Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы учета и внутреннего аудита движения денежных средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью. Аудит такой отчетности должен проводится в соответствии с российским законодательством, хотя использование в дополнения к нему международных стандартов аудита никак не ограничено. Аудит такой отчётности должен проводиться в соответствии с российским законодательством, хотя… Читать ещё >

Проблемы учета и внутреннего аудита движения денежных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов финансовой отчётности будет важным шагом для привлечения иностранных инвестиций. Переход на международную практику учёта существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов.

В последнее время с учётом широкого внедрения современных коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчётности компаний возросли ещё больше.

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО), признаны во всём мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.

МСФО следует рассматривать как отправную точку формы и искать такие пути для адаптации международных стандартов к российской специфике, которые бы обеспечили общую сопоставимость финансовой отчётности российских и западных.

Подготовить отчетность по МСФО можно одним из способов:

при помощи первичного (параллельного с российским) учета по МСФО,.

путем трансформации национальной финансовой отчетности в формат МСФО.

Параллельный учет дает более качественный результат. Но этот способ слишком затрачен и не всегда экономически обоснован, поэтому большинство организаций готовят отчетность по МСФО при помощи трансформации, которая не требует ежедневных затрат и проводится единовременно после окончания отчетного периода.

Трансформации бухгалтерской отчетности — это процесс составления отчетности по стандартам МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам российской системы бухгалтерского учета.

Единого алгоритма трансформации не существует, и в каждом случае требуется индивидуальный подход. Любой специалист, трансформирующий отчетность, имеет право самостоятельно определять методику и этапы трансформации применительно к отчетности каждой конкретной организации.

Процесс перехода на составление отчетности по МСФО достаточно сложен, поэтому Комитет по МСФО разработал стандарт IFRS 1 «Первое применение МСФО», который вступил в силу с 1 января 2004 года. Он является обязательным к применению всеми компаниями, которые впервые составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО, и содержит четкий алгоритм подготовки такой отчетности.

Для приведения показателей российской отчетности в соответствие с МСФО можно выделить основные подготовительные этапы.

Этап 1. Определение отчетной даты и даты перехода.

При составлении первой отчетности по МСФО необходимо четко различать дату перехода (начало первого отчетного периода) на МСФО и отчетную дату (окончание первого отчетного периода). Еще одним требованием МСФО является необходимость представления сопоставимых данных хотя бы за один предыдущий период.

Этап 2. Формирование учетной политики в соответствии с МСФО.

Компания должна составить и утвердить новую учетную политику, соответствующую МСФО, которая будет действовать на отчетную дату. При этом нужно учитывать, что принятая учетная политика должна применяться ко всем отчетным периодам, отраженным в отчетности.

Формирование учетной политике по МСФО — этап весьма ответственный. Учетная политика должна соответствовать всем применимым стандартам и разъяснениям. По вопросам, которые не регулируются существующими стандартами, ее необходимо формировать самостоятельно по установленному в МСФО алгоритму. Учетная политика должно быть достаточно дальновидной, так чтобы ее не пришлось рассматривать в будующем, поскольку ее изменение, особенно в крупных компаниях, сопряжено с большими сложностями. Ошибки при создании учетной политики и выборе методов и принципов ведения учета могут обойтись компании очень дорого, так как внесение изменений в учетную политику по МСФО возможно в очень редких случаях.

Этап 3. Определение статей активов и обязательств по МСФО.

После утверждения учетной политики компания должна проанализировать все имеющиеся у нее активы и обязательства на дату перехода на МСФО на предмет их признания или списания в соответствии с МСФО. При этом актив или обязательство могут быть приняты к учету по МСФО, даже если они и не отражаются в учете по российским стандартам, и наоборот. В частности, компания может не признавать в соответствии с РСБУ определенные отложенные налоговые активы или обязательства, которые будут признаваться по МСФО, например отложенные налоги по переоценке основных средств. Или же в соответствии с российскими правилами учета компания создала резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, который не будет признаваться согласно МСФО.

Этап 4. Оценка активов и обязательств по МСФО.

Следующий этап заключается в оценке признанных активов и обязательств для целей МСФО. Как и в случае с признанием, существуют различия в оценке активов и обязательств между РСБУ и МСФО. Они могут быть связаны как с разным составом капитализируемых статей, так и с различной оценкой будущих денежных потоков, формирующих балансовую оценку активов или обязательств. Например, по МСФО объекты основных средств, находящиеся в лизинге, отражаются по дисконтированной стоимости арендных платежей, а согласно РСБУ — по номинальной величине лизинговых платежей.

Разница подходов к формированию балансовой стоимости объектов учета может привести к практическим трудностям в их применении. Например, при оценке первоначальной стоимости основных средств, включаемых во вступительный баланс в соответствии с МСФО, могут возникнуть проблемы из-за отсутствия информации о стоимости их приобретения.

В подобной ситуации МСФО (IFRS) 1 предлагает следующий выход: компания может включить основные средства во вступительный баланс по их справедливой стоимости на дату перехода на МСФО, которая будет считаться их «условно первоначальной» стоимостью. Этот подход также выгоден для тех компаний, которые хотели бы увеличить стоимость своих активов на дату перехода на МСФО. Применение этого метода совершенно не означает, что в будущем компания обязана на регулярной основе производить переоценку своих основных средств, как это требуется, если компания выбирает для последующего учета основных средств модель отражения по переоцененной стоимости. Аналогичным образом в российском учете результаты переоценки не отражаются в налоговом учете.

Этап 5. Корректировка величины капитала и резервов.

После того как компания пройдет перечисленные выше этапы, величина ее чистых активов может отличаться от величины капиталов и резервов, сформированных в соответствии с российским законодательством. Согласно МСФО (IFRS) 1 эту разницу нужно отражать в составе нераспределенной прибыли.

Несмотря на то, что описанные выше этапы составления отчетности по МСФО кажутся очевидными, каждый из них связан с определенными трудностями. Успешное их преодоление в немалой степени зависит от того, насколько хорошо руководители компании понимают, что переход на МСФО затрагивает не только бухгалтерию предприятия, но и многие бизнес-процессы, в первую очередь связанные с процессом управления предприятием в целом. Поэтому мало просто пожелать вписаться в международную систему отчетности, необходимо рассматривать переход на МСФО как сложный проект, требующий контроля и координации со стороны высшего руководства в течение всего срока его осуществления.

При проведении аудита отчетности составленной в соответствии с МСФО должны придерживаться Международных Стандартов Аудита (МСА). Данные стандарты требуют, чтобы планировали и проводили аудит с целью обеспечения разумной уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений.

Аудит включает в себя проверку путем тестирования доказательств, подтверждающих величины и раскрытия информации в финансовой отчетности. Аудит также включает оценку применяемых принципов бухгалтерского учета и существенных оценочных значений, определенных руководством, а также оценку представления отчетности в целом. Корректно составленная отчетность, достоверность которой подтверждена аудитором — лучшая визитная карточка, ценнейший информационный продукт, необходимый всем пользователям финансовой отчетности.

Согласно статье 5 Федерального закона № 208-ФЗ годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью. Аудит такой отчетности должен проводится в соответствии с российским законодательством, хотя использование в дополнения к нему международных стандартов аудита никак не ограничено. Аудит такой отчётности должен проводиться в соответствии с российским законодательством, хотя использование в дополнение к нему международных стандартов аудита никак не ограничено. По закону об аудиторской деятельности (307-ФЗ) консолидированную отчётность по МСФО имеют право проверять только аудиторские организации, имеющие в штате аудиторов с аттестатами нового образца. Помимо установленных минимальных требований при выборе аудиторов также рекомендуется обращать внимание на квалификацию специалистов, их опыт работы с МСФО, возможность оказать оперативную консультационную поддержку при переходе на МСФО.

В том, что российские организации в своей основной массе рано или поздно столкнутся с необходимостью подготовки финансовой отчетности по международным стандартам, сомневаться не приходится. Концепция развития с поправками и отступлением от декларированных сроков все же реализуется на практике.

Законодательные и регулирующие органы решительно настроены на обязательный переход на МСФО. Возможно, это произойдет уже в обозримом будущем. Но до этого времени государственным органам совместно с бухгалтерским и аудиторским профессиональными сообществами необходимо будет решить целый ряд задач:

  • — преодолеть институциональные противоречия в принципах формирования финансовой отчетности в соответствии с национальными и международными правилами;
  • — разработать необходимую инфраструктуру применения МСФО (другими словами, подготовить их законодательное признание в РФ), а также процедуры их одобрения, перевод стандартов на русский язык и их периодическое обновление;
  • — определить, какие стандарты будут официально признаны к применению на территории РФ в первую очередь;
  • — обеспечить профессиональную подготовку в области МСФО бухгалтеров и пользователей отчетности (следует отметить, что на фоне всех остальных задач эта решается с наибольшим успехом благодаря частному и государственному бизнес-образованию), организовать надлежащий контроль качества консолидированной отчетности, в первую очередь посредством повышения квалификационного уровня аудиторов, а также применения качественных стандартов их деятельности, соответствующих международным нормам аудита;
  • — организовать надлежащий мониторинг применения МСФО для выявления факторов, требующих совершенствования и поддержки составителей и пользователей со стороны государственных органов и профессиональных организаций.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой