Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
Регламентация деятельности сотрудников предприятия. Предполагает создание двух документов: корпоративных правил — декларацию принципов взаимоотношений предприятия и сотрудника, подробное описание всех возможных ситуаций. Среди методов создания новых ценностей следует выделить использование лозунгов, мифов, символов, историй и легенд, определение задач менеджмента, обеспечение информационных… Читать ещё >
Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На формирование корпоративной культуры влияют факторы:
- 1) Внешней адаптации;
- 2) Внутренней интеграции.
К факторам внешней адаптации относятся следующие:
- 1) Миссия и стратегия;
- 2) Цели (установление и внутреннее принятие их работниками);
- 3) Средства (ресурсы, используемые для достижения целей);
- 4) Контроль (установление индивидуальных и групповых форм);
- 5) Корректировка поведения (система поощрения и наказания).
Среди факторов внутренней интеграции необходимо отметить следующие:
- 1) Общий язык и концептуальные категории (выбор методов коммуникации; определение значения используемого языка и концепций);
- 2) Границы организации и критерии вхождения и выхода из нее;
- 3) Власть и статус;
- 4) Личностные отношения (формальные и неформальные);
- 5) Награждения и наказания (определение базовых);
- 6) Идеология и религия;
В итоге, на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации. [12].
Основные методы формирования корпоративной культуры
Условия создание эффективной корпоративной культуры:
- 1) существует четкое видение направления движения организации;
- 2) приверженность высшего руководства новым ценностям;
- 3) руководители всеми своими поступками и поведением символизируют происходящие в корпоративной культуре перемены;
- 4) поддержание перемен всеми системами в организации;
- 5) создается команда единомышленников. [3]
Изменения корпоративной культуры, как и любой другого аспекта деятельности предприятия, происходят при выполнении условия:
И=(Т*V*1Ш)>C.И., где И — изменение.
T — уровень тревоги.
Vvision, представление о целях, о перспективах и действительности.
1Ш — представление о первом шаге.
C.И. — сопротивление изменениям [3].
Для того, чтобы создать определенную корпоративную культуру, необходимо ОИСУ: «Отбирать — Информировать — Стимулировать — Управлять». [16].
Формирование корпоративной культуры распадается на следующие четыре этапа:
- 1) определение миссии организации, базовых ценностей;
- 2) формулирование стандартов поведения членов организации;
- 3) формирование традиций организации;
- 4) разработка символики. [2]
При этом используются следующие базовые методы:
Определение существующих элементов корпоративной культуры предприятия;
Разделение существующие элементов корпоративной культуры на положительные и отрицательные;
Определение желаемые элементы корпоративной культуры предприятия;
Развитие и поддержание существующих положительных элементов корпоративной культуры, устранение существующих отрицательных и принятие мер по формированию новых желаемых элементов корпоративной культуры. [3].
Среди методов формирования желаемых элементов корпоративной культуры следует отметить следующие:
- 1) Декларируемые менеджментом лозунги;
- 2) Ролевое моделирование, выражающееся в ежедневном поведении менеджеров, их отношении и общении с подчиненными.
- 3) Внешние символы.
- 4) Истории, легенды, мифы и обряды.
- 5) Что (какие задачи, функции, показатели и т. д.) является предметом постоянного внимания менеджмента.
- 4) Поведение высшего руководства в кризисных ситуациях.
- 5) Кадровая политика организации. Это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствии с долговременной стратегией фирмы. [21]
- 6) Обеспечение прямых и обратных информационных потоков. Руководитель должен информировать сотрудников о задачах предприятия, функциях персонала, проводимых мероприятиях и т. д.
- 7) Регламентация деятельности сотрудников предприятия. Предполагает создание двух документов: корпоративных правил — декларацию принципов взаимоотношений предприятия и сотрудника, подробное описание всех возможных ситуаций. [7]
В рамках корпоративной культуры некоторых предприятий, преимущественно малых, четкая регламентация действий сотрудников отсутствует. Более того, в настоящее время наибольшей конкурентоспособностью отличаются самообучающиеся организации. Б. Брейем выделяет следующие признаки самообучающейся организации:
- 1. Обучение — постоянный процесс;
- 2. Сотрудничество — фундамент отношений;
- 3. Обучение работников совершенствует организацию в целом;
- 4. Обучающаяся структура обладает свойством воссоздаваться;
- 5. Организация развивается благодаря собственному опыту;
- 6. Мотивация к обучению свойственна каждому работнику. [18]
- 8) Применение методов мотивации, включающих экономические (размер зарплаты, надбавок и компенсаций), административные (перевод на другую работу, увольнение) и психологические (одобрении, похвала). [18]
Среди работников, согласно мотивационным теориям, можно выделить следующие типы:
«Трудоголики» — работники, ценящие содержание работы, возможность проявить себя и доказать свою состоятельность;
«Экономически активные работники» — сотрудники, рассматривающие работу как источник заработка и прочих благ;
«Экономически пассивный» — работник, повышающий производительность труда вследствие моральных и идеалогических соображений. Раегирует только на моральное стимулирование;
«Люмпенизированный работник» — обладает слабой мотивацией к эффективной работе, имеет низкую квалификацию. [18].
8) Регулирование конфликтов, возникающих в коллективе посредством педагогических (беседы с конфликтующими сторонами) или административных методов (применяются в случае неэффективности педагогических методов). [10].
Одним из способов преодоления конфликта является забастовка, проведение которой устанавливается статьей 409 Трудового кодекса РФ. [19].
Всегда следует помнить, что культуру нельзя изменить указами и декретами, а можно лишь предоставить людям новые возможности. Альтернатива должна быть так же привлекательна, у нее должны быть свои идеологи и адепты. Так возникнут новые ценности. Главное — чтобы они не были оторваны от задач компании. [23].
Среди методов создания новых ценностей следует выделить использование лозунгов, мифов, символов, историй и легенд, определение задач менеджмента, обеспечение информационных потоков, активная кадровая политика.