Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Уровни и виды самостоятельной деятельности учащихся на уроке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование умений практического характера достигается с помощью разнообразных работ, таких, как изучение школ измерительных приборов (определение назначения и цены деления приборов, определение верхнего и нижнего пределов измерения прибора), непосредственное измерение величин, определение величин косвенными методами, вычерчивание и чтение электрических схем приборов и электрических цепей… Читать ещё >

Уровни и виды самостоятельной деятельности учащихся на уроке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

  • 1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
  • 2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
  • 3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
  • 4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Программа-максимум для любого творчески работающего учителя — довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  • 1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  • 2) закрепление и уточнение знаний;
  • 3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  • 4) формирование умений и навыков практического характера;
  • 5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.

  • 1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
  • 2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных; по сравнению и сопоставлению изучаемых явлений и т. д.
  • 3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида (качественных, вычислительных, графических, экспериментальных, задач-рисунков), решение задач в общем виде, выполнения проектно-конструкторских и технических работ, экспериментальных работ и т. д.
  • 4. Формирование умений практического характера достигается с помощью разнообразных работ, таких, как изучение школ измерительных приборов (определение назначения и цены деления приборов, определение верхнего и нижнего пределов измерения прибора), непосредственное измерение величин, определение величин косвенными методами, вычерчивание и чтение электрических схем приборов и электрических цепей, сборка приборов из готовых деталей, градуирование шкал приборов, сборка электрических цепей и т. д.
  • 5. Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т. п.

План самостоятельной работы делится на два основных раздела:

  • — что ученик должен сделать, чтобы получить новое знание;
  • — что надо знать (узнать) и уметь рассказать.

Особенно большое место в младших классах школы занимают самостоятельные работы, направленные на выработку, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, рациональных действий в целом. Как показывает практика и специальные исследования, осознанию учащимися действий, необходимых для успешного выполнения задания, формированию определенного способа действия и тем самым четкого, последовательного и строго доказательного мышления, предложенные для самостоятельной работы, в которых даются:

  • — указания-предписания о характере и последовательности действий, необходимых для правильного выполнения задания, или
  • — программа действий, которые определяют, какие действия, операции нужно выполнить ученику и в какой последовательности, или
  • — предписания алгоритмического типа.

Материалом, над которым работают учащиеся, может быть предметы и явления окружающей действительности. Ученики считают, измеряют, создают те или иные предметы. Они наблюдают за предметами и явлениями непосредственно в природе или в школе, проводя опыты, эксперименты, выполняя лабораторные задания.

Среди факторов, определяющих эффективность работы с книгой, наиболее важными являются умение свободно читать и понимать прочитанное, выделять главное в изучаемом материале; умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); умение подобрать литературу по изучаемому вопросу. Все эти умения постепенно и целенаправленно формируются у учащихся с первого дня их пребывания в школе.

Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Синтезирование учебного материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие рациональной работы с книгой. При чтении книги у учащихся должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).

Работу с учебником на уроке организует учитель. На первом этапе формирования стремления к самообразованию нужно привить учащемуся желание интересоваться различной литературой. Полезно также ориентировать его на накопление печатного материала, соответствующего его личным интересам. Для этого целесообразно порекомендовать школьникам завести специальные папки, в которых по темам будут собираться различные вырезки по интересным для них материалам из газет и журналов.

Следующим этапом формирования умений и навыков работы с книгой может стать работа учителя по целенаправленной отработке таких компонентов работы с печатным словом, как умение выделять главную мысль, ведущую идею в тексте. Овладев этим важным для умения работы с печатным источником навыком, можно готовить учащихся к тому, чтобы они научились составлять план прочитанного текста. Это поможет ученику научиться определить внутреннюю структуру текста, поделить его на части и дать им соответствующие заголовки.

Третьим важным компонентом станет умение под руководством учителя составить конспект, тезисы, сделать необходимые с точки зрения поставленной задачи выписки.

Работу с учебником по мере необходимости используют на всех этапах урока. В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом. В настоящее время дидактический материал, который используется в начальных классах, очень разнообразен, это наборы карточек с рисунками, буквами, слогами, словами, задачами, текстами, цифрами, разрезная азбука, счетный материал — палочки, кружки, модели геометрических фигур, трафареты овощей, животных и т. п. (см. приложение 1).

Дидактический материал может быть трех видов: один — служащий для закрепления и повторения, приобретенных детьми знаний, умений и навыков, следовательно, составленный соответственно программе; другой — пропедевтический по своему содержанию, тоже составленный по программе, но ведущий детей вперед и помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый материал; третий — не относящийся к программе, но расширяющий кругозор детей, возбуждающий у них интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе.

Самостоятельные работы различаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащегося:

  • — задания образцом (например, письмо букв, цифр, склеивание бумаги по образцу и т. п.), т. е. работы, основанные на подражании;
  • — по правилу или целой системе правил; - конструктивные, требующие творческого подхода (например, сделать какую-нибудь игрушку для детей подшефного сада, написать сочинение на данную тему и т. п.).

По способу организации различают разные виды самостоятельной работы:

  • — общеклассная (фронтальная), — групповая,
  • — индивидуальная.

В условиях начального обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и контролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой