Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы проблемы развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Столь определённое подчёркивание эмоциональных моментов в музыкальной терминологии, касающейся ладовых явлений, не случайно. Хотя все стороны музыкального слуха связаны с переживанием и эмоциональной оценкой звучаний, в ладовом чувстве это особенно заметно. Отсюда мы можем сделать важный методический вывод: освоение ладовых структур, оперирование ими должны опираться на эмоциональные переживания… Читать ещё >

Теоретические основы проблемы развития мелодического слуха у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «мелодический слух» в психолого-педагогической литературе

Музыкальный слух, по мнению Г. М. Цыпина, имеет множество качественных проявлений и отсюда много его разновидностей, что говорит о сложности этой способности. Так, мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Мелодический слух формируется во многом самопроизвольно в различных видах музыкальной деятельности, начиная с простейшей — слушания музыки.

В вопросе о понятии «мелодического слуха» мы будем опираться на труды Б. М. Теплова. Так, мелодическим слухом мы будем называть «проявление звуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии». Из всех его проявлений наиболее обращает на себя внимание «узнавание» и воспроизведение мелодии. Известно, что при испытании музыкального слуха прибегают, прежде всего, к запоминанию и «узнаванию» мелодии, а это, главным образом, относится к проявлениям в сфере памяти. Однако, прежде всего, мелодический слух является особенностью восприятия мелодии. А последняя, воспринимается не просто как ряд звуков, а как ряд интервалов, содержащий в себе скрытую гармонию, передающий известное настроение и являющийся выражением известного содержания в определённой форме.

Очень важным проявлением мелодического слуха является чувствительность к точности интонации, выражающаяся как в способности самому соблюдать точную интонацию, так и в способности оценивать точность интонации чужого исполнения.

Мелодический слух — это «способность воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления». Когда мы говорим о мелодическом слухе, речь идёт об осмыслении звуковысотной стороны мелодического интонирования.

Мелодический слух рассматривается музыковедами как первичное проявление музыкальности. Именно в способности воспринимать мелодию и эмоционально реагировать на неё обнаруживается, музыкален ли человек. Б. М. Теплов подчёркивал, что «ладовое чувство есть эмоциональное переживание отношений между звуками». Все важнейшие определения, касающиеся лада, в той или иной степени отражают связанные с ним эмоциональные состояния. Мы говорим об устойчивости и неустойчивости и тем самым фиксируем определённое переживание отдельных тонов. Мы говорим о тяготении как о специфическом состоянии устремлённости, обусловленном восприятием звука или аккорда и последующим движением в другие тоны. Мы говорим о ладовой окраске, соотносимой, например, с мажорным или минорным наклонением, и имеем при этом в виду различие внутренней душевной настроенности. В связи с ладовыми явлениями мы говорим о законченности или незаконченности, легко переводя данные определения в эмоционально — психологическую плоскость.

Столь определённое подчёркивание эмоциональных моментов в музыкальной терминологии, касающейся ладовых явлений, не случайно. Хотя все стороны музыкального слуха связаны с переживанием и эмоциональной оценкой звучаний, в ладовом чувстве это особенно заметно. Отсюда мы можем сделать важный методический вывод: освоение ладовых структур, оперирование ими должны опираться на эмоциональные переживания. Это, во-первых, облегчает усвоение звуковых структур. Во —вторых, интереснее и живее становится процесс обучения, затрагивающий различные стороны психики ребёнка.

Наметив план рассмотрения вопроса о развитии мелодического слуха, прежде всего, нужно сказать, что мелодический слух развивается на двойственной основе. С одной стороны, выступает развитие мелодического слуха на его собственной основе, с опорой на мелодические лады. С другой стороны, имеет место осмысление мелодических явлений на гармонической базе, опосредствование мелодического процесса ладами гармонического типа. Итак, мелодический слух — это способность воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Когда мы говорим о мелодическом слухе, речь идёт об осмыслении звуковысотной стороны мелодического интонирования. Мелодический слух обеспечивает целостность восприятия мелодии, а не отдельные её звуки, следующие через определённые её интервалы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой