Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Системы, надсистемы, подсистемы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Граница между системой и ее внешней средой очень условна. Наличие связей между элементами системы и элементами внешней среды часто затрудняет определение границ системы. Формального способа определения границ системы не существует. Договоримся те части системы, которые нам удобнее рассматривать как неделимые, называть элементами системы, а те части системы, которые мы будем рассматривать как… Читать ещё >

Системы, надсистемы, подсистемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определив систему, мы как бы проводим условную замкнутую границу, за которой остаются не вошедшие в систему элементы. Например, в предыдущем примере за границами системы остались все посторонние звуки, хотя эти звуки тоже каким-либо образом могут влиять на нашу систему.

Множество существующих вне системы элементов, которые оказывают влияние на систему, или, наоборот, на которые воздействует система, называют внешней средой системы. Если мы возьмем в качестве системы ученический коллектив одного класса, то весь остальной коллектив школы будет относиться к внешней среде нашей системы.

Граница между системой и ее внешней средой очень условна. Наличие связей между элементами системы и элементами внешней среды часто затрудняет определение границ системы. Формального способа определения границ системы не существует.

Итак, система связана с окружающей средой: среда воздействует на систему и система воздействует на среду. Связи, с помощью которых внешняя среда воздействует на систему, называют входами системы, а связи, с помощью которых система воздействует на среду, называются выходами системы.

Любая система, в свою очередь, может являться элементом другой системы более высокого уровня, которая будет для нашей системы внешней средой и которая называется надсистемой или метасистемой. Если принять за систему какой-либо класс, состоящий из учеников, то школа, состоящая из классов и педагогического состава, может являться для него системой более высокого уровня (надсистемой). Школа, в свою очередь, может являться элементом системы образования города и т. д. Класс, в свою очередь является элементом системы «школа», а школа является элементом системы образования города.

Если элементы какой-либо системы сами являются системами, то их обычно называютподсистемами данной системы, а ее трактуют как общую систему. Каждая общая система по отношению к ее элементам и подсистемам является надсистемой (метасистемой). Практически все элементы любой системы можно рассматривать в качестве ее подсистем. В этом смысле каждая система является составляющей некоей надсистемы.

Сложность такого положения заключается в том, что ее ясно, до какого предела систему можно разбивать на подсистемы, а также образовывать метасистемы (например, станок состоит из отдельных узлов, каждый узел состоит их отдельных деталей, каждая деталь состоит из молекул, каждая молекула состоит из…; и наоборот, отдельный станок является частью всех станков цеха, все станки цеха являются составляющей материальной части цеха и т. д.). Другими словами, остается открытым вопрос о существовании минимальной подсистемы и максимальной метасистемы по отношению к любой системе. Однако такая неопределенность философского плана не мешает пользоваться понятием системы в конкретных научных дисциплинах.

Договоримся те части системы, которые нам удобнее рассматривать как неделимые, называть элементами системы, а те части системы, которые мы будем рассматривать как составленные из других частей, называть подсистемами.

При рассмотрении систем важно учитывать положение о всеобщей взаимосвязи и взаимосвязанности явлений. Любой элемент, любая подсистема испытывает на себе влияние не только системы, но и метасистемы. Так, если рассматривать ученический коллектив класса как систему, то на элементы этой системы — учащихся класса оказывает влияние и надсистема — школа в целом.

В то же время нельзя забывать, что свойства системы в значительной степени определяются ее элементами. В нашем примере коллектив класса зависит от каждого учащегося данного класса.

Таким образом, система не может рассматриваться изолированно, вне связей с надсистемами, система зависит от свойств надсистем.

Системы более высокого уровня сложнее своих подсистем. С повышением уровня система приближается к общегосударственным, общенациональным интересам или к интересам всего человечества. На такую систему влияет очень большое число сложных и разнообразных факторов, которые очень трудно учесть.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой