Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Свойства организационного управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять… Читать ещё >

Свойства организационного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Свойство — качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Управление обладает важнейшими свойствами, которые необходимо учитывать при выработке управленческих решений, в противном случае управление не будет эффективным. К свойствам, оказывающим влияние на организацию управления, можно отнести: * целостность, * обособленность; * централизованность; * адаптивность; * совместимость; * обратную связь; * неаддитивность отношений, * эмерджентность; * синергетичность; * неопределенность данных; * многокритериальность; * мультипликативность; * стохастичность; * порог сложности; * редкую повторяемость проблемных ситуаций; * фактор времени. 3. Рассмотрим каждое из названных свойств подробнее. Целостность подразумевает выполнение каждым элементом системы определенных функций, причем для эффективного функционирования системы не требуется исключать или добавлять дополнительные структурные элементы. Свойство целостности позволяет системе устойчиво функционировать при минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах. Устойчивость и темпы развития могут быть потеряны при неоправданном усложнении/упрощении структурной сложности системы. Примером может случить разветвленная бюрократическая структура с огромным числом подразделений, дублирующих функции друг друга. Обособленность характеризует некоторую изолированность, автономность, определяет контуры, границы самостоятельности системы (например, разделение прав, обязанностей, полномочий). Централизованность — сосредоточение ключевых функций в едином центре. Другие уровни управления занимаются лишь вспомогательными функциями и готовят материал для центрального звена, которым в группе могут быть руководитель, менеджер, лидер; на предприятии — администрация. Сама по себе централизованность не является достоинством или недостатком управления. Значение имеет степень централизованности. Адаптивность — способность адаптироваться, приспосабливаться к различным условиям как внешней, так и внутренней среды без ущерба эффективности функционирования. Это свойство тесно связано с саморегулированием — при высокой степени внутренней организованности любая система легче приспосабливается к изменениям. Совместимость требует взаимоприспосабливаемости всех элементов и подсистем организационной системы друг к другу и по отношению к самой системе. «Развитие общественного производства, помимо заложенного при разработке свойства совместимости, свидетельствует о том, что между отраслями производства независимо от уровня развития действуют силы отталкивания. Поэтому важным является учет этого фактора при планировании. Обратная связь — то, что обеспечивает связь входа и выхода системы и позволяет контролировать результат на выходе. Неаддитивность — математическое понятие, означающее, что свойства организационной системы не есть простая сумма свойств ее элементов. Свойства системы превышают сумму свойств ее элементов на некоторую величину, выражающую эффект неаддитивности. Физическая природа появления этой величины связана с декомпозицией организационной системы, при которой происходит неизбежный разрыв не только горизонтальных, но и перекрестных связей, характеризующих целостность системы. При этом организационная система утрачивает определенные качества, которые по субъективным причинам могут показаться малозначимыми или вовсе несущественными, таким образом, точность системы в целом снижается. Неаддитивность отношений в больших организационных системах характеризует возникновение нового качества как продукта интеграции, соединения в целое многих элементов, их взаимовлияния, отражающих некоторые общие кооперативные свойства данного множества элементов и явлений. Необходимо отметить, что в хорошо организованной, целостной системе целое всегда больше суммы его частей, а в дезорганизованной, разобщенной системе целое обычно существенно меньше этой суммы. Эмерджентность — различие целевых функций организационной системы и ее отдельных подсистем. Учет свойства эмерджентности позволяет правильно оценивать противоречивость целевых функций участников. Разрешение этих противоречий составляет основное содержание управления, в результате которого возможно дальнейшее развитие. Синергия — однонаправленность действий в системе, благодаря которой происходит усиление, умножение конечного результата; явление, при котором взаимодействие частей системы дает результат, значительно превосходящий простую сумму усилий каждого элемента. Наука синергетика занимается изучением связей между элементами подсистемы на основе активного обмена потоками энергии, вещества и информации в самом объекте и с окружающей средой. Если поведение подсистем согласованно, то возрастает степень упорядоченности, самоорганизации больших систем. «В управлении организационной системой синергетичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива как большой системы (цели и задачи отдельных служб не могут и не должны противоречить целям и задачам организационной системы)». Положительная синергия усиливается по мере роста организационной целостности больших систем, отрицательная связана с дезорганизацией. Положительная синергия развивается в результате влияния таких факторов, как: * высокий уровень общей и профессиональной культуры; * хорошие знания психологии, этики, физиологии; * высокий уровень морально-этических качеств всех членов фирмы (организации); * грамотное использование рычагов и стимулов управления. Абсолютное большинство зарубежных фирм, уделяя значительное внимание поиску источников и способов усиления положительной и предотвращению отрицательной синергии, затрачивают на них около 10−20% средств, идущих на организацию управления. В то же время остается открытым вопрос, связанный с устойчивостью системы и ее способностью к развитию. Известны случаи, когда добавление новых элементов, подсистем хотя и повышает эффективность функционирования системы в целом, но иногда способно тормозить развитие и даже разрушать систему. В этом случае в системе должны присутствовать элементы, которые смогут нейтрализовать, уравновесить влияние названных факторов, повысить устойчивость системы. Неопределенность — состояние, вызванное получением не вполне отчетливой, неточной, неясной или уклончивой информации. Неопределенность связывают с разработкой управленческого решения, а риск — с реализацией управленческого решения. Например, при разработке решения не учитывается ряд характеристик, которые будут оказывать влияние при реализации решения. Многокритериалъность подразумевает, что оценка деятельности системы осуществляется с разных сторон, по различным показателям. Иногда используемые показатели находятся в противоречии между собой. Примером могут служить производительность промышленного предприятия и экологические нормативы выбросов, качество изделия и трудоемкость, затраченная на его производство. В этом случае важно расставить приоритеты, а иногда и пойти на компромиссное решение. Мультипликативность означает, что положительные и отрицательные эффекты в больших организационных системах чаще умножаются, а не складываются. Причем умножение (а иногда и возведенное в степень стихийное нарастание, «снежный ком») отрицательных эффектов встречается значительно чаще при отсутствии регулирования и контроля. Положительные тенденции, явления и эффекты такой способностью не обладают и требуют значительных издержек для преодоления негативных тенденций. Стохастичность объясняется тем, что «результаты реализации управленческих решений являются случайными событиями». Основными причинами стохастического функционирования организационных систем управления выступают: * отсутствие однозначных аналитических зависимостей между возможными результатами реализации управленческих решений и состоянием системы в момент воздействия на нее окружающей среды, величиной этого воздействия, параметрами управленческого решения, описанием целей; * непредсказуемость окружающей среды, случайный характер возмущения (как величины, так и времени появления); * непреднамеренные и непредсказуемые искажения и запаздывания, «застревание» информации о состоянии организационной системы и окружающей среды в каналах связей; * ограниченная управляемость организационной системы,' которая выражается в том, что не при всяком состоянии системы и величине возмущающего воздействия можно найти приемлемое решение в рамках конкретного промежутка времени. В то же время желание достигнуть цели, несмотря ни на что, может привести к непредсказуемым как положительным, так и отрицательным последствиям. Порог сложности — подразумевает ограниченность каждого индивида в решении задач определенного уровня сложности и усвоении определенного объема информации, который практически невозможно преодолеть. Редкая повторяемость проблемных ситуаций — возникает при столкновении теории статистики и классической теории вероятностей. В действительности некоторые проблемные ситуации намеренно или ненамеренно оказываются скрытыми, отсюда могут выводиться не соответствующие действительности положения. Фактор времени — накладывает ограничения по времени, поскольку информация, необходимая для принятия решений, очень быстро устаревает.
  • 20. Требования к организационному управлению
  • 1. Среди основных требований, предъявляемых к управлению организационными системами, отмечают: * устойчивость; * оперативность; * гибкость; * непрерывность; * эффективность. Устойчивость — способность системы сохранять некоторое свое качество в процессе управления, несмотря на оказываемые влияния как со стороны, так и изнутри. Это достаточное условие эффективности управления. Она обеспечивается с помощью: * технических средств (техническая составляющая); * средств интеллектуального характера, например, организации труда (функциональная составляющая). Наиболее распространены оценки устойчивости системы: * по Ляпунову — при любом воздействии окружающей среды система может за определенное время или в пределе приблизиться к той линии поведения, которой придерживалась до воздействия; * Лагранжу — при данных воздействиях окружающей среды ни один из параметров системы в абсолютном значении не стремится к бесконечности, а остается ограниченной величиной. Оперативность — свойство процесса управления укладываться в обозначенные сроки. Она обеспечивается: * ясностью целей и реальностью поставленных задач; * полной и своевременной информацией о состоянии системы, ходе процессов; * гибкостью процесса, возможностью быстро адаптироваться; * регламентированием процесса; * параллельным выполнением отдельных частей процесса; * контролем за процессом; * достаточным объемом и качеством необходимых ресурсов. Устойчивое управление всегда оперативно, неустойчивое — не всегда. Гибкость — способность быстро адаптироваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Это необходимое, но недостаточное условие эффективного управления. Она обеспечивается: * повышением уровня управляемости процессов, * гибкостью структуры системы; * информативностью процесса; * восприимчивостью процесса к влиянию субъекта управления; * оперативностью процесса, * альтернативными вариантами реализации процесса, * интервальностью значений процесса и его отдельных стадий. Непрерывность — отсутствие пауз и перерывов между последовательными стадиями процесса. Это необходимое условие эффективности управления. Между требованиями к организационному управлению и к системе управления в целом нет однозначного соответствия. 2. К системе управления предъявляются требования: * оперативно-стратегические или оперативно-тактические; * общетехнические; * технические; * функциональные и т. д. Оперативно-стратегические или оперативно-тактические требования (в области военного назначения): * боевые возможности; * мобильность; * разведзащищенность и т. д. Общетехнические требования: * отказоустойчивость, включающая: — надежность — вероятность отказа, поломки; - стойкость — надежность при неизвестной интенсивности эксплуатации; - живучесть при умышленном уничтожении; * ошибкоустойчивость, состоящая: — из верности — зависит от работы технических систем и человека; - помехоустойчивости в условиях умышленного нарушения. Технические требования: * пропускная способность; * быстродействие; * особенности эксплуатации; * оперативность и устойчивость при наличии ошибок и отказов отдельных элементов. Функциональные требования (для многоцелевой системы управления) -согласование всех реализуемых функций и режимов.
  • 21. Понятие и сущность менеджмента. Обобщенные признаки менеджмента
Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки об управлении.

На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент» .

Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т. п.

С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.

Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.

Но, так или иначе, понятие «менеджмент» всегда тесно связано с понятием «рыночная экономика». Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла ставилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.

Поскольку в настоящей работе в основном будут рассматриваться управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), мы будем использовать определение менеджмента следующего содержания.

Менеджмент — это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой