Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование мануального и артикуляционного праксиса как функций, влияющих на формирование речевой деятельности в онтогенезе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап второго периода характеризуется тем, что иногда в трехсложных словах все еще опускается слог (чаще предударный): — (укушу), может сохраняться количество слов в четырехсложных словах. К двум годам у ребенка формируется произношение твердых согласных,. Наряду с этим звуковая сторона языка усваивается таким образом, что большинство стечений согласных замещаются одним звуком. На втором… Читать ещё >

Формирование мануального и артикуляционного праксиса как функций, влияющих на формирование речевой деятельности в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основываясь на исследованиях психомоторного развития Рут Флоренс Гриффитс, Е. Ф. Архиповой [3], можно представить последовательность онтогенетического развития мануального и артикуляционного праксиса в соответствии с общей картиной психомоторного состояния, социальной адаптации, слуха и речи, зрительной функции, а также способности к предметному праксису ребенка в возрасте от ноля месяцев до 7 лет. Данные по онтогенезу представлены в таблице 1.

Таблица 1 Формирование мануального и артикуляционного праксиса в системе психомоторного развития ребенка в онтогенезе

Возраст, в мес.

Двигательная функция.

Взаимодействие со значимым социумом.

Состояние речи и слуха.

Состояние глазодвигательного репертуара и ручной моторики.

Игровые навыки.

Удерживает голову по средней линии, не отклоняя ее в стороны, в положении на спине.

Успокаивается на руках.

Вздрагивает от сильных звуков.

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Наблюдается хватательный рефлекс Робинзона.

Сжимает пальцы взрослого.

Лежа на животе, поднимает и удерживает голову.

Социальная улыбка: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого.

Ориентировочно-поисковая реакция: ищет глазами, откуда происходи т звук. Распевное произнесение гласных.

Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Энергично двигает ручками.

Энергично толкается ногами. Пытается держать голову в вертикальном Положении на руках у взрослого.

Появление «комплекса оживления» в ответ на эмоциональное общение.

Поворачивает голову и находит источник звука.

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении на лице взрослого или на игрушке.

Случайное наталкивание на игрушку, висящую над грудью. Реакция на родителей: Тянет головку.

Узнает мать.

Интонационно окрашенный крик, смех.

При купании активно отталкивается ножками.

Гулит на обращение к нему.

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Переводит взгляд с предмета на предмет.

Удержи вает игрушку (палочку).

Интонированный смех.

Перекатывается с боку на бок.

Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора с ним.

Узнает голос матери или близкого человека и радуется.

Хватает раскачивающуюся игрушку.

Берет игрушку из рук взрослого.

Удерживает голову при присаживании.

Появляется реакция ползания — подгибает колени.

Услышав свое имя, радуется.

Прислушивается к различны м звукам (в т.ч. к шепоту).

Обследует руками стол. Уверенно берет игрушки.

Подолгу занимается с игрушка ми, размахивает, ощупывает.

Держит ложку.

Манипулирует колокольчиком.

Сидит, опираясь руками впереди себя.

Пьет из чашки.

«Отвечает «, когда его зовут. Извлекает звук из игрушки.

Снимает кольца с пирамидки.

Одновременно манипулирует двумя предметами.

Сидит сам короткое время.

Различает знакомых и незнакомых. Эмоционально реагирует на действия другого ребенка.

Прислушивается к разговору. Интересуется предметам и, издающим и звук.

Следит, когда рисуют на бумаге. Открывает коробку, кастрюлю.

Бросает один кубик, чтобы взять другой.

Крутится на месте на полу (усложненная реакция ползания).

Плачет, если убрать игрушку.

Фразовый лепет — четыре и более слогов.

«Частичная специализация» — выведении большого и указательного пальцев.

Мнет бумагу.

Стоит при поддержке.

Помогает его одевать.

Качает головой «да» или «нет».

Накладывает маленький кубик на большой.

Самостоятельно и просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушка ми.

Поднимается сам, держась за что-то.

Проявляет свою любовь.

Лепечет предложения.

Полная специализация большого и остальных пальцев.

Находит спрятанную игрушку.

Переступает самостоятельно, держась за опору.

Отвечает на простые просьбы («дай мне»).

Длительно лепечет, особенно когда один.

Может держать фломастер и тыкать им в бумагу.

Вынимает кубики из коробки и складывает их обратно.

Забирается на ступеньку.

Самостоятельно пьет из чашки (берет со стола и удерживает сам).

Пытается петь.

Любит держать мелкие игрушки.

Находит спрятанную.

игрушку.

Ходит сам.

Уверенно держит чашку.

Произносит облегченные слова, состоящие из разных слогов.

Играет с мячом.

Открывает разные по форме коробочки.

Залезает на предмет высотой 15- 20 см и слезает с него.

Показывает на предмет одежды, чтобы его одели.

Пользуется 4−5 ясными словами.

Любит двигать маленькие машинки.

В игровой форме достает и кладет кубики в коробку.

Уверенно ходит.

Появляются навыки чистоплотности.

Пользуется 6−7 словами.

Лучше рисует, линии более продолженные.

Собирает матрешку из 2-ух частей.

Взбирается на низкий стул.

Может снять туфли и носки.

Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотребительные.

Помогает собирать игрушки.

Осознан, но закрывает коробку.

Ходит вперед и назад с поворотом. Перешагивает через брусок, лежащий на полу, приставным шагом.

Нравится рассматривать книжку с взрослым.

Использует в речи однословную фразу: дай + жест рукой.

Собирает пирамидку из 3-х частей. Подбирает предметы нужной формы и величины.

Воспроизводит ряд игровых действий.

Ходит и тянет за собой на веревочке машинку.

Ест жидкую пищу, держа ложку в кулачке.

Пользуется 9 словами.

Кидает мяч двумя руками.

Может вложить два кубика друг в друга и убрать в коробку.

Подпрыгивает при поддержке за обе руки.

Свободно пользуется ложкой.

Пользуется 12 словами.

Рисует длинные прямые линии.

Может вложить три и более предметов различной фор-мы.

Уверенно ходит по лестнице.

Умеет частично раздеваться.

Комбинирует слова. Обозначает свои действия словами (спи, иди, упал).

Пытается рисовать круговые фигуры на бумаге.

Выполняет толчок ногой по мячу.

Может спрыгнуть со ступеньки.

Помогает раздевать его.

Связывает слова в двухсловную фразудай ку (дай куклу).

Чертит вертикальные линии.

Собирает домик из кубиков.

Может сам сидеть за столом.

Моет и вытирает руки.

Словарный запас — 20 четких слов.

Собирает поезд из 3 вагончиков.

Пытается заставит ь игрушки двигаться.

Перешагивает через препятствия.

Сам открывает дверь.

Четко называет свои.

По предлагаемому образцу находит предметы 3-х.

Играет с различными.

чередующимся шагом. Бег без организации сукцессивных движений.

игрушки.

цветов.

элементами «развивающего центра».

Лазание по стремянке приставным шагом.

Умеет частично одеваться с помощью взрослого.

При общении пользуется предложениями из 2−3-х слов.

По слову находит предметы 3-х цветов.

Воспроизводит в игре логически связанные, последовательные действия.

Стоит на одной ноге с поддержкой около 8 сек.

Знает, когда пользоваться туалетом.

Строит предложения из 3-х и более слов. Вопросы «где? куда?».

По предлагаемому образцу находит предметы 4-х цветов.

Сюжетный характер игры: ребенок самостоятельно и последовательно выполняет 2−3 связанных между собой действия.

Совершенствуется бег.

Самостоятельнo одевается, но еще не умеет застегивать пуговиц и завязывать шнурки.

Использует в речи предлоги (в, на, у).

По слову находит предметы 4-х цветов.

Строит постройки и обыгрывает их (дом, гараж).

Переступает через препятствия высотой 15- 20 см.

Одевается самостоятельно.

Употребляет в речи сложные предложения.

Возникновение ролевой игры и начальных навыков ролевого поведения.

Собирает пирамид ку из 6−8 колец.

От 3 до 7 лет.

Совершенствуются моторные навыки.

Вовлекает в предметный праксис взрослого и другого ребенка.

Системати зирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичны е формы, исключения русского языка.

Совершенствует навыки конструирования.

Включает в игру абстрактные предмет ызаменит ели.

Кроме того, А. Н. Гвоздев [16], выделяет следующие периоды формирования грамматического строя речи с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка:

Первый период — период предложений, состоящих из аморфных словкорней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает два этапа:

  • 1) этап однословного предложения,
  • 2) этап предложений из нескольких слов-корней.

Первый этап первого периода (1 год 3 мес. — 1 год 8мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения. При этом слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения". Этот период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций. Возможности детей в плане звукопроизношения остаются очень ограниченными. Этот этап характеризуется частым воспроизведением одного слога в слове (ударного) или двух одинаковых слогов: [га-га]. Усвоение звуковой стороны языка на первом этапе происходит по следующей схеме: ребенок научается произносить: [а], [о], [ у], [и], [м], [п], [б], [к], [г], [д'], [т'], [н'], [л'], [с']. Второй этап первого периода (1год 8 мес. — 1 год 10 мес.) — этап предложений из нескольких слов-корней. На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем несколько слов-корней — у ребенка появляется фраза. Этот этап характеризуется воспроизведением двусложных слов, в трехсложных словах часто путается один из слогов. Усвоение звуковой стороны языка на втором этапе происходит по следующей схеме: ребенок научается произносить: [х'], [j], [ц]. Особенностью этого этапа является то, что ребенок часто опускает начальный звук в слове или конечный согласный. При этом он начинает в середине некоторых слов произносить такие стечения согласных, как [л'к], [с'к], [ц'к].

Второй период — период усвоения грамматической структуры предложения (1 год. 10 мес. — 3 года). Этот период состоит из трех этапов:

  • 1) этап формирования первых форм слов (1 год 10 мес. — 2 года);
  • 2) этап усвоения флексийной системы (системы наиболее функциональных частей слова, выражающих грамматические значения при словоизменении, — 2 года — 2 года 6 мес.).
  • 3) этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 6 мес. — 3 года).

Первый этап второго периода характеризуется тем, что иногда в трехсложных словах все еще опускается слог (чаще предударный): [кусу] - (укушу), может сохраняться количество слов в четырехсложных словах. К двум годам у ребенка формируется произношение твердых согласных: [н], [т], [д]. Наряду с этим звуковая сторона языка усваивается таким образом, что большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

На втором этапе этого периода в звуко-слоговой структуре слова происходят следующие изменения: предударные слоги, иногда приставки, чаще опускаются в многосложных словах. При этом в произношении появляются новые звуки: твердые [с], [л], затем ребенок усваивает произнесение [и], [в], [р], [з]. Следует отметить, что на этом этапе происходит смешение артикуляционно близких звуков.

Третий этап знаменуется тем, что слоговая структура слова нарушается теперь редко, но все же это происходит в малознакомых словах. Усвоение звуковой стороны языка нарастает быстрыми темпами, в речи появляются звуки [ч], [ш], [ж], [щ], [ц]. В это же время заканчивается усвоение групп согласных. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, овладевает структурой открытого слога, который является основной структурной единицей русской речи.

Третий период — период усвоения морфологической системы русского языка (от 3 до 7 лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения русского языка. И на этом этапе формирование слоговой структуры слова в норме можно считать практически завершенным. Также и усвоение звуковой стороны языка в это время уже лишь совершенствуется.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой