История возникновения PR
Словосочетания «паблик рилейшнз», «PR», «Связи с общественностью», ПР для нас являются синонимами. Понятие «паблик рилейшнз», по оценке Э. Бернейза (Edward Bernays, первый из профессионалов в области PR), стало активно использоваться в 30-х гг. XIX в. в значении «действие во благо общества». Весьма показательна деятельность талантливого практика и теоретика PR Айви Ледбеттер Ли (Ivy Ledbetter… Читать ещё >
История возникновения PR (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «паблик рилейшнз» связано с понятием «коммуникация», это форма организации коммуникаций и в самом широком смысле слова паблик рилейшнз — это коммуникация.
Коммуникации и являются предметом изучения паблик рилейшнз.
В переводе с английского «паблик рилейшнз» (Pablic Relation — PR) означает «связи с общественностью».
Словосочетания «паблик рилейшнз», «PR», «Связи с общественностью», ПР для нас являются синонимами. Понятие «паблик рилейшнз», по оценке Э. Бернейза (Edward Bernays, первый из профессионалов в области PR), стало активно использоваться в 30-х гг. XIX в. в значении «действие во благо общества».
По оценке других авторов, это понятие впервые употребил в 1807 г. президент США Томас Джефферсон. В словарях понятие «паблик рилейшнз» встречается с 1913 г. (впервые — во французском словаре «Пети Роббер»).
Несмотря на относительную молодость понятие «паблик рилейшнз» в вышеупомянутом значении, деятельность, связанная с воздействием на общественное мнение людей, существует с глубокой древности.
PR является естественным элементом общественных взаимодействий на протяжении всей истории человечества.
В древних цивилизациях и средневековом обществе уже закладывались предпосылки будущей PR-деятельности. Древнегреческие мыслители много писали о необходимости с вниманием относиться к желаниям публики, что свидетельствует о большом значении, которое они придавали общественному мнению. История PR неразрывно связана с возникновением религии. И христианские, и мусульманские проповедники использовали различные средства для убеждения публики: общественные выступления, лекции, писания. Основными технологиями влияния являлись риторика, символика, лозунги. Инструментарий воздействия на общественное мнение широко применялся при подготовке к войнам, лоббировании политических кругов, распространение религиозных верований, продвижении товаров на рынок, сборе средств, популяризации идей и личностей.
Паблик рилейшнз как относительно самостоятельный вид профессиональной деятельности появился в XIX в. в США. Этому способствовали социально-экономические и политические предпосылки, сложившиеся в Америке в тот период.
Один из первых примеров профессиональной деятельности по связям с общественностью был связан с президентом США Э. Джексоном (конец 20-х — начало 30-х гг. XIX в.), который не обладал достаточной подготовкой в сфере политических отношений. В силу этого он вынужден был прибегнуть к услугам своего помощника Амоса Кендалла (Amos Kendall), который по сути дела стал первым неофициальным пресс-секретарем президента.
Американский ученый Р. Смит в своей книге «История связей с общественностью» выделяет 4 основных этапа в становлении связей с общественностью.
Первый этап — «Эра манипулирования» — приходится на начало XIX в. Основной задачей была интенсификация различных политических институтов. Данный период отличался, прежде всего, односторонней коммуникацией.
Особым талантом пресс-посредника в этот период времени обладал руководитель передвижного цирка Ф. Т. Барнум (Phineas Taylor Barnum). Стратегия его PR-акций основывалась на «одурачивании публики».
Второй этап, начавшийся в начале XX в., получил название «Эра информирования». Именно в это время на внутренней арене США появляется группа журналистов, получивших название «разгребателей грязи».
Они выискивали факты и предавали их широкой общественной огласке.
Весьма показательна деятельность талантливого практика и теоретика PR Айви Ледбеттер Ли (Ivy Ledbetter Lee). Айви Ли резко выступал против философии Ф. Т. Барнаума. Он считал, что главным принципом в PR должен быть принцип открытой, честной и полной информации.
В 1906 г. он опубликовал свои взгляды на этот важный вопрос под названием «Декларация принципов». Айви Ли считается основателем PR.
Третий этап — «Эра убеждения» — датируется серединой XX в.
В 1923 г. появляется книга Э. Бернейза (Edward Bernays) «Кристаллизуя общественное общение» (Cristalling Public Opinion). В ней он говорит о концепции связей с общественностью. Коммуникационный процесс перестает быть односторонним, налаживается диалог. Связи с общественностью начинают рассматриваться как наука и искусство управления, появляются первые профессиональные объединения. Он указал на необходимость разделения функций PR — консультанта и функций пресс-агентства. Его позиция подкреплялась необходимостью отслеживания оценки общественного мнения как независимого от паблисити.
Четвертый этап — конец XX в. Коммуникационный процесс — двусторонний. Возрастает количество используемых каналов. В каждой серьезной компании присутствует отдел по связям с общественностью. Происходит процесс институционализации профессии специалиста по PR. Начинается подготовка специалистов в этой области.
В России становление связей с общественностью как вида профессиональной деятельности происходит в начале 90-х гг. XX в. До этого времени функции связей с общественностью выполняли специальные подразделения государственно-партийных структур. За это время в России был накоплен опыт в этой сфере. Впервые периодизация истории PR в России была предпринята В. В. Моисеевой и М. А. Шишкиной.
Первый этап (1988;1991) — доинституциональный, этап зарождения рынка PR.
Второй этап (1991;1994) — этап первичной институционализации, роста и становления рынка PR.
Третий этап (с 1994) — этап вторичной институционализации, этап качественного скачка в развитии PR.
В настоящее время подготовку специалистов по связям с общественностью осуществляют более 100 вузов страны. В 2000 г. Министерством образования РФ был введен новый государственный образовательный стандарт по данной специальности. В 2003 г. было издано постановление Минтруда России о внесении квалификационных характеристик различных должностей PR-специалистов в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.