фармацевта — заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта быть объективным и ставить здоровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, в том числе и финансовых. Фармацевт обязан способствовать праву человека на лечение как безопасного, так и эффективного. Фармацевт должен проявлять к пациентам одинаковое отношение и уважать их права на свободу выбора способа лечения. Вторая часть Этического кодекса фармацевтического работника России состоит из шести основных разделов.

Раздел 1. Фармацевтический работник и общество.

Раздел 2. Фармацевтический работник и пациент.

Раздел 3. Фармацевтический работник и врач.

Раздел 4. Отношения фармацевтического работника с коллегами.

Раздел 5. Фармацевтический работник и прогресс фармации.

Раздел 6. Пределы действия этического кодекса, порядок его пересмотра и ответственность за его нарушения.

Каждый раздел состоит из статей.

Охарактеризуйте основные этические нормы, существующие в системе «фармацевтический работник и прогресс фармации».

Этические нормы, существующие в системе «фармацевтический работник и прогресс фармации» отражены в пятом разделе Этического кодекса фармацевтического работника России. Он имеет следующее содержание и характеристику:

Статья 5.1. Создание, испытание и внедрение в практику новых лекарственных средств должны проводиться в соответствии с международными биоэтическими нормами.

Любое исследование может проводиться только при условии одобрения этическим комитетом. Привлечение пациента к участию в эксперименте и испытании новых лекарственных средств, проводится только с его добровольного согласия и после предоставления ему полной информации о планируемом исследовании.

При создании, стандартизации и контроле качества лекарственных средств, специалист должен руководствоваться требованиями международных стандартов: Good Clinikal Practice (GCP; Добротная клиническая практика), Good Laboratory Practice (GLP; Добротная лабораторная практика), Good Manufacturing Practice (GMP; Правила правильного производства).

При проведении медико-биологических испытаний лекарственных средств исследователи должны гуманно обращаться с экспериментальными животными.

Таким образом, основные этические нормы существующие в системе «фармацевтический работник и прогресс фармации» должны руководствоваться следующими документами:

  • o Хельсинская декларация «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов»;
  • o Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека в биомедицине (ETS N 164);
  • o Европейская конвенция о защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных научных целях (ETS N 123) и другие документы, относящиеся к этическим аспектам фармацевтического бизнеса;
  • o закон Российской Федерации о здравоохранении;
  • o закон о защите прав потребителей и пациентов;
  • o закон о рекламе и этические критерии продвижения лекарственных средств на рынок;
  • o Гражданский кодекс РФ и другие законодательные акты РФ;
  • o документы Организации Объединённых Наций:
  • o документы Всемирной организации здравоохранения и другие документы, относящиеся к этическим аспектам фармацевтического бизнеса.
  • · Лопатин П. В., О. В. Карташова «Биоэтика». Учебник для ВУЗОВ по специальности «Фармация» — Москва, 2005 год.
  • · Мишаткина, Т.В. «Биомедицинская этика». Учебно-методическое пособие. Минск: МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2007 год.
  • · Силуянова И. В. «Биоэтика в России. Ценности и законы». Москва, 2006 год.
  • · Чикин С. Я. «Современные проблемы биомедицинской этики». Москва, 2007 год.
  • · Шрейдер Ю. А. «Этика.

    Введение

    в предмет". Москва, 2005 год.

  • · Юдина Б. Г. «Биоэтика: принципы, правила, проблемы». Москва, 2005 год.
  • · Лекционный материал.
  • · Интернет.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой