Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ товарных запасов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно ГОСТу, (НТЗ) — это оптимальный товарный запас, обеспечивающий бесперебойную продажу товара при минимуме затрат. Норматив товарных запасов призван поддержать ситуацию, когда в фармацевтической организации не наблюдается признаков ни затоваренности, ни недотоваренности. Так, в фармацевтической организации, не контролирующей норматив товарных запасов, могут возникнуть сверхнормативные… Читать ещё >

Анализ товарных запасов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Товарные запасы в аптеке делятся на:

  • — запасы текущего хранения;
  • — сезонные;
  • — досрочного завоза.

К текущим относятся товары, предназначенные для бесперебойной работы фармацевтической организации. Они систематически пополняются с определённой периодичностью.

Сезонные товарные запасы создаются в период определённых сезонов (например, в зимний период — запас противогриппозных, жаропонижающих, противовоспалительных средств и т. п.; в летний период — запас минеральных вод, антисептических средств и др.).

Товарные запасы досрочного завоза создаются в регионах, доступ в которые обеспечивается только в период навигации.

Товарные запасы могут быть выражены не только в сумме, но и в днях.

Товарный запас в днях (ТЗдн.) согласно ГОСТу — относительный показатель обеспеченности товарными запасами на определённую дату, показывающий — на сколько дней торговли хватит товаров. Фактический товарный запас в днях может быть рассчитан тремя способами:

Согласно ГОСТу, (НТЗ) — это оптимальный товарный запас, обеспечивающий бесперебойную продажу товара при минимуме затрат. Норматив товарных запасов призван поддержать ситуацию, когда в фармацевтической организации не наблюдается признаков ни затоваренности, ни недотоваренности. Так, в фармацевтической организации, не контролирующей норматив товарных запасов, могут возникнуть сверхнормативные запасы в силу таких причина как завоз товаров в количествах, превышающих заказ, завоз товаров, не пользующихся спросом; недостаточное информирование медицинских работников о наличии тех или иных медикаментов в розничной аптечной сети и прочее. Занижение норматива товарных запасов возможно в случаях нарушениях графиков поставки; завозе товаров в недостающем количестве; неверных расчётах количеств заказываемых товаров и так далее.

Таблица 1.

Показатель.

Остатки на начало года.

Остатки на конец прошлого года.

Изменение в остатках.

План.

Факт.

Отклон.

План.

Факт.

Отклон.

План.

Факт.

Товарные запасы.

164,3.

158,0.

— 6,3.

162,5.

165,0.

+ 2,5.

— 1,8.

+ 7,0.

Из таблицы 1 видно, что на начало года фактические товарные запасы занижены (на 6,3 тыс. рублей), а на конец года — завышены (на 2,5 тыс. руб.). Чтобы фактический товарный запас достиг норматива, предусмотренного на конец года, фактические товарные остатки должны были уменьшиться на 1,8 тыс. рублей, однако этого не произошло, что явилось причиной завышения норматива товарных запасов по аптеке на 7 тыс. рублей. Вывод: аптека не соблюдала в отчётном году установленный норматив, что привело к наличию сверхнормативных запасов. Можно предположить, что это отрицательно сказалось на выполнении товарооборота, качества лекарственного обслуживания, снизило эффективность использования оборотных средств, создало предпосылки для нарушения финансовой дисциплины и т. п.

Анализ товарных запасов целесообразно также проводить в разрезе товарной структуры ассортимента. При дальнейшем анализе товарных запасов важно установить, какие факторы оказали влияние на отклонение (завышение или занижение) товарных запасов от норматива в целом и в разрезе товарных групп. Чтобы выявить влияние товарооборота на объём товарных запасов их изучение в сумме необходимо увязать с анализом товарных запасов в днях оборота.

Анализ товарооборота невозможен без изучения его скорости, иными словами оборачиваемости товаров. Чем выше оборачиваемость, тем больше доход, получаемый фармацевтической организацией в единицу времени, тем выше рентабельность предприятия. Оборачиваемость выражается через показатель скорости оборота (Vоб). Скорость оборачиваемых товаров определяется путём сравнения объёмов товарооборота и средних товарных запасов в изучаемом периоде.

Например, средняя сумма фактического товарного запаса в оптовых ценах в аптеке за квартал отчётного года 190,0 тыс. рублей, фактический объём товарооборота в оптовых ценах — 1080 тыс. рублей, тогда скорость оборота — 5,6 (1080:190), то есть приблизительно 6 раз в квартал должен «обернуться» (обновиться), средний товарный запас, чтобы был достигнут данный объём товарооборота. Данного товарного запаса хватит на 15 дней работы (90:6).

Путём составления фактической и прогнозируемой оборачиваемости товаров можно сделать вывод о работе фармацевтической организации по ускорению продвижения товаров от поставщика к потребителю. Кроме того, данное заключение можно сделать исходя из анализа фактического товарного запаса в днях в динамике.

Например, фактический товарный запас в днях составлял:

20 дней 22 дня 18 дней 17 дней.

Отклонение показателей: + 2 дня — 4 дня — 1 день.

Среднее отклонение: (+2) + (-4) + (-1) / 3 = -1 день, то есть наблюдается снижение товарных запасов на 1 день, иными словами, анализ данного динамического ряда показывает тенденцию к ускорению оборачиваемости товаров.

При анализе оборачиваемости необходимо принимать во внимание групповую структуру ассортимента, так как она значительно влияет на скорость товарооборота.

Любой товар проходит свой жизненный цикл от зарождения (появление товара на рынке) до прекращения (выпуска последнего образца товара).

Можно выделить следующие основные стадии жизненного цикла товара.

Сложность управления товарными запасами лекарственных средств состоит в том, что одновременно на фармацевтическом рынке обращаются представители всех товарных групп (рис. 1).

Характеристика одновременно обращаемых на рынке товаров в зависимости от их стадии жизненного цикла.

Рис. 1. Характеристика одновременно обращаемых на рынке товаров в зависимости от их стадии жизненного цикла

А. Стратегические товары.

Это товары, выходящие на рынок, т. е. находящиеся на 1 стадии ЖЦТ и призванные обеспечивать будущие прибыли. «Трудные дети» или «дикие кошки», т.к. они нуждаются в значительном инвестировании. Объем продаж растет, но прибыль пока ничтожна. Доля их на рынке небольшая. Маркетинговые мероприятия направлены на перевод в товарные группы других стадий ЖЦТ.

Б. Основные товары.

Это товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основные прибыли. «Звезды» или «Цветы», темпы роста объема продаж очень высокие. Доля их на рынке 70−80%. С течением времени превращаются в группы «В» или «Г». К основным товарам, находящимся в стадии роста в настоящий момент можно отнести импортные поливитаминные препараты. Например, Юникап-Ю, Таксофит и др.

В. Поддерживающие товары.

Это товары, находящиеся в стадии зрелости и приносящие существенные прибыли. «Дойные коровы» или «Деревья, плодоносящие золотыми плодами», не нуждаются в значительных инвестициях. Для них характерна низкая динамика роста продаж. Поступления от продаж этой группы идет на финансирование других товарных групп, т. е. их можно «доить». К группе поддерживающих товаров можно отнести, например, такие отечественные витаминные препараты как «Ревит», «Ундевит», «Аевит», «Аскорбиновая кислота» и другие.

Г. Уходящие товары.

Это товары, находящиеся в стадии спада и подлежащие постепенному выводу с рынка. «Собаки» или «Неудачники» не пользуются повышенным спросом, прибыль очень низкая или нулевая. Это нежизнеспособные товары. При признании целесообразности принятия специальных маркетинговых мер «реабилитации» данной группы товаров, они могут перейти в другие товарные группы.

Таким образом, лекарственные препараты одновременно обращаемые на рынке находятся на разных стадиях жизненного цикла. Определение оптимального набора лекарственных препаратов с учетом стадий их жизненного цикла позволит сформировать товарные запасы с таким товарным ассортиментом, который обеспечит аптеке максимальную прибыль.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой