Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы проблемы формирования общеучебных компетенций учащихся начальных классов в предметной области филология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний… Читать ещё >

Теоретические основы проблемы формирования общеучебных компетенций учащихся начальных классов в предметной области филология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеристика понятий «компетенция», «ключевые компетенции», «универсальные учебные действия».

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО).

В основу ФГОС НОО положены современные принципы его построения и представляет собой совокупность трех систем требований:

  • · требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
  • · требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
  • · требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Модернизация системы образования потребовала отказа от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. В соответствии с ФГОС НОО учащийся к концу начального обучения должен овладеть реальными видами деятельности.

В стандарте выдвинуты требования к результатам обучения, которые сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

ФГОС НОО устанавливает следующие требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • · личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  • · метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • · предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. А также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Неотъемлемой частью ядра ФГОС НОО являются универсальные учебные действия (далее — УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», с помощью которых учащиеся овладевают ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями».

Для УУД предусмотрена отдельная программа — «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования». Которая предполагает на этапе завершения обучения в начальной школе проверку сформированности УУД у младших школьников. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Содержание этой программы включает:

  • · «описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;
  • · связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • · характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
  • · типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • · описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию».

Компетентностный подход, заложенный во ФГОС НОО, не является новым в отечественной педагогике: ориентации на освоение конкретных способов деятельности посвящены работы педагогов М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина и других учёных. Однако этот подход длительное время не был определяющим в отношении целей, содержания и методов образования.

Понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко использовались ранее в быту и литературе. Их толкование приводилось в словарях. Так, например, в «Кратком словаре иностранных слов» приводится следующее определение: «Компетентный — надлежащий, способный, знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо».

В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «компетентность» не содержится, имеются статьи к словам «компетентный» и «компетенция»: «пример статьи».

Исследованием компетентного подхода к обучению учащихся занимались ученые: А. В. Хуторской, С. В. Тришина, В. В. Краевский. Значительные исследования в этой области провел А. В. Хуторской.

Согласно А. В. Хуторскому, «компетенция — отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере». Исследователь также дает четкое определение понятию «компетентность», в которое он вкладывает следующий смысл: «Компетентность — совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере».

Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.

А.В. Хуторской выделяет следующие виды компетенций:

  • 1) ключевые компетенции — относятся к общему содержанию образования;
  • 2) общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • 3) предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Далее А. В. Хуторской выделяет семь ключевых компетенций:

  • 1. Ценностно-смысловые компетенции.
  • 2. Общекультурные компетенции.
  • 3. Учебно-познавательные компетенции.
  • 4. Информационные компетенции.
  • 5. Коммуникативные компетенции.
  • 6. Социально-трудовые компетенции.
  • 7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. п.). И информационными технологиями (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя. Представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Перечень ключевых компетенций дан А. В. Хуторским в общем виде и нуждается, по его мнению, в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка ФГОС НОО, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

Предметные компетенции — имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.

Общепредметные компетенции относятся к любому кругу учебных предметов и образовательных областей.

Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различных образовательных областей. Исходя из задач исследования, рассмотрим общепредметную компетенцию подробней.

«Учебный предмет „Русский язык“ занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам», «назначение предмета „Русский язык“ в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка».

Из приведенных цитат видно, что на современном этапе основной целью изучения русского языка в начальной школе является формирование функциональной грамотности. На педагогическом уровне функционально грамотной личностью является человек, желающий и умеющий учиться на протяжении всей жизни, способный к самообразованию и самореализации. Вопросам формирования умения учиться посвящены работы Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.

Фактически Д. Б. Эльконин определил принцип образования, ставший главным в XXI веке, — формирование личности, способной к самообразованию, владеющей основными общеучебными компетенциями. Реализация этого принципа предполагает целенаправленное включение младшего школьника в учебную деятельность, которая понимается как «один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач».

Данный принцип отражен в методике преподавания русского языка. Общие цели и задачи изучения образовательной области «Словесность» в начальной школе сформулированы в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). В Концепции выделяются две содержательные линии: овладение языком как средством общения и познания и совершенствование всех видов речевой деятельности: «Овладение языком как средством общения и познания позволяет формировать у детей чувство сопричастности к бытию родного языка, осознание себя носителями родного языка, воспитывать у них бережное и ответственное отношение к языку, понимание его уникальности, гибкости, выразительности. У школьников формируется интерес к изучению родного языка, стремление свободно владеть им».

В этих задачах прослеживается коммуникативная направленность, деятельностный подход и направленность на развитие функционально грамотной языковой личности. Несмотря на то, что уровень реализации этих направлений в программах неодинаков, можно сказать, что все авторы в полной мере признают общеучебную значимость предмета «Русский язык».

В ФГОС НОО не рассматриваются принципы включения общеучебных умений, навыков и способов деятельности в предметное содержание, не в полной мере проявляется компетентностный подход. Это определило необходимость конкретизации понятия «общеучебная компетентность младшего школьника, формируемая в процессе изучения русского языка» и выявления ее структуры.

Формирование общеучебной компетентности младшего школьника в процессе изучения русского языка нами понимается как целенаправленный педагогический процесс формирования функционально грамотной языковой личности, основными компетенциями которой являются: познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, информационная, личностная, осваиваемые учащимися начальной школы в процессе овладения языковыми единицами в их единстве и взаимосвязи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой