Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности по импорту

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основное отличие нового Закона от ранее действующего состоит в детализации особенностей порядка проведения расследований с целью установления роста импорта и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения такого ущерба, а также демпингового импорта или импорта субсидируемого товара и наличия обусловленного этим материального ущерба отрасли российской… Читать ещё >

Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности по импорту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности по импорту составляют:

  • · Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.)
  • · Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (с изм. и доп. от 24 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.) СЗ РФ от 20 апреля 1998 г., N 16, ст. 1798
  • · Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изм. и доп. от 18 февраля 2006 г.) СЗ РФ от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4851.

Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Законом также уточняется распределение компетенции между РФ и субъектами РФ, между органами федеральной власти в области внешнеторговой деятельности; уточняются определения основных понятий (внешнеторговая деятельность, импорт и экспорт) и вводится ряд новых (международный транзит, зона свободной торговли, таможенный союз). Законом устанавливаются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности на основе таможенно-тарифного и нетарифного методов, а также запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и мер экономического и административного характера.

Ст. 12 указанного закона устанавливает, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

  • 1) Таможенно-тарифного регулирования: в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
  • 2) Нетарифного регулирования может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 — 24, 26 и 27 Закона, при соблюдении указанных в них требований. Речь идет о количественных ограничениях, устанавливаемых Правительством в исключительных случаях; недискриминационном их применении; распределении квоты; лицензировании в сфере внешней торговли товарами; исключительном праве на экспорт и импорт отдельных видов товаров; специальных защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных меры.
  • 3) Запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • 4) Мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности законодательство не допускает.

Ст. 13 устанавливает круг полномочий органов государственной власти в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Президент Российской Федерации:

  • 1) определяет основные направления торговой политики Российской Федерации;
  • 2) определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • 3) устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;
  • 4) осуществляет иные полномочия.

Правительство Российской Федерации:

  • 1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
  • 2) применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;
  • 3) устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;
  • 4) вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;
  • 5) устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;
  • 6) определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
  • 7) по представлению федерального органа исполнительной власти, указанного в части 3 настоящей статьи, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;
  • 8) определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;
  • 9) принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;
  • 10) принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • 11) определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;
  • 12) устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
  • 13) утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
  • 14) осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

Разработка предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В случае, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанный орган, вносит в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся торговой политики Российской Федерации, и обеспечивает реализацию задач по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и российских лиц, а также проведение мер, связанных с государственным регулированием внешнеторговой деятельности. Он же является единственным органом государственной власти, выдающим лицензии. Лицензирование в сфере внешней торговли производится в соответствии с Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364 Министерством экономического развития и торговли РФ через его территориальные органы.

Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» имеет своими основными целями, в частности, являются защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение потребностей внутреннего рынка в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нем посредством регулирования экспорта таких товаров. Закон не регулирует соответствующие отношения, возникающие при осуществлении внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности, а также при осуществлении инвестиций и валютного контроля. Законом предусмотрены специальные защитные меры, выражающиеся в установлении импортных квот и специальных пошлин (взимаемых сверх ставки таможенной пошлины), антидемпинговые меры и компенсационные меры, которые также выражаются в установлении соответствующих пошлин. Все эти меры принимаются на основании расследования, проведенного уполномоченным органом исполнительной власти, до окончания расследования могут вводится соответствующие временные меры. Меры принимаются, если в результате указанного расследования был сделан вывод о существенном ущербе или угрозе его причинения отрасли российской экономики. Также для предотвращения либо уменьшения критического недостатка продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными на внутреннем рынке РФ, законом разрешено Правительству РФ временно запрещать или ограничивать экспорт таких товаров. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Устанавливается четкий порядок введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, используемых в целях защиты экономических интересов товаропроизводителей РФ. Правительству РФ предоставляется широкая свобода действий при проведении мероприятий по защите российского внутреннего рынка. Также уточняются определения основных понятий, в частности: серьезный и материальный ущерб отрасли российской экономики, субсидия иностранного государства, компенсационные меры, аналогичный товар в контексте антидемпинговых и компенсационных мер.

Основное отличие нового Закона от ранее действующего состоит в детализации особенностей порядка проведения расследований с целью установления роста импорта и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения такого ущерба, а также демпингового импорта или импорта субсидируемого товара и наличия обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения такого ущерба. При этом ряд норм направлен на совершенствование механизма введения, применения, пересмотра и отмены специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Федеральный орган исполнительной власти наделяется полномочиями по представлению в Правительство РФ не только предложений о применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, но и предложений об их введении, пересмотре и отмене.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой