Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе посредством инновационных форм экологического образования. Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание осознанно-правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические… Читать ещё >

Введение. Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства — рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе — главные направления стратегии выживания человечества. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления — экологического, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б. Т. Лихачева, экология личности — проблема, выдвинутая реалиями конца XX в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус, а не любуется им) сравнительно с эмоциональночувственным и практически-действенным. Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры. Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии — это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, ухаживать за животными и растениями). Все вышесказанное позволяет отметить, что формирование экологической культуры это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе. Осознанно-правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. При написании курсовой работы и проведении эксперимента была определена следующая проблема: какие инновационные формы экологического образования у детей старшего дошкольного возраста будут способствовать осознанно-правильному отношению к природе.

Объект исследования: процесс воспитания осознанно-правильного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе. В качестве предмета исследования заявлены инновационные формы экологического образования — как средство воспитания осознанноправильного отношения к природе.

Цель исследования: изучить эффективность инновационных форм экологического образования в формировании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание осознанно-правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия.

  • 1. Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
  • 2. Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, то есть изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
  • 3. Развивать нравственные чувства, формировать нравственное сознание и овладевать навыками и привычками нравственного поведения по отношению к окружающей среде.
  • 4. Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природ. На основании поставленной цели и для проверки заявленной гипотезы необходимо решить такие задачи:
    • — детально изучить литературу по данной проблеме;
    • — выявить наиболее эффективные инновационные формы работы по воспитанию у детей осознанно-правильного отношения к природе через формирование экологической культуры;
    • — разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе посредством инновационных форм экологического образования.

Методологической основой исследования являются важнейшие положения об экологическом воспитании, эстетическом отношении человека к природе; о роли экологического воспитания в осознанно-правильном отношении к природе и в формировании личности. В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы; использование инновационных форм экологического образования для детей старшего дошкольного возраста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой