Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование спроса на социально-культурных услуг на современном этапе развития рыночной экономики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России до недавнего времени «третий сектор», по сути, отсутствовал. Независимые некоммерческие организации для россиян являются новшеством. В течение 2000;х гг. возникли тысячи зарегистрированных объединений граждан, преследующие культурные, общеобразовательные, экологические и иные цели. Среди них — благотворительные фонды, частные некоммерческие школы, приюты и др. В мировой практике наиболее… Читать ещё >

Исследование спроса на социально-культурных услуг на современном этапе развития рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перед учреждениями культуры открываются сегодня поистине безграничные возможности для работы на формирующихся рынках, поскольку в руках профессионалов социально-культурной деятельности оказывается не только широкий арсенал форм работы, связанных с производством и реализацией собственно услуг, но и возможность вступать в развёрнутый комплекс работ по реализации самых разнообразных товаров, в том числе товаров-изделий, товаров-идей, товаров-мест и др. Сдача в аренду помещений, приобретение и реализация музыкальных инструментов, прокат оборудования и инвентаря, продажа сувениров, произведений прикладного творчества, «раскрутка» творчески одарённых людей в различных видах и жанрах художественного творчества, организация физкультурно-спортивной и экскурсионной работы — это лишь незначительная часть того нового, что входит в повседневную социально-культурную практику. И это только начало. Рынок не терпит остановок, его закон — движение, динамика, развитие. Есть все основания полагать, что работники социально-культурной сферы адаптируются к новым условиям хозяйствования и сумеют извлечь для себя, своих организаций и своих потенциальных и реальных потребителей максимальную пользу [25].

В одних случаях полезный эффект недооценивается, а в других — переоценивается потребителями. Недооценка полезности наблюдается по отношению к услугам по вакцинации, обучению медицинским знаниям по оказанию экстренной помощи и профилактике ряда заболеваний, услугам библиотек, услугам общеобразовательного характера. В структуре потребительских расходов россиян по материалам выборочного обследования домашних хозяйств в 2010 г. при расходах на покупку алкоголя на уровне 2,5% от бюджета семьи на все услуги учреждений культуры, образования, медицинские и санаторно-оздоровительные было израсходовано 2,7% (в том числе на услуги учреждений культуры — 0,2%, на услуги в системе образования — 1,3%, на медицинские услуги — 0,5%, на санаторно-оздоровительные услуги — 0,7% [16].

С другой стороны, некоторым услугам социально-культурной сферы дается завышенная оценка с точки зрения морали, закона и ценностей общества. К ним относятся некоторые незаконные услуги в области игрового бизнеса, выпуск и прокат порнопродукции, услуги наркобизнеса и т. п. В таких случаях требуются правовые ограничения, контроль, штрафы, специальное налогообложение. В целом для социально-культурной сферы более характерна недооценка полезного эффекта потребителем. Поэтому требуется государственная поддержка отраслей социально-культурной сферы. Общество заинтересовано в производстве услуг образования и здравоохранения, даже если на них не предъявляется достаточного спроса. Во всех странах с рыночной экономикой применяются специальные меры по обеспечению доступности важнейших услуг этой сферы: общедоступность школьного образования, бесплатный доступ в библиотеки и ряд музеев и др.

Многие услуги могут оказываться в процессе самообслуживания в рамках домашнего хозяйства. К таким услугам относится большинство бытовых услуг, многие образовательные услуги, услуги по дошкольному воспитанию, развлечения и др. В процессе самообслуживания исполнитель и потребитель выступают в одном лице. Для социально-культурного сервиса характерна естественная монополия. В основе естественной монополии в социально-культурной сфере лежит локальный характер рынков, нетранспортабельность услуг и преимущества концентрации. На локальном рынке в небольшом населенном пункте спрос на медицинские услуги может быть удовлетворен единственным врачом, спрос на школьное образование — единственной школой. Услуги врачей, проживающих в разных населенных пунктах, не составляют конкуренцию друг другу в силу нетранспортабельности. Если законом будет предусмотрена обязательная конкуренция, то это обяжет государство содержать второго врача. Если каждого из учителей сельской школы обязать вести обучение на конкурентной основе, то это потребует обеспечить каждого помещением, обслуживающим персоналом, учебными пособиями и т. д. [3].

Невозможно без существенного социального и экономического ущерба ликвидировать монополию Дома моделей известного кутерье с мировой славой. Высокое качество изделий таких предприятий обеспечивается лучшими в своей области специалистами и дорогостоящим оборудованием. В таких случаях субсидирование конкурентов влечет за собой расточительное использование государственных средств, а ликвидация естественной монополии в принципе невозможна без резкого увеличения затрат на единицу продукции. Вместе с тем в социально-культурной сфере представлен сектор, где существует интенсивная конкуренция. Это индустрия досуга и информации, кинематография, газетный бизнес, журналистика, типографское дело, бытовое обслуживание населения, туризм и др.

Некоммерческий сектор занимает относительно большое место в социально-культурной сфере. Некоммерческий сектор отличается как от государственных, так и частным коммерческих структур. В мировой практике он получил название «третий сектор». Частная инициатива здесь направлена не столько на экономические, сколько на социальные задачи. Декларируемая мотивация организаторов таких учреждений — служение людям. Его распространенность в социально-культурной сфере определяется отмеченными выше особенностями производимых ею благ [5].

В России до недавнего времени «третий сектор», по сути, отсутствовал. Независимые некоммерческие организации для россиян являются новшеством. В течение 2000;х гг. возникли тысячи зарегистрированных объединений граждан, преследующие культурные, общеобразовательные, экологические и иные цели. Среди них — благотворительные фонды, частные некоммерческие школы, приюты и др. В мировой практике наиболее освоенными некоммерческими секторами деятельности являются образование, здравоохранение, религия, в частности фонды поддержки талантливых людей. В США такие организации получают налоговые льготы и особый юридический статус на основе сформулированного содержания миссии и ежегодных отчетов.

Поскольку культурные услуги вовлекаются в процесс купли-продажи, вполне правомерным представляется вопрос о том, можно ли считать культурные услуги «товаром». Большинство специалистов считает, что результаты деятельности в сфере культуры в силу своей нематериальной специфики не являются товаром, но имеют товарную форму [35].

Следует учитывать, что полезность культурной «продукции» не может выступать в чистом виде, а определяется общественно необходимыми затратами труда, складывающимися в процессе создания и распространения культурных ценностей и услуг и выявляющимися лишь задним числом, т. е. в процессе их освоения.

Это значит, что культурный «продукт» вынужденно принимает товарную форму с ее неотъемлемыми атрибутами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Главную роль при этом играет потребительная стоимость — экономическая форма выражения качественной определенности и полезности продукта культуры для общества или индивидуума. Некоторые ученые называют ее «нематериальной потребительной стоимостью» [13].

Потребительная стоимость способна изменяться в зависимости от уровня духовных потребностей и эстетических критериев потребителей культурных благ.

На характер потребительной стоимости в сфере культуры, как и в сфере производства и обмена, влияют экономические отношения спроса и предложения. Спрос — платежеспособная потребность потребителя в данной услуге при данной цене. Предложение — совокупность товаров (услуг), находящихся на рынке и представленными к продаже по соответствующей цене. Удовлетворение спроса населения на продукты культуры — блага и услуги — является одной из главных целей деятельности работников данной сферы.

Создание устойчивого спроса на тот или иной вид культурного обслуживания (организация молодежного досуга в клубе, создание семейных рекреационных центров на открытом воздухе, индивидуальное информационное обслуживание читателей в библиотеках средствами библиосервиса и т. п.) стимулирует разнообразие форм предложения (включая дополнительные и платные услуги), ведет к все более широкому внедрению экономических факторов: гибкого механизма цен, роста оплаты труда работников, занятых производством наиболее популярных у населения видов услуг, повышения уровня самоокупаемости, прибыльности, рентабельности, эффективности культурного производства [9].

Специфической особенностью культурной деятельности является то, что творческий труд не всегда получает своевременную оценку и общественное признание. В результате он не сразу приобретает экономический характер, а лишь спустя определенное (иногда длительное) время. Например, произведения изобразительного искусства могут долгое время находиться в запасниках музеев невостребованными и их потребительная стоимость будет активно возрастать лишь по истечении большого временного периода, когда в обществе произойдет изменение идеологических и эстетических критериев.

Предложение товара в социально-культурной сфере, как правило, свободное (иногда без обязательств, с целью выяснения спроса) и инициативное. Формирование спроса на товары и услуги этой сферы происходит в зависимости от эффекта дохода потребителей, получаемого в материальном производстве.

Потребитель культурных услуг выступает одновременно как совокупность отдельных индивидуумов, социальных или возрастных групп и как общество в целом. Уровень потребления непосредственным образом зависит от платежеспособного спроса, от доступности действующих цен для различных групп населения и их реальных доходов [8].

С учетом объективной величины и структуры совокупного платежеспособного спроса должны строится и предложения в сфере культуры, на основании сбалансированности величин которых устанавливается равновесная цена. Особенно это касается театральных премьер, концертов, других форм исполнительского искусства.

Цена на услуги социально-культурных учреждений должна возмещать затраты, давать прибыль, сочетаться с качеством услуги и быть доступной для широкого круга потребителей. В сфере культуры ценообразование имеет свою специфику, отличающуюся от ценовой политики в сфере материального производства.

Во-первых, т.к. результаты деятельности работников культуры носят не экономический, а в большей степени социальный характер, значительное влияние на ценообразование здесь оказывают социальные факторы, социальная политика государства. Иначе говоря, наряду со стоимостными принципами в ценообразовании на услуги культуры действуют и нестоимостные принципы (принцип общедоступости культурных благ, принцип социальной справедливости, социальной поддержки и т. п.). Поэтому культурные услуги могут предоставляться населению как в платной, так и бесплатной форме, а также на льготных условиях [22].

Во-вторых, поскольку «предложения» культурной деятельности трудно поддаются количественному и качественному измерению, это вызывает сложности исчисления величины общественно необходимых затрат на производство культурных услуг. Осложняют эту задачу и другие специфические для данной сферы факторы (большое разнообразие услуг, множество потребительных свойств и т. д.) [29].

В-третьих, установление цен на услуги культуры в большей мере, чем в отраслях материального производства, зависит от их потребительных свойств, социально-полезного эффекта, т. е.

в конечном счете, от интересов потребителей. Поэтому в общественно необходимых затратах на услуги отражаются не только собственно затраты, но и также качественная сторона и потребительные свойства культурного «продукта» [15].

В сфере платных услуг, предоставляемых учреждениями культуры, способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, выполненных работ и услуг называют калькуляцией. При калькулировании стоимости в цену услуги включена прибыль, обеспечивающая дальнейшее воспроизводство услуг и расширение их ассортимента, укрепление ресурсной базы, решение социальных вопросов, поощрение работников.

Установление целесообразного уровня цен на культурные услуги имеет важное социально-экономическое значение. Излишнее завышение порождает негативные последствия: отрыв от массовой потребительской аудитории, приводит к элитарности узкого круга пользователей. Но и занижение цены неблагоприятно сказывается на функционировании социально-культурной сферы, материальном положении ее сотрудников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой