Формирование мануального и артикуляционного праксиса как функций, влияющих на формирование речевой деятельности в онтогенезе
Первый этап второго периода характеризуется тем, что иногда в трехсложных словах все еще опускается слог (чаще предударный): — (укушу), может сохраняться количество слов в четырехсложных словах. К двум годам у ребенка формируется произношение твердых согласных,. Наряду с этим звуковая сторона языка усваивается таким образом, что большинство стечений согласных замещаются одним звуком. На втором… Читать ещё >
Формирование мануального и артикуляционного праксиса как функций, влияющих на формирование речевой деятельности в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основываясь на исследованиях психомоторного развития Рут Флоренс Гриффитс, Е. Ф. Архиповой [3], можно представить последовательность онтогенетического развития мануального и артикуляционного праксиса в соответствии с общей картиной психомоторного состояния, социальной адаптации, слуха и речи, зрительной функции, а также способности к предметному праксису ребенка в возрасте от ноля месяцев до 7 лет. Данные по онтогенезу представлены в таблице 1.
Таблица 1 Формирование мануального и артикуляционного праксиса в системе психомоторного развития ребенка в онтогенезе
Возраст, в мес. | Двигательная функция. | Взаимодействие со значимым социумом. | Состояние речи и слуха. | Состояние глазодвигательного репертуара и ручной моторики. | Игровые навыки. | |
Удерживает голову по средней линии, не отклоняя ее в стороны, в положении на спине. | Успокаивается на руках. | Вздрагивает от сильных звуков. | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Наблюдается хватательный рефлекс Робинзона. | Сжимает пальцы взрослого. | ||
Лежа на животе, поднимает и удерживает голову. | Социальная улыбка: быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого. | Ориентировочно-поисковая реакция: ищет глазами, откуда происходи т звук. Распевное произнесение гласных. | Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. | Энергично двигает ручками. | ||
Энергично толкается ногами. Пытается держать голову в вертикальном Положении на руках у взрослого. | Появление «комплекса оживления» в ответ на эмоциональное общение. | Поворачивает голову и находит источник звука. | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении на лице взрослого или на игрушке. | Случайное наталкивание на игрушку, висящую над грудью. Реакция на родителей: Тянет головку. | ||
Узнает мать. | Интонационно окрашенный крик, смех. | |||||
При купании активно отталкивается ножками. | Гулит на обращение к нему. | Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. | Переводит взгляд с предмета на предмет. | Удержи вает игрушку (палочку). | ||
Интонированный смех. | ||||||
Перекатывается с боку на бок. | Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора с ним. | Узнает голос матери или близкого человека и радуется. | Хватает раскачивающуюся игрушку. | Берет игрушку из рук взрослого. | ||
Удерживает голову при присаживании. | ||||||
Появляется реакция ползания — подгибает колени. | Услышав свое имя, радуется. | Прислушивается к различны м звукам (в т.ч. к шепоту). | Обследует руками стол. Уверенно берет игрушки. | Подолгу занимается с игрушка ми, размахивает, ощупывает. | ||
Держит ложку. | ||||||
Манипулирует колокольчиком. | ||||||
Сидит, опираясь руками впереди себя. | Пьет из чашки. | «Отвечает «, когда его зовут. Извлекает звук из игрушки. | Снимает кольца с пирамидки. | Одновременно манипулирует двумя предметами. | ||
Сидит сам короткое время. | Различает знакомых и незнакомых. Эмоционально реагирует на действия другого ребенка. | Прислушивается к разговору. Интересуется предметам и, издающим и звук. | Следит, когда рисуют на бумаге. Открывает коробку, кастрюлю. | Бросает один кубик, чтобы взять другой. | ||
Крутится на месте на полу (усложненная реакция ползания). | Плачет, если убрать игрушку. | Фразовый лепет — четыре и более слогов. | «Частичная специализация» — выведении большого и указательного пальцев. | Мнет бумагу. | ||
Стоит при поддержке. | Помогает его одевать. | Качает головой «да» или «нет». | Накладывает маленький кубик на большой. | Самостоятельно и просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушка ми. | ||
Поднимается сам, держась за что-то. | Проявляет свою любовь. | Лепечет предложения. | Полная специализация большого и остальных пальцев. | Находит спрятанную игрушку. | ||
Переступает самостоятельно, держась за опору. | Отвечает на простые просьбы («дай мне»). | Длительно лепечет, особенно когда один. | Может держать фломастер и тыкать им в бумагу. | Вынимает кубики из коробки и складывает их обратно. | ||
Забирается на ступеньку. | Самостоятельно пьет из чашки (берет со стола и удерживает сам). | Пытается петь. | Любит держать мелкие игрушки. | Находит спрятанную. игрушку. | ||
Ходит сам. | Уверенно держит чашку. | Произносит облегченные слова, состоящие из разных слогов. | Играет с мячом. | Открывает разные по форме коробочки. | ||
Залезает на предмет высотой 15- 20 см и слезает с него. | Показывает на предмет одежды, чтобы его одели. | Пользуется 4−5 ясными словами. | Любит двигать маленькие машинки. | В игровой форме достает и кладет кубики в коробку. | ||
Уверенно ходит. | Появляются навыки чистоплотности. | Пользуется 6−7 словами. | Лучше рисует, линии более продолженные. | Собирает матрешку из 2-ух частей. | ||
Взбирается на низкий стул. | Может снять туфли и носки. | Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотребительные. | Помогает собирать игрушки. | Осознан, но закрывает коробку. | ||
Ходит вперед и назад с поворотом. Перешагивает через брусок, лежащий на полу, приставным шагом. | Нравится рассматривать книжку с взрослым. | Использует в речи однословную фразу: дай + жест рукой. | Собирает пирамидку из 3-х частей. Подбирает предметы нужной формы и величины. | Воспроизводит ряд игровых действий. | ||
Ходит и тянет за собой на веревочке машинку. | Ест жидкую пищу, держа ложку в кулачке. | Пользуется 9 словами. | Кидает мяч двумя руками. | Может вложить два кубика друг в друга и убрать в коробку. | ||
Подпрыгивает при поддержке за обе руки. | Свободно пользуется ложкой. | Пользуется 12 словами. | Рисует длинные прямые линии. | Может вложить три и более предметов различной фор-мы. | ||
Уверенно ходит по лестнице. | Умеет частично раздеваться. | Комбинирует слова. Обозначает свои действия словами (спи, иди, упал). | Пытается рисовать круговые фигуры на бумаге. | Выполняет толчок ногой по мячу. | ||
Может спрыгнуть со ступеньки. | Помогает раздевать его. | Связывает слова в двухсловную фразудай ку (дай куклу). | Чертит вертикальные линии. | Собирает домик из кубиков. | ||
Может сам сидеть за столом. | Моет и вытирает руки. | Словарный запас — 20 четких слов. | Собирает поезд из 3 вагончиков. | Пытается заставит ь игрушки двигаться. | ||
Перешагивает через препятствия. | Сам открывает дверь. | Четко называет свои. | По предлагаемому образцу находит предметы 3-х. | Играет с различными. | ||
чередующимся шагом. Бег без организации сукцессивных движений. | игрушки. | цветов. | элементами «развивающего центра». | |||
Лазание по стремянке приставным шагом. | Умеет частично одеваться с помощью взрослого. | При общении пользуется предложениями из 2−3-х слов. | По слову находит предметы 3-х цветов. | Воспроизводит в игре логически связанные, последовательные действия. | ||
Стоит на одной ноге с поддержкой около 8 сек. | Знает, когда пользоваться туалетом. | Строит предложения из 3-х и более слов. Вопросы «где? куда?». | По предлагаемому образцу находит предметы 4-х цветов. | Сюжетный характер игры: ребенок самостоятельно и последовательно выполняет 2−3 связанных между собой действия. | ||
Совершенствуется бег. | Самостоятельнo одевается, но еще не умеет застегивать пуговиц и завязывать шнурки. | Использует в речи предлоги (в, на, у). | По слову находит предметы 4-х цветов. | Строит постройки и обыгрывает их (дом, гараж). | ||
Переступает через препятствия высотой 15- 20 см. | Одевается самостоятельно. | Употребляет в речи сложные предложения. | Возникновение ролевой игры и начальных навыков ролевого поведения. | Собирает пирамид ку из 6−8 колец. | ||
От 3 до 7 лет. | Совершенствуются моторные навыки. | Вовлекает в предметный праксис взрослого и другого ребенка. | Системати зирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичны е формы, исключения русского языка. | Совершенствует навыки конструирования. | Включает в игру абстрактные предмет ызаменит ели. | |
Кроме того, А. Н. Гвоздев [16], выделяет следующие периоды формирования грамматического строя речи с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка:
Первый период — период предложений, состоящих из аморфных словкорней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает два этапа:
- 1) этап однословного предложения,
- 2) этап предложений из нескольких слов-корней.
Первый этап первого периода (1 год 3 мес. — 1 год 8мес.). На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения. При этом слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения". Этот период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций. Возможности детей в плане звукопроизношения остаются очень ограниченными. Этот этап характеризуется частым воспроизведением одного слога в слове (ударного) или двух одинаковых слогов: [га-га]. Усвоение звуковой стороны языка на первом этапе происходит по следующей схеме: ребенок научается произносить: [а], [о], [ у], [и], [м], [п], [б], [к], [г], [д'], [т'], [н'], [л'], [с']. Второй этап первого периода (1год 8 мес. — 1 год 10 мес.) — этап предложений из нескольких слов-корней. На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем несколько слов-корней — у ребенка появляется фраза. Этот этап характеризуется воспроизведением двусложных слов, в трехсложных словах часто путается один из слогов. Усвоение звуковой стороны языка на втором этапе происходит по следующей схеме: ребенок научается произносить: [х'], [j], [ц]. Особенностью этого этапа является то, что ребенок часто опускает начальный звук в слове или конечный согласный. При этом он начинает в середине некоторых слов произносить такие стечения согласных, как [л'к], [с'к], [ц'к].
Второй период — период усвоения грамматической структуры предложения (1 год. 10 мес. — 3 года). Этот период состоит из трех этапов:
- 1) этап формирования первых форм слов (1 год 10 мес. — 2 года);
- 2) этап усвоения флексийной системы (системы наиболее функциональных частей слова, выражающих грамматические значения при словоизменении, — 2 года — 2 года 6 мес.).
- 3) этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 6 мес. — 3 года).
Первый этап второго периода характеризуется тем, что иногда в трехсложных словах все еще опускается слог (чаще предударный): [кусу] - (укушу), может сохраняться количество слов в четырехсложных словах. К двум годам у ребенка формируется произношение твердых согласных: [н], [т], [д]. Наряду с этим звуковая сторона языка усваивается таким образом, что большинство стечений согласных замещаются одним звуком.
На втором этапе этого периода в звуко-слоговой структуре слова происходят следующие изменения: предударные слоги, иногда приставки, чаще опускаются в многосложных словах. При этом в произношении появляются новые звуки: твердые [с], [л], затем ребенок усваивает произнесение [и], [в], [р], [з]. Следует отметить, что на этом этапе происходит смешение артикуляционно близких звуков.
Третий этап знаменуется тем, что слоговая структура слова нарушается теперь редко, но все же это происходит в малознакомых словах. Усвоение звуковой стороны языка нарастает быстрыми темпами, в речи появляются звуки [ч], [ш], [ж], [щ], [ц]. В это же время заканчивается усвоение групп согласных. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, овладевает структурой открытого слога, который является основной структурной единицей русской речи.
Третий период — период усвоения морфологической системы русского языка (от 3 до 7 лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения русского языка. И на этом этапе формирование слоговой структуры слова в норме можно считать практически завершенным. Также и усвоение звуковой стороны языка в это время уже лишь совершенствуется.