Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учет поступления материалов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На субсчете 10−11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитывается поступление и наличие специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). По кредиту субсчета 10−11 «Специальная оснастка и специальная одежда… Читать ещё >

Учет поступления материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учет поступления материалов может осуществляться по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам. Принятый организацией способ учета материалов закрепляется в ее учетной политике.

Если организация небольшая и нерегулярно осуществляет приобретение материалов, то более целесообразно применять способ учета материалов по фактической себестоимости их приобретения.

Для синтетического учета наличия и движения материалов при их учете по фактической себестоимости приобретения (заготовления) используется счет 10 «Материалы».

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:

  • 10−1 «Сырье и материалы»;
  • 10−2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
  • 10−3 «Топливо»;
  • 10−4 «Тара и тарные материалы»;
  • 10−5 «Запасные части»;
  • 10−6 «Прочие материалы»;
  • 10−7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
  • 10−8 «Строительные материалы»;
  • 10−9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
  • 10−10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
  • 10−11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и др.

На субсчете 10−1 «Сырье и материалы» учитывается наличие и движение:

сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении;

вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу;

сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т. п.

На субсчете 10−2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции.

На субсчете 10−3 «Топливо» учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления.

На субсчете 10−4 «Тара и тарные материалы» учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта.

На субсчете 10−5 «Запасные части» учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств.

На субсчете 10−6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т. п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье).

На субсчете 10−7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.

Субсчет 10−8 «Строительные материалы» используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции, детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства.

На субсчете 10−9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Субсчет 10−10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» предназначен для учета поступления, наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения.

На субсчете 10−11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитывается поступление и наличие специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). По кредиту субсчета 10−11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» отражается погашение (перенос) стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, а списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета учета прочих доходов и расходов.

Принятие материалов к бухгалтерскому учету отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. п. Применение того или иного корреспондирующего счета зависит от того, откуда поступили материалы, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили — до или после получения расчетных документов поставщика.

Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад).

Аналитический учет по счету 10 «Материалы» ведется по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т. д.).

В случае, когда затраты по приобретению материалов являются регулярными на протяжении длительного периода времени или материалы приобретаются по импортным контрактам, когда фактическая себестоимость материалов складывается из нескольких видов периодически осуществляемых затрат, целесообразно применять учетные цены, позволяющие учитывать все факторы, оказывающие влияние на формирование фактической себестоимости приобретаемых материалов.

При использовании учетных цен поступление материалов отражается с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В данном случае на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. п.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Разница между стоимостью материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения материалов отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Накопленные на этом счете разницы в стоимости материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списываются (сторнируются — при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу).

Организации, применяющие в учете счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», остаток по этому счету отдельно в активе баланса не показывают, а присоединяют его без корреспонденции на счетах бухгалтерского учета к стоимости материалов с отражением по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» бухгалтерского баланса.

При поступлении материалов в организацию важную роль играет учет транспортно-заготовительных расходов.

Транспортно-заготовительные расходы (далее — ТЗР) организации принимаются к учету путем:

отнесения их на счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика;

отнесения на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный капитал, внесенный в форме материалов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Транспортно-заготовительные расходы или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию со счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.).

Списание отклонений в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.

Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

Материалы, принятые организацией на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Давальческие материалы учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Аналитический учет давальческих материалов ведется по заказчикам, наименованиям, количеству и стоимости, а также по местам хранения и переработки (выполнения работ, изготовления продукции).

Организация, передавшая свои материалы другой организации для переработки как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывает, а продолжает учитывать на отдельном субсчете 10−7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».

Рассмотрим операции по поступлению материалов, приобретенных за плату у поставщика, без использования счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае материалы принимаются к учету по фактической себестоимости, что отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Пример 1.

Организация приобрела за плату у поставщика материалы на сумму 35 400 руб., в том числе НДС — 5400 руб. Затраты по доставке материалов на склад организации составили 2360 руб., в том числе НДС — 360 руб. Материалы предназначены для использования в производстве.

Все первичные учетные и расчетные документы оформлены правильно Сумма НДС выделена в документах отдельной строкой. Задолженность перед поставщиком по поступившим материалам погашена.

Бухгалтерские записи в данном случае будут иметь следующий вид:

Дебет 10−1 «Сырье и материалы».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

— 30 000 руб. — отражена стоимость материалов без НДС;

Дебет 19−3 «НДС по приобретенным МПЗ».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

— 5400 руб. — отражена сумма НДС по приобретенным материалам;

Дебет 10−1 «Сырье и материалы».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

— 2000 руб. — отражена стоимость услуг по доставке материалов без НДС;

Дебет 19−5 «НДС по услугам».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

— 360 руб. — отражена сумма НДС по услугам по доставке материалов;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит 51 «Расчетные счета».

— 35 400 руб. — отражена оплата поставщику за поставленные материалы;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит 51 «Расчетные счета».

— 2360 руб. — отражена оплата транспортных услуг по доставке материалов;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям».

— 5760 руб. — предъявлены к вычету суммы НДС по материалам и транспортным услугам;

Дебет 20 «Основное производство».

Кредит 10−1 «Сырье и материалы».

— 32 000 руб. — отражено списание материалов в производство.

Сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой в счетах-фактурах, получаемых от поставщиков. Вычеты сумм НДС производятся в полном объеме после принятия на учет материалов при условии, что они предназначены для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.

Теперь рассмотрим операции, отражающие поступление приобретенных за плату материалов, с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Поступление материалов отражается записью по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Пример 2.

При соблюдении условий примера 5.1 операции по приобретению материалов и принятию их на учет оформляются следующими проводками:

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

— 30 000 руб. — отражена стоимость материалов без НДС;

Дебет 19−3 «НДС по приобретенным МПЗ».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

— 5400 руб. — отражена сумма НДС по приобретенным материалам;

Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

— 2000 руб. — отражена стоимость услуг по доставке материалов без НДС;

Дебет 19−5 «НДС по услугам».

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

— 360 руб. — отражена сумма НДС по услугам по доставке материалов;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит 51 «Расчетные счета».

— 35 400 руб. — отражена оплата поставщику за поставленные материалы;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит 51 «Расчетные счета».

— 2360 руб. — отражена оплата транспортных услуг по доставке материалов;

Дебет 10−1 «Сырье и материалы».

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

— 32 000 руб. — материалы оприходованы по учетным ценам;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям».

— 5760 руб. — предъявлены к вычету суммы НДС по материалам и транспортным услугам;

Дебет 20 «Основное производство».

Кредит 10−1 «Сырье и материалы».

— 32 000 руб. — отражено списание материалов в производство.

При несовпадении фактической себестоимости материалов и их учетной цены образовавшиеся на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отклонения списываются следующим образом:

Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

— отражена сумма отклонений фактической себестоимости приобретения материалов от учетной цены (стоимость материалов по учетным ценам ниже их фактической себестоимости);

Дебет 20 «Основное производство».

Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

— списана в производство сумма выявленных отклонений;

или Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

— отражена сумма отклонений фактической себестоимости приобретения материалов от учетной цены (стоимость материалов по учетным ценам выше их фактической себестоимости);

Дебет 20 «Основное производство».

Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

— сторнирована сумма выявленных отклонений.

Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством.

Учет и формирование фактических затрат на производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

То есть себестоимость изготовления материалов самой организацией определяется точно так же, как и себестоимость изготавливаемой этой организацией продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), и включает в себя не только прямые, но и косвенные расходы (стоимость исходных материалов, заработная плата рабочих и прочие прямые затраты, а также накладные расходы — общепроизводственные и общехозяйственные).

Для учета затрат на создание материалов и формирования их фактической себестоимости используются счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др. Применение того или иного корреспондирующего счета зависит от того, из какого производства поступают изготовленные материалы.

При принятии изготовленных материалов к бухгалтерскому учету фактические расходы, учтенные на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др., относятся на дебет счета 10 «Материалы». Суммы НДС по израсходованным материалам, выполненным работам и оказанным услугам, стоимость которых списывается на изготовление материалов, подлежат вычету в обычном порядке.

Пример 3.

Организация изготавливает материалы во вспомогательном производстве.

Затраты вспомогательного производства при изготовлении материалов составили:

  • — амортизация объектов основных средств вспомогательного производства, используемых для изготовления материалов — 400 руб.,
  • — заработная плата работников, занятых изготовлением материалов — 3000 руб.;
  • — единый социальный налог от суммы оплаты труда — 780 руб.

В бухгалтерском учете операции по изготовлению материалов силами организации отражаются следующими проводками:

Дебет 23 «Вспомогательные производства».

Кредит 02 «Амортизация основных средств».

— 400 руб. — начислена амортизация основных средств, использованных для изготовления материалов;

Дебет 23 «Вспомогательные производства».

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

— 3000 руб. — начислена заработная плата работникам вспомогательного производства;

Дебет 23 «Вспомогательные производства».

Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

— 780 руб. — начислен единый социальный налог на заработную плату работников вспомогательного производства;

Дебет 10−1 «Сырье и материалы».

Кредит 23 «Вспомогательные производства».

— 4180 руб. — приняты к учету материалы, изготовленные во вспомогательном производстве.

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75−1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

Стоимость материалов, полученных в счет вклада в уставный капитал организации, не подлежит обложению налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.

Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов.

Безвозмездно полученные материалы учитываются по кредиту субсчета 98−2 «Безвозмездные поступления» счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы».

Суммы по безвозмездно полученным материалам, учтенные на счете 98−2 «Безвозмездные поступления», списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91−1 «Прочие доходы» по мере списания материалов на счета учета затрат на производство, продажу.

Активы (в том числе материалы), полученные организацией безвозмездно, относятся к внереализационным доходам и подлежат обложению налогом на прибыль.

Передача права собственности на материалы на безвозмездной основе признается их реализацией и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Плательщиком НДС является сторона, передающая материалы. НДС исчисляется со стоимости материалов, определяемой по рыночным ценам. Передающая сторона должна составить счет-фактуру установленной формы. Счет-фактура при безвозмездной передаче материалов должен быть выписан на их рыночную стоимость.

Организация-получатель материалов не возмещает из бюджета указанную в счете-фактуре сумму НДС, а учитывает этот НДС в стоимости безвозмездно полученных материалов.

Несмотря на то, что стоимость безвозмездно полученных материалов не отражается в момент их получения в составе внереализационных доходов, организация должна увеличить размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на всю рыночную стоимость безвозмездно полученных материалов.

Иными словами, для налогового учета стоимость безвозмездно полученного имущества подлежит учету полностью в составе внереализационных доходов в том периоде, в котором оно фактически было получено организацией, а не по мере списания на счета учета затрат на производство.

Материалы, остающиеся в результате ликвидации основных средств и иного имущества и пригодные к дальнейшему использованию, принимаются к учету по рыночной стоимости на дату списания имущества. Соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. В бухгалтерском учете материалы, полученные при списании объектов основных средств, отражаются по дебету субсчета 10−1 «Сырье и материалы» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91−1 «Прочие доходы». Материалы, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части (металлолом, утильсырье), отражаются по дебету субсчета 10−6 «Прочие материалы».

Материалы, остающиеся в результате ликвидации основных средств и иного имущества, считаются доходом организации, и их рыночная стоимость подлежит обложению налогом на прибыль.

Недостачи и порча материалов, выявленные при их приемке, учитываются в следующем порядке:

1) сумма недостач и порчи материалов в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и НДС, относящиеся к ним, не учитываются.

Когда покупателем при приемке материалов, поступивших от поставщиков, выявляется недостача или порча, то сумму недостачи в пределах предусмотренных в договоре величин покупатель относит при оприходовании материалов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной реализации. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от их порчи;

2) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.

В фактическую себестоимость включаются:

стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без НДС). Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;

сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без НДС);

сумма НДС, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.

Сумма недостачи и порчи материалов сверх предусмотренных в договоре величин, предъявленная в виде претензии поставщикам или транспортной организации, относится в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76−2 «Расчеты по претензиям») с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышения цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.

Аналитический учет по субсчету 76−2 «Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям. Как правило, суммы, поступившие по ранее предъявленным претензиям, отражаются по кредиту субсчета 76−2 «Расчеты по претензиям» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета».

Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, другого завышения сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.

Возможны случаи, когда отсутствуют основания для предъявления претензии и/или иска или суд отказал во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций. В этих случаях сумма, ранее отнесенная в дебет субсчета 76−2 «Расчеты по претензиям», списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В последующем суммы недостач, учтенные на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», списываются в следующем порядке:

недостача материалов и их порча списывается со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в пределах норм естественной убыли на счета учета затрат на производство и/или расходов на продажу;

сверх норм — за счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи материалов и их порчи списываются на финансовые результаты организации (счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

Фактический расход материалов при их отпуске на производство и иные хозяйственные цели отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или другими соответствующими счетами.

В бухгалтерском учете операции по отпуску материалов на производство продукции и на другие хозяйственные цели отражаются проводками, представленными в табл. 3.

Таблица 3. Бухгалтерские записи при отпуске материалов.

№ п.п.

Содержание хозяйственных операций.

Корреспондирующие счета.

Дебет.

Кредит.

Списаны материалы на изготовление продукции основного производства.

Списаны материалы на изготовление продукции вспомогательных производств.

Списаны материалы на общепроизводственные нужды.

Списаны материалы на общехозяйственные нужды.

Списаны материалы, использованные при устранении брака в производстве.

Списаны материалы на нужды обслуживающих производств и хозяйств.

Списаны материалы на осуществление операций, связанных с реализацией продукции (например, с транспортировкой).

Отпуск материалов в производство осуществляется в пределах лимитов, разрабатываемых организацией с учетом особенностей технологического процесса и отраслевых норм расхода материалов.

Для правильного учета фактических затрат материалов в процессе производства продукции должен быть налажен надлежащий учет за расходованием материалов и соблюдением установленных норм.

На фактически израсходованные материалы подразделение-получатель материалов должно составлять акт расхода материалов.

Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливается организацией.

Для выявления отклонений от норм расхода материалов (экономия или перерасход) применяются следующие методы:

метод документирования отклонений;

метод учета партионного раскроя материалов;

инвентарный метод.

Организацией могут разрабатываться и применяться другие методы выявления отклонений от норм, учитывающие особенности технологии производства продукции (работ, услуг).

Отклонения от норм расхода материалов методом документирования определяются на основании отдельных первичных документов, где отражается отпуск материалов сверх норм.

Метод учета партионного раскроя применяется для выявления отклонений от норм по каждой партии раскраиваемого материала.

Отклонения (экономия или перерасход) определяются путем сравнения фактического расхода материалов с установленными нормами расхода.

При инвентарном методе отклонения от норм выявляются по каждому виду и номенклатурному номеру материалов по отдельным участкам и по подразделению организации в целом.

При этом методе на начало и конец месяца (проверяемого периода) производится инвентаризация остатков не израсходованных в производстве материалов, находящихся на рабочих местах (участках, бригадах).

Фактический расход материалов определяется путем составления отчета о расходовании материалов за каждый месяц, в котором показываются:

остатки материалов на начало и конец отчетного месяца;

сколько получено и возвращено материалов за отчетный месяц;

сколько фактически израсходовано материалов, количество денной продукции или объемы выполненных работ;

расход материалов по нормам, экономия и перерасход.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой