Заключение.
Загадки как средство активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи пятого года жизни
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это… Читать ещё >
Заключение. Загадки как средство активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи пятого года жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Проводя словарную работу, одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому языку работа над словом рассматривается не только в узком, прагматическом аспекте (формирование речевых навыков). В ее традиции уроки родного языка — это уроки воспитания нравственности, гражданственности (К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и другие). Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку — значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
- · воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- · стимуляция умственной активности;
- · развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- · расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- · развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных загадок будет способствовать эффективному формированию словаря, его активизации у детей с ОНР среднего дошкольного возраста. Если использовать разнообразные загадки в разных видах деятельности, то они будут способствовать обогащению, активизации, уточнению словарного запаса детей.
Система использования загадок согласно тематическому планированию может быть использована и даст хороший результат в работе с детьми с сохранным развитием.