Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нормативно-правовое обеспечение учета и аудита расчетов по заработной плате

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определены в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» от 16.07.99 г. № 996. Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации. Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся… Читать ещё >

Нормативно-правовое обеспечение учета и аудита расчетов по заработной плате (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Трудовое законодательство является важнейшей составной частью системы законодательства Украины, оно состоит из многочисленных нормативных актов различных уровней — как законодательных, так и подзаконных. Регулирование оплаты труда в Украине осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров.

Основным законодательным актом является Конституция Украины [1], на которой базируется все законодательство, в том числе и законодательство о труде. В ст.43−46 Конституции Украины [1] сказано, что каждый имеет право на работу, на отдых, на социальную защиту, на безопасное и здоровые условия работы и на заработную плату, причем не ниже установленного минимума.

Трудовые отношения между работодателем и работниками регулирует Кодекс законов о труде от 24.12.99 г. № 1356-ХІ. Кроме этого регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).

Согласно Конституции Украины, Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины «Об оплате труда» заработная плата — это вознаграждение, начисленное, как правило, в денежном выражении, которое владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу в соответствии с трудовым договором.

Закон Украины «Об оплате труда» от 4 марта 1995 г. № 108/ 95-ВР [8] с учетом изменений и дополнений, определяет экономические, правовые и организационные принципы оплаты труда работников, которые находятся в трудовых отношениях на основании трудового договора с предприятиями, учреждениями всех форм собственности и хозяйствование, и направленный на обеспечение воспроизведенной и стимулирующей функции заработной платы.

Минимальная заработная плата — законодательно установленный размер заработной платы за простую, неквалифицированную работу, ниже которой не может вестись оплата за выполненную работником месячную, почасовую норму работы.

Размер минимальной заработной платы на декабрь 2011 года установлен в сумме 1004,00 грн., с 01.01.2012 по 31.03.2012 — 1073,00 грн. и с 01.04.2012 по 30.06.2012 г. — 1094,00 грн.

Согласно ст. 21 Закона об оплате труда [8] размер заработной платы может быть ниже установленного коллективным договором и минимальной заработной платой в случае не выполнения норм выработки, изготовление бракованной продукции и по другим, предусмотренным действующим законодательством, причинам, которые имели место по вине работника. Социальная государственная гарантия в виде обязательной выплаты минимальной заработной платы не распространяется на гражданско-правовые договора, а также при оплаты работы совместителям на условиях трудового договора.

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления, материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Законом Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.1993 г. № 3356- ХІІ предусмотрено составления коллективного договора.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.

Закон Украины «Об отпусках» [9] с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 10 июля 2003 года № 1114−1V устанавливает государственные гарантии права на отпуска, определяет условия, продолжительность и порядок предоставления их работникам для восстановления трудоспособности, укрепление здоровья, а также для воспитания детей, удовлетворение собственных жизненно важных нужд и интересов, всестороннего развития лица.

Право на отпуска имеют граждане Украины, которые находятся в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежностей, а также работают по трудовому договору у физического лица. Иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают в Украине, имеют право на отпуска наравне с гражданами Украины.

В соответствии со ст. 4 Закона об отпусках [9], ежегодные отпуска подразделяются на основные (ст. 6 Закона об отпусках) и дополнительные. Устанавливаются такие виды отпусков:

1) ежегодные отпуска: основной отпуск; дополнительный отпуск за работу с вредными и трудными условиями работы; дополнительный отпуск за особый характер работы; другие дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством; 2) дополнительные отпуска в связи с обучением; 3) творческий отпуск; 4) социальные отпуска: отпуск по беременности и родам; отпуск для ухода за ребенком к достижению его трехлетнего возраста; дополнительный отпуск работникам, которые имеют детей; 5) отпуска без сохранения заработной платы.

Дополнительные отпуска включают: отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; отпуск за особый характер труда; другие дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством.

Законодательством, коллективным договором, соглашением и трудовым договором могут устанавливаться другие виды отпусков.

Право работника на ежегодный основной отпуск полной продолжительности в первый год работы возникает по истечении шести месяцев непрерывной работы на данном предприятии.

Вместе с этим, работнику может быть предоставлен ежегодный основной отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы. При этом продолжительность ежегодного основного отпуска определяется пропорционально отработанному времени.

Продолжительность ежегодного основного отпуска, предоставляемого работникам за отработанный рабочий год, составляет 24 календарных дня. При этом продолжительность отработанного рабочего года исчисляется со дня заключения трудового договора. Отдельные категории работников имеют право на ежегодный основной отпуск большей продолжительностью.

Ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется пропорционально времени, отработанному на работе, или должности, которая дает право на этот отпуск, и его продолжительность также оговаривается в коллективном договоре.

Лица, виновные в нарушении законодательства об отпусках, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Постановлением Кабинета Министров Украины «Правила исчисления общего трудового стажа для назначения работникам помощи по временной нетрудоспособности» № 1658 от 19.10.98 г. определяются правила исчисления общего трудового стажа для назначения работникам пособия по временной нетрудоспособности. В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности общий трудовой стаж определяется на день ее наступления. Законодательство предусматривает определенные льготы относительно оплаты больничных и декретных отпусков в зависимости от страхового стажа в следующих размерах:

  • а) 100% средней заработной платы (дохода), рассчитанной согласно законодательству: — застрахованным лицам, которые имеют общий страховой стаж 8 и больше лет.
  • б) 100% независимо от страхового стажа — лицам, отнесенным к 1 — 4 категории лиц, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы. Одному из родителей или лицу, их заменяющее и ухаживающее за больным ребенком в возрасте до 14 лет, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. Ветеранам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона Украины;

в) 80% средней заработной платы (дохода) — застрахованным лицам, которые имеют общий страховой стаж от 5 до 8 лет;

г) 60% средней заработной платы (дохода) — застрахованным лицам, которые имеют общий страховой стаж до 5 лет.

Индексация денежных доходов населения осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 06.02.2003 г. № 491-IV и Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078.

Индексацию денежных доходов граждан обязаны проводить все предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и хозяйствования, а также физические лица — предприниматели, использующие труд наемных работников.

Проведение индексации не зависит от своевременности выплаты заработной платы наемным работникам. Индексация денежных доходов населения проводится в случае, если величина индекса потребительских цен превысила порог индексации, который установлен в размере 101%. Доход индексируют в пределах прожиточного минимума, установленного для соответствующих социальных и демографических групп населения. Расчет суммы индексации в виде формулы, буде имеет следующий вид:

И = Д х Iпц: 100, (1.1).

где И — сумма индексации;

Д — индексируемый денежный доход (в пределах прожиточного минимума);

Iпц — индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом в целях проведения индексации.

Индексировать необходимо денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины, не имеющие разового характера. В первую очередь индексируются доходы работника по основному месту работы, а затем доход, полученный им по совместительству. При этом общий индексируемый доход, полученный по основному месту работы и совместительству, не должен превышать размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Для определения средней заработной платы применяется Постановление «Об утверждении Порядка вычисления средней заработной платы» от 8 февраля 1995 года № 100 с изменениями, внесенными согласно Постановлению Кабинета Министров Украины № 348 от 16.05.1995 [22], а именно в следующих случаях: а) предоставление работникам ежегодного отпуска, дополнительных отпусков в связи с обучением, дополнительного отпуска работникам, которые имеют детей, или выплаты им компенсации за неиспользованные отпуска; б) предоставление работникам творческого отпуска; в) выполнение работниками государственных и гражданских долгов в рабочее время; г) переведение работников на другую, более легкую ниже оплачиваемую работу за по состоянию здоровья; д) переведение беременных женщин и женщин, которые имеют детей возрастом до трех лет, на другую, более легкую работу; е) предоставление женщинам дополнительных перерывов для кормления ребенка; ж) выплаты выходного пособия, сохранение средней заработной платы освобожденным работникам на установленный действующим законодательством период их трудоустройства; з) служебных командировок; и) направление работников на обследование в медицинские заведения; к) освобождение работников-доноров от работы; л) привлечение работников к выполнению военных обязанностей; м) временного переведения работников в случае производственной необходимости на другую, ниже оплачиваемую работу; н) обеспечение помощью в связи с временной нетрудоспособностью и помощью по беременности и родам; о) вынужденного прогула; п) других случаях, когда согласно действующему законодательству выплаты ведутся исходя из средней заработной платы.

В соответствии с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 8 июля 2010 года N 2464 — VI [12] с 1 января 2011 года предприятие платит единый социальный взнос (ЄСВ). Размер единого социального взноса (ЄСВ) равняется сумме взносов по всем фондам. Администратором ЄСВ назначается Пенсионный фонд, другие фонды нераспускаются и получают средства от ПФУ в пропорциях установленных Законом.

Данным Законом [12] определена максимальная величина базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное страхование — она равняется пятнадцати размерам прожиточного минимума для работоспособных лиц (максимальный размер дохода застрахованного лица, из которого платится единый социальный взнос составляет с 01.01.2012 г. — 18 241 грн., с 01.04.2012 г. — 18 598 грн.).

Исключительно для перечислений средств на оплату больничных листов свыше 5-ти дней из Фонда социального страхования с 1 января 2011 года работодатель должен открыть специальный текущий счет.

Документально решение о назначении больничных должна принимать комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию, оформляя соответствующий протокол. Оплата больничных листов производится по графику работы предприятия. Работодатель оплачивает только рабочие дни, приходящиеся на период болезни, и не оплачивает выходные, праздничные, нерабочие дни.

При расчете выплат по больничному листу учитывается средний заработок за 6 месяцев. Материальное обеспечение выплачивается застрахованным лицам по их основному месту работы за счет оплаченных ими страховых взносов. С сумм больничных удерживается: подоходный налог, единый социальный взнос (2,0%).

Нормативным документом, который определяет состав затрат по оплате труда, является Инструкция по статистике заработной платы № 5, утвержденная приказом государсвенного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. 24] Согласно Инструкции № 5 фонд оплаты труда составляется из:

фонда основной заработной платы;

фонда дополнительной заработной платы;

других поощрительных и компенсационных выплат.

Основная заработная плата — это вознаграждение за выполненную работу согласно установленным нормам труда (нормы времени, изготовление, обслуживание, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих.

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за работу свыше установленных нормы, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия работы. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.

Другие поощрительные и компенсационные выплаты — это выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положением, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства, или произведенные сверх нормы.

Существуют другие выплаты — не входящие в фонд оплаты труда (их состав приведен в разделе 3 Инструкции № 5).

Налог с дохода физических лиц с 01.04.2011 удерживается в соответствии с Налоговым Кодексом № 2755, — VI от 02.12.2010 г. [5]. В соответствии с п. 164.2 ст. 164 раздела ІV Налогового Кодекса Украины [5] в общий месячный (годового) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракту).

Согласно пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 раздела Кодекса [5] заработная плата — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма.

Расходы на оплату труда включаются в расходы предприятия и влияют на формирование налогооблагаемой прибыли. Дата расходов, которые формируют себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, согласно пункту 138.4 Налогового кодекса, определяется тем отчетным периодом, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг. Условием отнесения к расходам является наличие первичных документов (п. 139.1.9).

В соответствии с п. 167.1 ст. 167 Кодекса [5] ставка налога — 15% базы налогообложения относительно доходов, полученных (кроме случаев, определенных в пунктах 167.2 — 167.4 настоящей статьи), исключительно в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам; выигрыш в государственной и негосударственной денежной лотереи, выигрыш игрока (участника), полученного от организатора азартной игры.

В случае, если общая сумма полученных плательщиком налога в отчетном налоговом месяце доходов, превышает десятикратний размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (в 2012 г. — 10 730 грн.), ставка налога составляет 17% суммы превышения с учетом налога.

Также в подпункте 164.6 ст. 164 Кодекса [5] определенно, что во время начисления доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом платятся за счет заработной платы работника.

Для расчетов с целевыми фондами предприятие применяет следующие нормативные документы:

Закон Украины «Об обязательном пенсионном страховании» от 26.06.1997 № 400/97- ВР[15] - определяет порядок обложения и использования сбора на обязательное пенсионное страхование (Величина ставки ЕСВ, который будет насчитывать работодатель на фонд оплаты труда наемных работников, не единая для всех и зависит от класса профессионального риска производства, к которому относится каждое отдельно предприятие в Фонде несчастных случаев — так классов риска 67, то и размеров соцвзносы столько же, но у каждого свой, начиная с 36,76% (1 класс) и заканчивая 49,7% (67 класс);33,2% на суммы больничных как на первые пять дней, так и на другие дни, уплачиваемые за счет средств Фонда соцстраха; 8,41% на фонд оплаты труда работающих инвалидов).

Закон Украины «Об обязательном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и похоронами» от 18.01.2001 г. № 2240 IП [17] - определяет правовые, организационные и финансовые основы обязательного социального страхования граждан на случай временной потери трудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и необходимостью ухода за ним, в случаи смерти, а так же предоставление услуг санитарно-курортного лечения и оздоровление застрахованным особам и членам их семей.

Закон Украины «Об обязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве» от 23.09.1999 г. № 1105[18] - определяет правовую основу, экономический механизм и организационную структуру общеобязательного социального страхования граждан от несчастного случая на производстве или гибели застрахованных на производстве.

Закон Украины «Об обязательном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III[16] - определяет правовые, финансовые и организационные основы общеобязательного социального страхования на случай безработицы.

Закон Украины «Об охране труда» от 21.11.2002 г. № 229-IV [20] определяет основные положения относительно реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. В законе определены нормы персональной ответственности работодателей за соблюдение требований по охране труда и безопасному ведению работ.

Для ведения учета заработной платы используются различные нормативные документы. Ответственность за организацию учета несет руководитель предприятия.

Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определены в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» от 16.07.99 г. № 996 [7]. Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации. Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его владельца (владельцев) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. Ведение бухгалтерского учета возлагается на главного бухгалтера.

На основе данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер предприятия. Финансовая отчетность предприятия включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам.

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности» от 31.03.1999 г.№ 87 [26] определяет методологические приемы формирования в бухгалтерском учете информации о деятельности предприятия, в т. ч. расходах предприятия по заработной плате и их раскрытие в финансовой отчетности.

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс» от 31.03.1999 года № 87 [27] определяет содержание и форму баланса и общие требования к раскрытию его статей. В разделе 4 пассива баланса предприятия показывают задолженность по невыплаченной заработной плате работникам предприятия, а также в фонды социального страхования и в бюджет (в том числе по налогу на доход с физических лиц).

Положением (стандартом) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах» от 31.03.1999 года № 87 [28] утверждено, что Отчет содержит в разделе 2 элементы операционных расходов, к которым относят расходы на оплату труда и расходы на социальные мероприятия.

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» утверждено Министерством финансов Украины 28.05.99 г. под № 137 [31], определяет порядок исправления ошибок, внесения и раскрытия других изменений в финансовой отчетности.

П (С)БУ 11 «Обязательства», утвержденный приказом Минфина Украины № 87 от 31.03.99 г. [32], определяет порядок отражения информации об обязательствах предприятия, к которым относятся и задолженность по невыплаченной заработной плате работникам. Это Положение применяется с учетом особенностей оценки и раскрытия информации об обязательствах, установленных другими положениями бухгалтерского учета.

Обязательства признаются, если его оценка может быть достоверно определена и есть вероятность уменьшения экономических выгод в будущем в следствии его погашения. Если на дату баланса ранние признанное обязательство не подлежит погашению, то его сумма включается в состав дохода отчетного периода. С целью бухгалтерского учета обязательства делят на: долгосрочные; текущие; непредвиденные; доходы будущих периодов.

Для отражения в составе расходов деятельности предприятия расходы на оплату на оплату труда применяется ПСБУ16 «Расходы», утвержденное Приказом Министерства Финансов Украины от 31.12.1999 № 318[33] с учетом изменений. Расходы по оплате труда отражаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств.

В состав прямых расходов на оплату труда включаются заработная плата и другие выплаты рабочим, занятым в производствепродукции, выполнении работ или предоставлении услуг, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов.

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 26 «Выплаты работникам», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.10.2003 г. № 601 [34], определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о выплатах за работы, выполненные работниками, и ее раскрытия в финансовой отчетности.

Выплаты работникам включают текущие выплаты, выплаты при увольнении, выплаты по окончании трудовой деятельности, выплаты инструментами собственного капитала предприятия, другие долгосрочные выплаты.

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637, определяет порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины предприятиями (предпринимателями), а также отдельные вопросы организации банками работы с наличностью.

Для выплаты зарплаты через кассу на предприятии отводится специально оборудованное помещение — касса, в которую из банка завозится наличность для выплаты зарплаты. Согласно п. 3.4 Положения № 637, заработная плата работникам предприятия из кассы выдается по:

  • 1) расходной ведомости с указанием на титульной странице разрешительной подписи руководителя или главного бухгалтера на выдачу наличности, сроков выдачи наличности и суммы прописью;
  • 2) расходным кассовым ордерам, как правило, только по разовым выплатам (пособия социального характера, депонированная зарплата и т. п.).
  • 3) доверенности — наличность выдается другому лицу, чем указано в ордере или ведомости, по нотариально заверенной доверенности, вместо лица, не имеющего возможности по болезни или по другим уважительным причинам поставить подпись собственноручно.

По окончании установленного срока для выплаты зарплаты — три рабочих дня — она депонируется (сдается в банк как депонированная зарплата).

Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины № 88 от 24.05.95 г. с учетом изменений и дополнений [37], устанавливает порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности юридическими лицами.

Типовые формы первичной учетной документации утверждены Приказом Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» № 489 от 05.12.2008 г. (вступил в силу 01.01.2009 г.)[41].

Сроки хранения определены нормативным документом «Перечень типовых документов» (приказ Главного архивного управления № 41 от 20.07.1998 г.) Этим же приказом установлен порядок отбора документов для уничтожения по истечении сроков хранения.

Для отражения операций по начислению, удержаниям и выплат заработной платы используется План счетов бухгалтерского учета и Инструкция к нему № 291 от 30.11.99 г. с изменениями внесенными в соответствии с Приказом Министерства Финансов Украины внесенными в соответствии с Приказами N 1591 от 09.12.2011 [23,25]. Соответственно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на предприятии составляют собственный план счетов, с учетом особенностей деятельности и получения необходимой информации для управления и отчетности.

Для систематизации учетной информации, полученной на основании обработки первичных документов, предусмотрено использование обобщающих регистров учета Приказом № 356 Министерства финансов Украины утверждены Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета.

В соответствии с Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина Украины от 11.08.1994 г. № 69 с учетом изменений и дополнений [38] именно руководитель несет ответственность за организацию и проведение инвентаризации.

Согласно п. 3 Инструкции [38] по инвентаризации проведение инвентаризации является обязательным в следующих случаях: перед составлением годовой отчетности; при смене ответственных лиц; при установлении фактов злоупотреблений, порчи.

Что касается даты и сроков проведения годовой инвентаризации, то они определяются руководителем предприятия в соответствии с требованиями учетной политики предприятия и с учетом того, что она должна закончится до наступления нового года.

Приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 26 сентября в 2003 г. № 269 утверждены Межотраслевые нормативы работников учета, которые могут использоваться для расчета необходимого количества работников в бухгалтерии, занятих учетом заработной платы и расчетов по оплате труда.

При составлении долностных инструкций руководствуются Справочником квалификационных характеристик профессий работников, утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.12.04 № 336 [39]. В данном справочнике отражены специфические для различных должностей квалификационные характеристики, на основе которых с учетом специфики предприятия работники отдела кадров и руководители подразделений разрабатывают должностные инструкции для каждой должности индивидуально.

Согласно Закону Украины «Об аудиторской деятельности» от 22.04.93 г. № 3125- IX [14] с учетом изменений, аудит — независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Украины, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Основная задача аудита оплаты труда — проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

При проведении аудита используются Международные стандарты аудита (МСА). Международные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании.

В МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности» определены основные принципы (требования) к аудиту, которые должны неукоснительно выполняться при проведении аудита.

Одним из основных методологических принципов проведения аудита является планирование аудиторской проверки, рассматриваемое в МСА 300 «Планирование». Прежде чем принять предложение нового клиента аудитору необходимо собрать информацию, как о внешних, так и о внутренних факторах, влияющих на деятельность предприятия. Этим вопросам посвящен МСА 310 «Знание бизнеса клиента».

Модель аудиторского риска в мировой практике базируется на положении МНА 400 «Оценка риска и внутреннего контроля».

Методологические принципы отбора и оценки аудиторских доказательств рассматриваются в МСА 500 «Аудиторские доказательства», МСА 501 «Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей», МСА 505 «Внешние подтверждения».

Доказательства — это свидетельства, которые констатируют какие-либо факты хозяйственной деятельности и являются не опровергаемыми.

Вопросы, посвященные использованию выборочной проверки в аудите, рассматриваются в МСА 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования».

Возможность оценки эффективности работы внутренних аудиторов и использование результатов их проверок для сокращения объема аудиторских проверочных процедур внешним аудитором предусматривается Международным стандартом аудита МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».

Одним из важнейших условий качественного и квалифицированного проведения аудиторской проверки является ее документальное оформление. Международными стандартами 230 «Документирование» и 700 «Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности» предусмотрено, что аудитор обязан вести документальные записи по вопросам, на которых основывается его мнение по результатам проверки. В МСА 700 «Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности» строго определены типы аудиторских заключений, требования к их содержанию и используемым формулировкам.

Таким образом, стоит отметить следующее — действующее законодательство Украины по учету и оплате труда не полностью соответствует законодательству Европейского Общества. В Украине отсутствуют некоторые важные законы, а некоторые требуют реформирования. На стадии принятия в Верховной Раде пребывает важный законопроект — новый Трудовой кодекс Украины, не принят еще документ относительно выплат заработной платы в первоочередном порядке. На сегодняшний день в системе оплаты труда отсутствует мотивация к роботе.

Государство должно сориентировать, как должна функционировать система оплаты труда. Эта система не должна позволять работодателям злоупотреблять своими правами, но при этом должна стимулировать работников и позволять официально оплачивать на должном уровне работу высококвалифицированных работников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой