Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Полная вероятность и формула Байеса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, если студент — отличник, то с вероятностью единица он получает отличную или хорошую оценку, а вероятность, что именно такой студент будет выбран равна 4/25. Если студент успевает хорошо, то с вероятностью 9/10 он получает хорошую или отличную оценку, а вероятность, что он будет выбран наугад составляет 13/25. Наконец, выбираемый с вероятностью 8/25 слабый студент получает хорошую оценку… Читать ещё >

Полная вероятность и формула Байеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежде, чем привести формальный вывод формулы полной вероятности, рассмотрим две задачи, ставшие почти «классическими» .

Слепой старец без поводыря вышел из пункта, А в пункт В (рис.7). Какова вероятность того, что он достигнет конечного пункта? Так как предполагается, что старец случайным образом выходит на ту или иную дорогу, то вероятность попасть в каждый из промежуточных пунктов С, Д, Е одинакова и равна 1/3. Однако из этих пунктов он попадет в конечный пункт В уже с разными вероятностями. Для пункта С эта вероятность — 1/3, т.к. из него ведут три дороги, для Д — вероятность равна ½, для Е — 1. Таким образом, общая вероятность для слепого старца попасть из пункта, А в пункт В (именно эта вероятность и есть полная вероятность) равна.

=.

Полная вероятность и формула Байеса.

Другая задача. В группе студентов-старшекурсников 4 отличника, 13 хорошо успевающих и 8 слабых студентов. Результаты предшествующих экзаменационных сессий показали, что отличники на экзаменах получают только отличные оценки (потому они и отличники); «хорошисты», как правило, в девяти случаях из десяти получают отличные или хорошие оценки; наконец, слабые студенты в одном случае из пяти получают хорошие оценки, а в оставшихся четырех с равной вероятностью получают удовлетворительные и неудовлетворительные оценки.

Для сдачи экзамена наугад выбирается один студент. Найти вероятность события А, что студент получит хорошую или отличную оценку.

Итак, если студент — отличник, то с вероятностью единица он получает отличную или хорошую оценку, а вероятность, что именно такой студент будет выбран равна 4/25. Если студент успевает хорошо, то с вероятностью 9/10 он получает хорошую или отличную оценку, а вероятность, что он будет выбран наугад составляет 13/25. Наконец, выбираемый с вероятностью 8/25 слабый студент получает хорошую оценку с вероятностью 1/5. Так как выбор экзаменующегося студента осуществляется случайно и независимо, то.

p (A)=.

Полная вероятность и формула Байеса.

Теперь после получения интуитивно понятных результатов, формальным образом введем понятие полной вероятности.

Пусть мы имеем полную группу попарно несовместных событий. Это означает, что.

Полная вероятность и формула Байеса.

.

Если теперь событие, А реализуется вместе с одним из событий, то.

Полная вероятность и формула Байеса.

. (21).

Это и есть формула полной вероятности, используемая при решении широкого круга задач.

Те же условия, что и для формулы полной вероятности, были использованы для формулирования так называемой теоремы гипотез или формулы Байеса. (Сразу отметим, что сам Томас Байес — английский математик XVIII века — формулу эту не выводил. Она названа так в знак признания его работ по теории вероятностей.).

Итак, до проведения экспериментов или наблюдений есть какие-то гипотезы, выражаемые численно в виде вероятностей некоторых событий. После проведения экспериментов, как правило, приходится проводить переоценку первоначальных гипотез и для этого необходимо иметь соответствующую формулу, чтобы указанную процедуру проводить строго однозначно.

Пусть попарно несовместные события образуют полную группу событий, т. е.

Полная вероятность и формула Байеса.

Рассмотрим некоторое событие, А в том же пространстве элементарных событий, что и .

Определение. Вероятность осуществления события (гипотезы), вычисленная безотносительно к событию А, называется априорной вероятностью.

Определение. Условная вероятность выполнения события (гипотезы), вычисленная в предположении, что событие, А осуществилось, называется апостериорной вероятностью.

Так как события попарно несовместны и образуют полную группу, то.

.

Используя результат теоремы об умножении вероятностей (формула 17), имеем.

Полная вероятность и формула Байеса.

. (22).

Вычислим теперь условную вероятность события, если известно, что событие, А реализовалось. По формуле условной вероятности (13) имеем.

(23).

(23).

Это и есть формула Байеса, которую иногда называют формулой переоценки гипотез в тех случаях, когда события рассматривают как гипотезы.

Рассмотрим два примера использования этой формулы.

Пусть при сдаче экзамена положительная оценка ставится с вероятностью 0,95, если студент подготовлен достаточно хорошо, и с вероятностью 0,05, если он не подготовлен. Другими словами, событие заключается в том, что студент подготовлен к экзамену удовлетворительно, — «подготовлен неудовлетворительно», A — «положительная оценка», т. е. и = 0,05. Таким образом, в 5% случаев неподготовленный студент будет получать положительную отметку и в 5% случаев подготовленный студент будет получать неудовлетворительную оценку. Пусть теперь имеется поток, в котором доля студентов хорошо подготовленных составляет 0,8, и соответственно, доля неподготовленных — 0,2. Возникает вопрос, как на основании априорной информации определить вероятность того, что получивший хорошую оценку студент действительно был хорошо подготовлен.

По формуле Байеса имеем.

Полная вероятность и формула Байеса.

Таким образом, если пользоваться априорными условными вероятностями, то можно ожидать, что неправильная оценка знаний на экзамене будет почти исключена: в длинной серии экзаменов не более двух человек из ста, будучи плохо подготовленными, смогут получить хорошую оценку.

Условия следующей задачи имеют отношения к проблеме медицинской диагностики, хотя точно такой же подход может быть использован для решения аналогичных диагностических задач в любой области науки и техники.

Итак, предполагается, что диагностический тест ракового заболевания дает положительную реакцию с вероятностью 0,95, если у обследуемого действительно есть рак, и с вероятностью 0,05, если у обследуемого этого заболевания нет. Запишем это более формально: событие — «обследуемый болен раком», событие — «обследуемый не болен раком», A — «положительная реакция», Следовательно, при использовании этого теста не более 5% действительно больных будут отнесены к здоровым и не более 5% здоровых ошибочно будут причислены к больным. Пусть теперь с использованием этого теста обследуется группа, в которой каждый индивидуум имеет вероятность быть больным равную 0,001, т. е. и = 0,999. Зададимся вопросом, какова вероятность того, что индивидуум из этой группы, имеющий положительную реакцию на тест, в действительности болен раком?

Используя формулу Байеса, имеем.

Полная вероятность и формула Байеса.

Таким образом, из обследуемых в этой группе и имеющих положительную реакцию на тест меньше 2% в действительности больны раком.

В заключение этой главы рассмотрим пример, связанный с вероятностными расчетами для ситуации, которая могла бы возникнуть реально.

Попытки использовать вероятностные методы для моделирования ситуаций, возникающих на практике, наталкиваются на специфические трудности. Во-первых, ни одна реальная задача не связана с таким математическим понятием как множество элементарных событий, которое определяет результат решения. Поэтому прежде, чем приступить к решению задачи вероятностными методами, необходимо сформулировать ее в соответствующих понятиях. Собственно к этому и сводится построение математической модели реальной ситуации. Существует много способов построения моделей, и их адекватность может быть проверена или эмпирическим путем или, что бывает значительно чаще, базироваться на интуитивном представлении о соответствии модели реальному механизму изучаемого явления. При этом следует отдавать себе отчет в том, что полученное решение соответствует использованной нами модели, но совсем не обязательно будет соответствовать реальной ситуации, для которой эта модель построена. И только в том случае, если формальные или интуитивные представления, положенные в основу модели адекватны исследуемому процессу или явлению, следует ожидать удовлетворительного совпадения «выходов» модели и «выходов» реальной системы.

Вторая трудность при решении практически важных задач состоит в том, что реальные проблемы чрезвычайно сложны и попытки их адекватного отражения в математической модели приводят зачастую к непреодолимым математическим сложностям, так что приходится пересматривать модель, жертвуя ее адекватности ради возможности получить решение за приемлемое время и с приемлемыми затратами сил и средств.

Эти соображения следует иметь в виду, оценивая приводимые в этом и других разделах задачи, имеющие отношение к реальности.

Пусть мы проверяем новый измерительный комплекс для проведения физико-химического анализа проб почв, состоящий из двух узлов: измерительного (первого) и регистрирующего (второго). Вероятности безотказной работы за время t (надежность работы) известны из паспортных данных фирмы-изготовителя и равны соответственно Узлы отказывают независимо друг от друга. По истечении времени t выяснилось, что прибор неисправен. Возможны три предположения (гипотезы):

={неисправен только первый узел};

={неисправен только второй узел};

={неисправны оба узла}.

Вообще-то, до начала испытаний существовала еще одна гипотеза ={исправны оба узла}, но так как прибор все-таки отказал, то эта гипотеза исключается.

Для локализации неисправности прибор тестируется с помощью трех независимых тестов: в результате чего оказывается, что первые два теста дали положительный результат, а третий — отрицательный, т. е. реализовалось событие B={+±}, где плюсом обозначены положительные результаты тестов, а минусом — отрицательный результат. Известны также условные вероятности положительного результата тестов при гипотезах. Эти вероятности обозначаются как, где i — номер теста, j-номер гипотезы. Имеем:

.

Необходимо определить наиболее вероятное из возможных состояний прибора.

Прежде всего, необходимо оценить априорные вероятности каждой из трех гипотез, используя известные вероятности безотказной работы каждого из узлов. Обозначая через вероятность неисправности i-го узла, имеем:

Полная вероятность и формула Байеса.

Эти значения получены с учетом условия, что узлы прибора отказывают независимо друг от друга.

Так как, в конечном счете, прибор отказал, то будем считать, что реализовалось некоторое событие.

.

вероятность которого.

Полная вероятность и формула Байеса.

Тогда в соответствии с формулой Байеса.

Полная вероятность и формула Байеса.

апостериорные вероятности гипотез будут равны соответственно.

На следующем этапе для учета результатов тестирования эти вероятности могут использоваться уже как априорные, и с их использованием необходимо вычислить условные вероятности события B при тех же гипотезах. Имеем.

Полная вероятность и формула Байеса.

И в этом случае при расчетах использовано условие о том, что результаты тестирования независимы.

Вторично применяя формулу Байеса получим:

Полная вероятность и формула Байеса.

Из этих результатов следует, что наиболее вероятное состояние прибора соответствует второй гипотезе — «отказал только второй узел». В этом случае целесообразно начинать ремонтные работы именно со второго узла, так как вероятность выхода из строя именно этого узла более чем в два раза превышает вероятность выхода из строя первого.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой