Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие индивидуальности учащихся общеобразовательных школ в процессе овладения иноязычной культурой: На материале изучения иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диагностические методики учета индивидуальных особенностей учащихся на уроках иностранного языка и внеклассных занятиях, которые были использованы в процессе эксперимента, позволяют с большей вероятностью достоверности определить тенденцию увеличения или уменьшения исследуемых качественных показателей личности. В разработке методики учета индивидуальных особенностей мы руководствовались… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения индивидуальности школьников
    • 1. 1. Индивидуальное развитие личности школьника как важнейшая 18 проблема педагогики
    • 1. 2. Проявление и развитие индивидуальности в процессе 44 иноязычного образования
  • Глава 2. Развитие индивидуальности школьника средствами 61 овладения иноязычной культурой (на материале изучения иностранного языка)
    • 2. 1. Проблема формирования языковой культуры в контексте общей 61 гуманитарной культуры учащихся
    • 2. 2. Развитие индивидуальности в процессе формирования 100 иноязычной культуры школьников на уроках иностранного языка
    • 2. 3. Основные подходы к выбору педагогических технологий 110 развития индивидуальности школьников
  • Глава 3. Экспериментальное исследование технологии развития 126 индивидуальности школьника в процессе освоения иноязычной культуры
    • 3. 1. Цель, задачи, этапы и методика экспериментального 126 исследования
    • 3. 2. Разработка коммуникативной технологии развития 135 индивидуальности школьника при освоении иноязычной культуры
    • 3. 3. Результаты и анализ опытно-экспериментальной работы
  • Заключение 162 Библиографический
  • список использованной литературы
  • Приложения

Развитие индивидуальности учащихся общеобразовательных школ в процессе овладения иноязычной культурой: На материале изучения иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В новом XXI веке, провозглашенном ЮНЕСКО веком полиглотов, весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. Происходящие в России на современном этапе социально-экономические преобразования тесно связаны с формированием новой образовательной парадигмы, где в качестве основополагающих принципов выступают культурологические и гуманистические ценности. В каждый период развития общества происходит переоценка ценностей в образовательной системе. Современное состояние общества выдвигает требования подготовки человека к решению сложных социально-экономических проблем. Устоявшиеся критерии не только меняются местами по своей значимости, но и поворачиваются новыми своими сторонами в свете современных задач образования.

Характерное для современности быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности вызывает потребность в поиске средств развития нравственной личности. Идеи гуманизации образования, направленные на развитие личности человека, достаточно прочно вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры. Культура как универсальное отношение человека к миру, через которое он познает окружающее и самого себя, является не только общим способом познания мира, но и способом взаимного понимания и сопереживания, так как воспроизводит вечные, общечеловеческие ценности. Язык культуры является инструментом накопления и обогащения всеобщего социального опыта в его системной целостности. Современное образование предполагает погружение учащихся в диалог культур с целью выработки у них системы ценностей как осознанных смыслов жизни. Без реализации задач гуманизации в образовании невозможно воспитать «человека духовного» в противовес «человеку рациональному», способного осмыслить приоритетность общечеловеческих ценностей при решении глобальных проблем современной цивилизации, которые вышли в настоящее время за пределы национальных границ. В документах Совета Европы по вопросам образования подчеркивается, что в системе образования формирование глобального мышления возможно не только на основе гуманистических принципов, выражающихся на современном этапе развития общества в признании равнозначности культур народов и на этой основе включения современного человека во взаимообогащающий диалог культур.

В связи с этим возрастает роль и значимость изучения иностранных языков. На основе глобальных изменений реформируется и современная российская школа, происходит существенное изменение и обновление содержания и методов обучения иностранному языку. Важным становится воспитать личность школьника, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке. Это позволит развить личностное, индивидуальное неповторимое мышление ученика. Он будет учиться иметь свою собственную точку зрения на мир, научится сосредотачиваться на общих вопросах бытия. Основой бытия и мышления нового XXI века является диалог различных культур. Обучение в контексте диалога культур позволяет развивать познавательную деятельность учащихся, их индивидуальность, и позволяет совершенствовать все виды речевой деятельности при изучении иностранного языка. Главным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, уважение к его личности, достоинству, понимание его личностных целей, запросов, интересов, индивидуальных особенностей. Необходимым условием педагогического процесса является индивидуальный подход к учащимся, приобретающий особую значимость в преподавании предметов гуманитарного цикла и, особенно, иностранного языка.

Проблемы индивидуальности ранее исследовались в России и за рубежом в различных аспектах: в философском (Н.А.Бердяев, Г. М. Гак, И. А. Ильин, А. Камю, И. Кант, В. В. Розанов, Ж. П. Сартр, Э. Фромм и др.) — в психологическом (Б.Г.Ананьев, А. Адлер, А. Маслоу, B.C. Мерлин, Г. Олпорт, Ю. М. Орлов, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн и др.) — в педагогическом (В.А.Сухомлинский, Н. И. Пирогов, К.Д.Ушинский). Все эти разработки нашли в 50-е гг. XX столетия отражение в западной гуманистической педагогике, основанной на гуманистической психологии А. Маслоу, а затем и в новом направлении российской педагогикипедагогике индивидуальности, у истоков которой в нашей стране стоят Б. Г. Ананьев, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, В. С. Ильин. Оба педагогических направления базируются на синтезе смежных наук, центрированных на человеке: философии экзистенциализма, педагогике и гуманистической психологии.

Для российского общества педагогика, обращенная на внутренний мир обучающегося, явление очень молодое, так как впервые попытка заговорить о всестороннем развитии личности была сделана лишь в середине XIX века великим русским педагогом — демократом К. Д. Ушинским, написавшим труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Но последовавшие в годы революционных преобразований общества отвергли идею всестороннего образования, взяв за основу коллективное воспитание, где интересы группы людей ставились выше интересов отдельной личности. Однако в связи с произошедшими в последние годы изменениями были выдвинуты и новые требования к образованному человеку и его месту в обществе, к системе образования и воспитания. В новых условиях развития общества появились такие направления в науке как андрагогика, акмеология, валеология, соционика, педагогика творческого саморазвития.

Параллельно развивается педагогика индивидуальности. Выполнен ряд специальных исследований по различным аспектам проблемы формирования индивидуальности школьника, студента, учителя (О.С.Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, Г. Г. Даниленкова, Н. В. Ютемешова, С. П. Клячин, Г. Г. Корсакова и др.).

Н.И. Болдырев, Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова, Ю. П. Сокольников, подчеркивают необходимость сочетания коллективной работы с учащимися с индивидуальным подходом к ним. Н. И. Болдырев считает, что индивидуальный подход нельзя понимать лишь как эпизодическое средство для решения отдельных педагогических задач, а он должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. Л. Ю. Гордин, В. М. Коротков отмечают важность единства педагогических требований в реализации индивидуального подхода к учащимся. В исследованиях Л. И. Божович, В. А. Крутецкого, Л. С. Славиной, П. М. Якобсона обращается внимание на необходимость учета мотивов деятельности, сознательных устремлений детей и подростков в процессе воспитания. Отдельные аспекты проблемы развития индивидуальности учащихся раскрываются в работах Д. Н. Эльконина, А. И. Шемшуриной, Т. Ф. Кузиной, Л. Г. Вяткина.

Проблеме развития индивидуальности учащихся на уроках иностранного языка уделяли большое внимание В. П. Кузовлев, Е. И. Пассов, М. Г. Каспарова, С. Ю. Николаева и др.

В педагогической литературе проблема индивидуализации обучения рассматривается авторами с разных позиций. Одни считают что этоважнейший дидактический принцип, другие — форма организации учебной деятельности или метод обучения и воспитания. Развитие индивидуальности учащегося мы склонны рассматривать как процесс, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности индивида: биологические, социальные, психологические, духовные. Применение индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе повышает активность учащихся, способствует развитию их познавательных интересов, улучшению качества успеваемости, развитию их индивидуальности. Решение задач совершенствования учебно-воспитательной работы школы требует усиления индивидуального подхода к учащимся с учетом их потребностей, интересов, ценностных ориентаций, знаний и умений — то есть того, без чего практически невозможно развивать саму индивидуальность школьника.

Целью современного обучения и воспитания является формирование свободной и ответственной личности, способной уважать не только общечеловеческие ценности, но и каждого отдельного человека.

Практика же показывает: организация образования в школе такова, что подготовка учащегося к освоению социальных перемен не может не быть успешной вне инновационных образовательных процессов, обеспечивающих индивидуально-личностное развитие. Формирование социально-ответственного поведения, выработка системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения наиболее значимы в подростковом возрасте, характеризующимся переходом от детства к взрослости, поиском личной идентичности.

Следует отметить, что традиционная система обучения не вполне обеспечивает условия для полноценного индивидуально-личностного развития учащихся.

Обучение школьников предполагает целенаправленное организованное педагогическое руководство, основанное на знании психических закономерностей и возрастных особенностей, в процессе которого происходит развитие внутренних сил, мышления, рефлексии, навыков культуры поведения, коммуникативной компетентности.

Для решения этой задачи в качестве одного из возможных подходов можно рассматривать изучение влияния содержания изучаемого курса (иностранного языка) на развитие кросс-культурной грамотности (т.е. знания не только культуры своей страны, но и страны изучаемого языка) учащихся. Это позволяет видеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознавать ценность каждой культуры в мировом культурном пространстве.

Необходимо отметить и еще один важный планируемой результат формирования кросс-культурной грамотности — развитие патриотических чувств. Чтобы любить свою Родину, по достоинству оценить ее вклад в развитие мировой истории и культуры, необходимо иметь информацию об особенностях национальной культуры и истории. Благодаря полному представлению о традициях, обычаях, языке своей и другой культуры и формируется целостное представление о мире как одном большом доме, в котором живут разные народы, отличающиеся друг от друга и в то же время объединенные общими стремлениями.

Общепризнано, что культура — сложнейшее создание человека и сама его создательница, являющаяся содержанием нашего бытия, неотделима от языка. Культура создает человека в той мере, в какой он создает культуру. Е. И. Пассов определяет культуру как «систему духовных ценностей», воплощенных или не воплощенных материально, которые созданы и накоплены обществом во всех сферах бытия. Это ценности, которые: «присущи всем народам во все времена (общечеловеческие) — присущи группе народов одной языковой общностиприсущи одному народу» [177, С. 8].

Всякая культура национальна по содержанию и индивидуальна (личностна) по способу присвоения, то есть культура — это индивидуально освоенные духовные ценности. «Иначе говоря, усвоить культуру — значит «знать — уметьтворить — хотеть» — «Хотеть — вот главный ведущий элемент в содержании культуры, ибо он определяет мотивационный аспект, а будучи соотнесенным с системой ценностей, и нравственный аспект человека как индивидуальности» [177, С.8]. Иначе говоря, все определяет культура, ее ценности, а не «знания и умения». Но ведь в традиционном обучении все внимание направляется именно на них, поскольку цель — «практическое владение». То есть, необходима переориентация образования со знаниецентрического на культуросообразное. Об этом пишут в своих работах Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова, Ж. И. Игумнова, Н. Е. Кузовлева, С. С. Артемьева и другие.

Анализ существующих научных разработок при наличии многообразных подходов показывает, что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных выше работ, проблема целенаправленного развития индивидуальности школьника в процессе овладения иноязычной культурой изучена недостаточно полно. На основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых: социальный заказ современного общества на личность, обладающую высоким уровнем развития культурологической компетенции и научным, целенаправленным подходом к ее развитиюпотребность в разработке, апробации и внедрении технологии, обеспечивающей достижение поставленной цели в период обучения в общеобразовательной школе.

Применительно к теме нашего исследования были выявлены следующие противоречия между:

— объективными потребностями общества в высоком уровне индивидуально-личностного развития и повышении культурологической компетенции школьников и не всегда достаточным вниманием общеобразовательных школ к этой проблеме;

— необходимостью определения сущности и специфики индивидуально-личностного развития учащегося и недостаточной теоретической и практической разработкой проблемы, недостаточной изученностью понятия «культурологическая компетенция школьника»;

— важностью индивидуально-личностного развития школьников средствами иноязычной культуры и отсутствием соответствующих технологий.

При всем многообразии научных подходов к проблеме развития ребенка обнаруживается противоречие между стремлением к глубокому погружению детей в иноязычную культуру и отсутствием единой позиции относительно прогнозируемого результата в виде личностных новообразований. Все вышеперечисленное обозначило следующую проблему: какие пути и условия развития индивидуальности школьников возможны в контексте гуманитарной парадигмы образования?

Недостаточная теоретическая разработка проблемы развития индивидуальности учащихся и выявленные противоречия (объективные потребности общества в высоком уровне индивидуально-личностного развития, повышение культурологической компетенции школьников и недостаточным вниманием общеобразовательных школ к этой проблеме) обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие индивидуальности учащихся общеобразовательных школ в процессе овладения иноязычной культурой (на материале изучения иностранного языка)».

Актуальность решения данной проблемы возрастает, если оценивать ее с позиций творческой стороны данного вопроса. В настоящее время значимость включения иностранного языка в учебно-воспитательный процесс растет в связи с его востребованностью, а преподавание этого предмета в общеобразовательной школе остается, за небольшим исключением, на прежнем уровне.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий и технологию оптимального развития индивидуальности школьников в процессе овладения иноязычной культурой.

Объект исследования: процесс обучения в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: развитие индивидуальности школьника в процессе овладения иноязычной культурой.

Общеизвестно, что включение иностранного языка в школьную программу является социальным заказом общества. Но для большинства учащихся иностранный язык является потенциальной, а не реальной ценностью, так как они очень плохо осознают, что может дать сам процесс овладения иностранным языком им лично. Ведь личностный смысл есть «отношение мотива к цели» (А.Н. Леонтьев).

Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, инновационные тенденции в системе среднего образования, была определена следующая гипотеза: развитие индивидуальности учащегося в • процессе овладения иноязычной культурой будет более эффективным, если:

1. Выявлены дидактические условия, которые способны всесторонне учитывать индивидуальные особенности учащихся (психофизические, интеллектуальные, нравственные, социальные и другие), что является важнейшим фактором успешности обучения в школе.

2. Образовательный процесс в школе будет ориентирован на разработанную технологию развития индивидуальности учащихся в процессе овладения иноязычной культурой.

3. Вооружить учителей необходимой системой методических приемов обучения и воспитания, обеспечивающих эффективное развитие индивидуальности школьников в процессе овладения иноязычной культурой.

Для достижения цели исследования и в соответствии с гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятий «личность», «индивид», «индивидуальность», «индивидуально-личностное развитие».

2. Проанализировать состояние изучаемой проблемы, выработать комплекс условий, оптимально обеспечивающих развитие индивидуальности учащихся.

3. Разработать педагогическую технологию развития индивидуальности учащихся с учетом социокультурного компонента и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования явились: философские учения о сущности человека, личности, индивидуальности, ее развитии деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, К. К. Платонов, Л. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, И. И. Резвицкий и др.), концепции влияния психофизиологических особенностей личности на успешность обучения (Э.А. Голубева, З. И. Калмыкова, А. Н. Леонтьев, В. Д. Небылицын, В. М. Русанов, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Б.М. Теплов), психолого-педагогические аспекты оптимизации процесса обучения иностранным языкам (В.А. Артемов, Г. А. Китайгородская, Г. К. Лозанов, Е. А. Маслыко, A.M. Матюшкин, Е.Д. Петрова), исследования по проблеме индивидуализации и дифференциации образования (В.И. Гладких, В. И. Загвязинский, Е. С. Рабунский, К. В. Сизов, И. М. Чередов, Н. Э. Унт и др.), психолого-педагогические основы изучения и применения игровых средств воспитания и обучения (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Решение поставленных задач и проверка исходных положений гипотезы осуществлялись на основе комплекса методов исследования. В диссертации использовались как философские методы (восхождение от абстрактного к конкретному, противоречия), общенаучные (анализ и синтез, эксперимент, наблюдение), социологические (анкетирование, тестирование), так и собственно педагогические (беседы, констатирующий и формирующий эксперименты).

База исследования: эксперимент проводился на базе МОУ (муниципальные общеобразовательные учреждения) «Средняя образовательная школа» №№ 9,16 г. Энгельса Саратовской области. В эксперименте принимали участие 212 учащихся 5−7 классов.

Первый этап (1997;1999 г. г.) — диагностический, заключался в изучении и анализе философской, социологической, методической, психологической, педагогической и социальной литературы с целью изучения состояния решения проблемы индивидуального подхода к учащимся, развития их индивидуальности, потребности в гуманитарной культуре при обучении иностранному языку, то есть изучение опыта преподавания иностранного языка с применением самых разнообразных методов обученияобоснование актуальности проблемы и разработка исходных теоретических положенийотбор методик исследованияуточнение гипотезы, цели, рабочих понятий и построение программы исследования.

Второй этап (1999;2000 г. г.) — поисково-теоретический, был связан с теоретической разработкой основной идеи исследования. Продолжалось теоретическое исследование проблемыуточнялся понятийный аппарат по теме исследования проблемыразрабатывалась схема эксперимента и необходимая документация.

Проводился констатирующий педагогический эксперимент по изучению индивидуальных особенностей обучающихся и их ценностных ориентаций. Это был этап выработки программы, определения задач, выбора методов исследования. На втором этапе широко использовались методы анализа фактических данных, наблюдение, анкетирование, беседы.

Третий этап (2000;2001 г. г.) — опытно-экспериментальный, проводился теоретический анализ результатов констатирующего эксперимента. Был начат обучающий эксперимент в школах № 9 и № 16 г. Энгельса Саратовской области. Осуществлялось уточнение и корректировка методики проведения педагогического эксперимента, проведен эксперимент по развитию индивидуальности и воспитанию личности школьников, применению индивидуального подхода в формировании ценностных ориентаций учащихся, проверялась эффективность разработанной методики.

Четвертый этап (2002;2003 г. г.) — заключительно-обобщающий, на данном этапе осуществлялось вторичное диагностическое исследование на базе школ г. Энгельсабыл завершен педагогический эксперимент, в ходе которого подтвердились положения исходной гипотезы, оценена достоверность экспериментальных результатов, подведены основные итоги, сформулированы выводы. Были разработаны методики и методические рекомендации для учителей по развитию индивидуальности учащихся и индивидуальному подходу к ним при обучении иностранному языку посредством межкультурной коммуникациина данном этапе осуществлялась реализация экспериментальной авторской технологии, внедрение результатов исследования в практику обучения и разработка рекомендаций по их практическому применению. Завершено написание диссертации.

Научная новизна исследования:

— уточнен понятийно-терминологический аппарат исследуемой проблемы;

— разработан комплекс психолого-педагогических условий, позволяющих более оптимально развивать индивидуальность учащегося в процессе овладения иноязычной культурой;

— разработана авторская технология развития индивидуальности учащихся в процессе овладения иноязычной культурой;

— экспериментально исследован феномен языковой культуры как концентрированного выражения гуманитарной культуры и как средства развития индивидуальности учащихся;

— показаны средства формирования культурологической компетенции школьников на уроках иностранного языка.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: внесен вклад в теорию развития индивидуальности учащихся в условиях модернизации школьного образованияс позиций гуманизации и гуманитаризации современного образования создан комплекс условий, позволяющий оптимально развивать индивидуальность учащихсяраскрыты потенциальные возможности и дополнительные резервы языкового образования в личностном развитии школьников, учитывающие его индивидуальность.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по внедрению комплекса психолого-педагогических условий, оптимально развивающих индивидуальность школьников и позволяющих правильно формировать группы обучающихсявыработке надлежащих критериев постоянного мониторинга индивидуальных особенностей учащихсяповышении кросс-культурной грамотности учащихся и формировании их культурологической компетенцииразработке и применении технологии развития индивидуальности учащихся общеобразовательной школы в процессе овладения иноязычной культурой и внедрении данных рекомендаций в систему повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологией исследования, его соответствием поставленной проблемеего осуществлением на теоретическом и практическом уровнеприменением комплекса методов, адекватных предмету исследованиястатистической значимостью экспериментальных данныхсопоставлением полученных научных данных с имеющимся педагогическим опытомапробацией выводов в массовой аудитории, воспроизводимостью результатов исследованияличным участием автора в экспериментальной и педагогической работе.

На защиту выносятся следующие положения:

Существо проблемы состоит в том, что;

1. Традиционная система обучения не обеспечивает в полной мере условия для полноценного индивидуально-личностного развития учащихся. Для этого автором предложена система инновационных приемов, обеспечивающих успешность индивидуально-личностного развития учащихся.

2. Предлагается авторская технология, состоящая из учета индивидуально-личностных свойств обучаемого, которая обеспечивает успешное овладение иноязычной культурой.

3. Представлена характеристика комплекса психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию индивидуальности учащихся в процессе овладения иноязычной культурой, а именно:

— развитие коммуникативной компетенции учащихся;

— активизация познавательной деятельности учеников, повышение их образовательного уровня;

— развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, участвующих в межкультурной коммуникации;

— формирование интереса как к иностранному языку, так и к культуре своего народа.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в процессе опытно-экспериментальной работы, выступлениях на Международной научно-практической конференции «Языковое образование в национально-культурном наследии России» (Москва, 2001 г.), на научно-практической конференции в Саратовской государственной академии права «Язык: вопросы теории и практики преподавания» (2002 г.), на VI и VII Всероссийском семинаре преподавателей английского языка (г. Обнинск, 2002 и 2003 г. г.), на Всероссийской конференции «Современные технологии преподавания иностранного языка» (Москва, 2003 г.), на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета, путем периодического обсуждения работы на педагогических советах школ №№ 9, 16 г. Энгельса, выступлений с докладами в СарИПКиПРО. Результаты исследований внедрены в программы подготовки преподавателей, методистов, слушателей ИПКиПРО. Результаты работы используются при разработке новых методик обучения иностранным языкам учащихся общеобразовательных школ и лицеев, в системе довузовского и вузовского образования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка используемой литературы из 281 наименований и 5 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

Анализ экспериментальных данных по проверке эффективности разработанной коммуникативной технологии развития индивидуальности учащихся на уроках иностранного языка и внеклассных занятиях позволил сделать следующие выводы:

1. 1. В традиционной системе обучения общеобразовательных школ уровень культурологической компетенции учащихся явно недостаточен. Как следствие того, что учителя-практики не обеспечены в полной мере педагогическим инструментарием, нацеленном на повышение данного уровня.

2. Процесс развития индивидуальности учащихся требует конкретного теоретического и технологического обеспечения, что может быть осуществлено с помощью предложенной авторской педагогической технологии.

3. Внедрение коммуникативной технологии развития индивидуальности учащихся показало ее несомненную эффективность, что подтверждено количественными и качественными результатами.

4. Диагностические методики учета индивидуальных особенностей учащихся на уроках иностранного языка и внеклассных занятиях, которые были использованы в процессе эксперимента, позволяют с большей вероятностью достоверности определить тенденцию увеличения или уменьшения исследуемых качественных показателей личности. В разработке методики учета индивидуальных особенностей мы руководствовались следующими положениями: а) успех обучения иностранному языку в значительной степени зависит от своевременной ликвидации пробелов в речевых умениях и навыках учащихся и разумной адаптации учебного материала с учетом возможностей каждого школьника. Варьируя сложность заданий, учитель имеет возможность целенаправленно развивать то или иное умение с учетом уровня знаний каждого ученикаб) всякая сфера человеческой деятельности, в том числе и учебная, неразрывно связана с направленностью личности, ее интересами, потребностями, отношением к ней. Использование социокультурного подхода в процессе обучения наряду с учетом индивидуальных особенностей учащихся дает учителю возможность включить в активную деятельность даже слабых учеников, которые могут проявить себя как незаурядный переводчик, артист, организатор.

В качестве критериев, которые позволяют доказать, что учет индивидуальных особенностей учащихся является важнейшим условием повышения их культурологической компетенции мы использовали:

1) критерии сформированности способности к ответственности, который мы рассматривали через время овладения учебным материалом;

2) критерий сформированности способности к самоопределению, который мы рассматривали через скорость овладения знаниями;

3) критерий сформированности способности быть благодарным, который мы рассматривали через точность полученных знаний;

4) критерий сформированности творчества как самодеятельности, который мы рассматривали через устойчивость знаний.

5. Разработанный механизм реализации комплекса психолого-педагогических условий развития индивидуальности учащихся в процессе овладения иноязычной культурой следующий:

— изучение индивидуальных особенностей ученика;

— условное отнесение ученика к той или иной типологической группе;

— подготовка и организация межкультурной коммуникации («диалога культур») с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

— анализ и обобщение проделанной работы.

Заключение

.

Рассмотрена проблема теоретического и технологического обеспечения процесса развития индивидуальности школьников, их культурологической компетенции на уроках иностранного языка и внеклассных занятиях позволяет нам подвести итоги опытно-экспериментальной работы и сделать психолого-педагогические выводы, подтверждающие верность гипотезы нашего исследования.

Парадигма образования, направленная на развитие индивидуальности актуализировала эту проблему, требуя от поколения, вступающего в жизнь, высокого уровня сформированности культурологической компетенции.

Приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе является развитие индивидуальности школьников, которое мы понимаем как интегрированное личностное образование, проявляющееся в разнообразной творческой деятельности, возникающее на основе ценностной значимости, личностно-индивидуальных мотивов.

Анализ проведенного нами исследования позволяет констатировать следующие результаты:

1. Проблема развития индивидуальности учащихся и повышения их культурологической компетенции в педагогической и психологической литературе и школьной практике требует более пристального внимания со стороны теоретиков и практиков.

2. Индивидуальный подход к учащимся реализуется лишь на уровне учета успеваемости школьников, при этом редко учитываются особенности памяти, мышления, темперамента, характера.

3. Формирование культурологической компетенции в учебном процессе не является систематическим и целенаправленным, при организации этого процесса не учитываются индивидуальные особенности школьников. Это может быть объяснено тем, что учителя в недостаточной степени владеют методикой организации обучения с использованием индивидуального подхода, ощущается недостаток методических разработок, в том числе учебных пособий.

4. Проведено экспериментальное обучение, имеющее целью выявить влияние коммуникативной технологии развития индивидуальности учащихся на формирование их культурологической компетенции.

5. Разработана коммуникативная технология развития индивидуальности учащихся при формировании культурологической компетенции.

На основе проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

Анализ психолого—педагогической литературы и школьной практики показывает, что проблема развития индивидуальности учащихся остается актуальной в современных условиях. Она требует практической реализации на любом этапе процесса обучения, на любом этапе урока, во всех видах учебной деятельности.

Исследователи неоднозначно подходят к данному понятию, считая индивидуальный подход формой организации педагогического воздействия на ребенка, средством повышения эффективности обучения, воспитания активности и самостоятельности, а также основным принципом обучения. Не отрицая правомерность перечисленных подходов и определяя индивидуальный подход как учет индивидуальных особенностей (физиологических, социальных, психологических, дидактических) учащихся в условиях коллективных форм организации учебной деятельности, мы считаем его одним из важнейших, условий эффективности организации учебного процесса.

Значимость культурологической компетенции для школьной практики определяется: во-первых, тем, что школьники продвигаются в учении неравномерново-вторых, тем, что для формирования личности школьника требуется систематическая индивидуальная работа.

Эти положения имеют особое значение для процесса обучения иностранному языку, так как речь человека является индивидуальной как выражение его переживаний, чувств, эмоций, моральных устремлений, ценностных ориентаций и т. д. Поэтому при обучении иностранному языку очень важно учитывать все структурные компоненты индивидуальности школьников. Структура индивидуальности ученика включает в себя следующие подструктуры:

— индивидную (внимание, память, работоспособность, фонематический слух, мыслительные способности, типологические особенности высшей нервной деятельности);

— субъектную (индивидуальный опыт операционного действования);

— личностную (контекст деятельности, жизненный опыт, мотивационная сфера, сфера интересов, желаний, склонностей, духовных потребностей, мировоззрения, эмоционально-чувственная сфера, статус личности).

1. Личностное развитие представляет собой динамичное структурно-уровневое образование, отражающее единство целевого, мотивационного, операционного и результативного компонентов.

Степень сформированности данных компонентов в структуре личности, позволило выделить различные уровни личностного развития, к которым мы отнесли: 1) низкий (так называемые «слабые» ученики), 2) средний (ученики со средним уровнем развития) и 3) высокий (так называемые «сильные» ученики).

Содержание каждого уровня личностного развития подростка подразумевает определенную степень включенности в учебную деятельность, а также отражает динамику закономерного развития индивидуальных качеств личности школьника.

Качественными характеристиками уровней развития индивидуальности учащихся нами были взяты следующие показатели, отражающие основные компоненты структуры личности и специфические особенности учебной деятельности: учебно-личная направленность (интересы, склонности, убеждения, потребности) — адекватность самооценки реальных учебно-личностных возможностейстепень включенности в учебную деятельностьстепень самостоятельности в выполнении учебной деятельности.

Выделенные уровни развития индивидуальных качеств личности школьника позволяют проследить и проанализировать динамику их формирования на различных этапах обучения на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности в общеобразовательной школе.

Теоретическим и технологическим обеспечением процесса развития индивидуальности учащихся на уроках иностранного языка явилась разработанная, апробированная и внедренная в школах городов Энгельса, Саратова и Балашова авторская педагогическая технология. Экспериментальная педагогическая технология представлена как совокупность дидактических, психологических и педагогических приемов, которые способствовали реализации поставленной цели — достижения высокого уровня развития индивидуальных качеств личности школьников, повышения их культурологической компетенции в процессе овладения иноязычной культурой.

Наряду с закономерностями и принципами традиционной педагогики, особую значимость в коммуникативной технологии развития индивидуальности учащихся в иноязычном образовании мы придавали принципу личностной ориентированности, предполагающем максимальное раскрытие индивидуальных способностей школьников, свободу выбора. Данный принцип явился системообразующим фактором всей коммуникативной технологии развития индивидуальности учащегося в процессе взаимодействия с иноязычной культурой.

Теоретическое и технологическое обеспечение в виде предложенной коммуникативной технологии развития индивидуальности учащихся имеет общедидактическое значение, обладает универсальным характером и может применяться не только при преподавании иностранных языков, но и стать ведущим звеном предметов гуманитарного цикла.

Сопоставление результатов констатирующего, формирующего и заключительного этапов эксперимента позволяет говорить об эффективности авторской педагогической технологии, которая существенно повысила уровень развития индивидуальных качеств личности школьника и их культурологическую компетенцию.

2. Экспериментальное обучение подтвердило, что использование коммуникативной технологии развития индивидуальности учащихся повышает эффективность учебного процесса (возросла скорость овладения учебным материаломповысилась точность полученных заданий, знания учащихся стали боле устойчивыми). Средний балл успеваемости повысился с 3,52 до 4,0. Коэффициент эффективности обучения с учетом индивидуальных особенностей составил 1,07. Это подтверждает, что предлагаемая методика эффективна. Значительно повысился интерес учащихся к изучению иностранного языка (80% учащихся показывают высокий уровень интереса), школьники становятся активными участниками «диалога культур». Осваивая язык как феномен гуманитарной культуры, учащиеся активно овладевают способами проникновения в глубинные смыслы языка, в культуру языка.

Открытие таких сторон в языке, которые свидетельствуют о культуре, менталитете, истории, психологии другого народа, делает познание гораздо более глубоким и личностным. Ценностный план восприятия языка совпадает с прагматическим: более глубоко познается и сам язык. Повышается роль самого языка в развитии культуры учащегося, когда новое языковое знание прорастает в его культуре и становится мотивом в овладении языком как культурой.

3. Анализ психолого-педагогической литературы и имеющийся опыт преподавания иностранного языка позволили нам выделить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития культурологической компетенции учащихся и дать им дидактическое обоснование. К таким условиям отнесены:

— организация обучения с учетом творческой деятельности, стимулирующей познавательный интерес школьников при изучении иностранного языка;

— создание на занятиях ситуаций успеха с опорой на межпредметные связи, помощь и контроль со стороны преподавателя;

— учет при организации процесса коммуникативной и коллективной деятельности школьников;

— обучение учащихся средней школы основам рефлексии с учетом их витагенного опыта.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы были проведены микроисследования среди преподавателей, родителей об их отношении к проблеме развития индивидуальных качеств личности школьников и повышения их культурологической компетенции. Было выявлено, что, несмотря на определенный интерес, данная проблема еще не нашла ни в семье, ни в традиционной системе обучения иностранному языку, носит эпизодический, нецеленаправленный характер, что говорит о недостаточности теоретического и практического материала к ее разрешению.

Подведение итогов заключительного этапа экспериментальной работы позволило сделать следующие выводы: развитие культурологической компетенции учащихся, их индивидуальности, повышение кросс-культурной грамотности обучаемых, учет их индивидуальных особенностей на уроках иностранного языка и внеклассных мероприятиях должно стать одной из приоритетных задач средней общеобразовательной школыактивизация языковой и общей гуманитарной культуры учащихся повышает интерес к процессу получения знаний, становится мотивом к соизучению языка и культурыв результате экспериментального обучения было отмечено продвижение учащихся в каждой группе по всем рассматриваемым индивидуальным особенностямучащиеся, имеющие низкий и средний уровень интереса к иностранному языку значительно его повысили посредством развития своей культурологической компетенцииотмечено повышение активности и уровня сформированности практических умений и навыков слабых учениковнаблюдалось повышение интереса к индивидуальным занятиям у сильных учащихся, проявляющих творчество при их выполнениизначительно повысилась культурологическая компетенция учащихся и уровень интереса к изучению иностранного языка. Если в контрольных классах только 34% учащихся указали целью изучения языка повышение культурного уровня, то в экспериментальном классе этот показатель составил 86%, что является косвенным свидетельством значительного развития интереса к языку у тех учащихся, которые обучались по экспериментальной коммуникативной технологии развития индивидуальностирезультаты, полученные в ходе эксперимента, дают основания для утверждения вывода об эффективности предложенной авторской технологии, которая позволяет не только теоретически и технологически обеспечить данный процесс, но и открывает возможность научного подхода к продолжению, расширению и углублению развития индивидуальности личности в последующей жизнедеятельности.

Апробация средств коммуникативной технологии развития индивидуальности учащихся в учебном процессе делает процесс формирования культурологической компетенции системным и эффективным и повышает воспитательную, гуманистическую роль процесса обучения иностранному языку.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976.-188 с.
  2. Агацци. Человек как предмет философии//Вопросы философии. — 1989. № 2 С. 24−34.
  3. Л.Н. Развитие творческой индивидуальности младшего школьника в условиях семейного и общественного воспитания: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ Ин-т общего образования Мин-ва образования Рос. Федерации. М., 1997. 24 с.
  4. Г. Н. Научные основы умственного труда. Учебная деятельность и память: Методические указания. -Орджоникидзе, 1987.-33 с.
  5. .Г. и др. Индивидуальные различия человека и константность воспитания. М.: Мысль, 1968.-55 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания/ Б.Г. Ананьев- АНСССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  7. .Г. Психофизиология студенческого возраста в усвоении знаний// Вест, высшей школы. 1972. — № 7. — С. 22.
  8. .Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии). Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1980.-325 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 240 с.
  10. О.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Кн. 1. Казань: Артемида, 1996.- 192 с.
  11. ЬАнисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. 183 с.
  12. Н.В. Психологический анализ роли личностной значимости содержания высказывания в речевой деятельности/ Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1984. — 24 с.
  13. С.В. Художественное творчество как фактор развития индивидуальности и воспитания личности школьников: Дисс.. канд. пед. наук/ Калининградский гос. ун-т Калининград, 2000. — 188 с.
  14. А.Г. Психология индивидуальности. М., 1986.- 183 с.
  15. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  18. И.С. Культура невербального общения на уроке немецкого языка//Иностранные языки в школе. 1996. — № 2. — С. 17−19.
  19. Э.А. Культура, творчество, человек/Сб. ст. сост. Э. А. Баллер, Н. Е. Злобин -М.: Молодая гвардия, 1970. 227 с.
  20. М.М. Методология современного гуманитарного знания. /Тез. докл. участников вторых Саранских Бахтинских чтений. Саранск: Изд-во мордовского ун-та, 1991. — 116 с.
  21. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -388 с.
  22. А.С. Ситуация успеха. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1997. -185 с.
  23. Н.А. Проблема человека.(к построению христианской антропологии)//Ступени.- 1990-№ 1.-С. 84−102.
  24. В.М. Сознание и его границы. М., 1888. — 214 с.
  25. B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения// Воспросы философии. 1989. — № 6. — С. 31−43.
  26. B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления о жизненных проблемах. — М.: Новая школа, 1990. — 230 с.
  27. B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  28. Д.В. Две неразделимые стороны учения-мотивация и техника// Иностранный язык для научных работников. Теория и практика преподавания. -М.: Наука, 1978. С. 3−29.
  29. В.М. Гуманистическая концепция профессионально-педагогической подготовки учащихся в ФРГ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/- Ин-т развития личности. М, 1997. — 21 с.
  30. П.П. Задачи и методы новой народной школы. /Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 -х т. — М.: Педагогика, 1979. T.l.-c. 39−85.
  31. П.А. Средства нравственно-эстетического развития детей дошкольного возраста (на материале иностранного языка): Автоф. дисс.. канд. пед. наук/ Самарский гос. пед. ун-т. Самара, 2000. — 22 с.
  32. Е.А. Индивидуально-личностное развитие подростков в инновационной системе обучения: Дисс.. канд. пед. наук/ Самарский гос. ун-т Самара, 1999. — 189 с.
  33. И.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. 1979, № 4 -С. 27−28.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  35. Н.И. Классный руководитель. Изд. 2-е, исп. и доп. М.: Просвещение, 1978. — 271 с.
  36. В.М. Анализ мотивации учебной деятельности как одного из факторов гуманизации образования/ЛГуманизация образования — императив XXI века (отв. ред. И.А. Зимняя) -М.: Ислед. центр, проблем качестваподгот. специалистов, 1996.-С. 141−152.
  37. В. Марксистская теория оценки: пер. со словац. /Общ. ред. и послесловие Ю. Н. Солодухина. М.: Прогресс, 1982. — 261 с.
  38. А.А. Индивидуальный подход в обучении//Сов. педагогика. -1965. -№ 7.-С. 70−83.
  39. К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. — М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
  40. Валери Поль. Об искусстве: изд. 2-е, доп. М.: Искусство, 1993. — 506 с.
  41. В.А. Развитие творческого потенциала учащихся худ.-гуманитарной гимназии в процессе изобразительной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ Нижегородск, гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 1997.-21 с.
  42. Д.Н. Теоретическое и технологическое обеспечение творческого саморазвития школьников (на материале уроков музыки, МХК и внеклассных занятий): Дисс.. канд. пед. наук/Саратовский гос. ун-т. -Саратов, 2002. 165 с.
  43. Е.К. Развитие потребности взрослых в гуманитарной культуре в процессе освоения иностранного языка: Дисс.. канд. пед. наук/ С.-Пб. гос. ун-т. -СПб., 1999. 193 с.
  44. Т.О. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося: Дисс.. канд. пед. наук: Саратовский гос. ун-т-Саратов, 1998 181 с.
  45. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Просвещение, 1973.-183 с.
  46. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: Изд-во АН ССР, 1963. 256 с.
  47. .Л. Обучение взрослых иностранному языку: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1978. — 168 с.
  48. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1966.-№ 6. — С. 56.
  49. Л.С. Педагогическая психология /Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.- 432 с.
  50. JI.C. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  51. Е.В. Влияние родной культуры на иноязычное общение студентов: психолого-педагогический анализ: Дисс.. канд. псих, наук,-М, 200.- 150 с.
  52. Л.Г. Этапы исследования познавательной самостоятельности студентов/ Актуальные проблемы современной педагогики: Межвузовский сборник трудов молодых ученых, вып. 2. Саратов: «Стило», 2001. — 166 с.
  53. Л.Г., Гусейнов А. З. Цели и задачи воспитания. -Саратов: «Стило», 2001. 28 с.
  54. Л.Г., Тарский Ю. И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых (аксимиологические аспекты). — Саратов, 1994.-92 с.
  55. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий//Исследование мышления в советской психологии Сб. статей. Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1966.-С. 236−277.
  56. Г. Ф. Наука и логика. -М.: Мысль, 1972. Т. 3. с. 306−307.
  57. Гез Н. Н. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований //Иностранные языки в школе, 1985.-№ 2- С. 18−23.
  58. О.И. Ценностные изменения и трансформация антропологической основы либерализма./Мтриум, 1999.- № 1 С. 21−25.
  59. Ю.Б., Пузырей А. А. Психология личности. М.: Педагогика, 1982. — 277 с.
  60. В.И. Индивидуальный подход как условие повышения эффективности урока в 5-х классах: Дисс.. канд. пед. наук/ ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1961. — 284 с.
  61. В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье. -Пенза, 1958.-158 с.
  62. З.И. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ МГПУ им. В. И. Ленина. М, 1997.-17 с.
  63. В.Г. Воспитательный задачник учителя// Коммуникативная методика. 2003. — № 3. -С. 58−59.
  64. Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. — М.: Педагогика, 1971. 200 с.
  65. Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. Из опыта работы шк. г. Таганрога/Предисл. В. М. Короткова. -М.: Педагогика, 1984.-112 с.
  66. О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград: Калининградский ун-т, 1995. — 94 с.
  67. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: изд-во Рост, ун-та, 1979. — 263 с.
  68. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
  69. А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. -М.: Знание, 1989. 205 с.
  70. Д. О достаточности естественной религии. Собрание соч.: В 2-х т.-М.: Мысль, 1986. Т.1-с. 188−198.
  71. Динамика культуры: методические проблемы. М.: Просвещение, 1989. -207 с.
  72. Н.А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью// История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия/ под. ред. М. Ф. Шабаевой. — М.: Просвещение, 1976.-е. 169−186.
  73. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. — 351 с.
  74. О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.-388 с.
  75. И.В., Круглов Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся/ЛДенностные ориентации и интересы школьников: Сб. науч. тр. /Редкол.: Т. Н. Мальковская (Отв. ред.) и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — С. 27−36.
  76. Д. Психология и педагогика мышления/Перевод с анг. яз./Под ред. Н. Д. Виноградова. М.: Современность, 1997. — 208 с.
  77. A.M. Конституциональные особенности психики JI.H. Толстого. М.: Сварог, 1995. — 110 с.
  78. И.В. Роль продуктивного воображения в структуре творческого процесса.: Автореф. дисс.. канд. философских наук/Киев: Киев. Гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко.-Киев, 1991. 18 с.
  79. С.А. Педагогические условия самореализации личности учащегося в системе непрерывного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук, М., 1998. 22 с.
  80. JI.A. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка): Дисс. канд. пед. наук, — Иркутск, 1999.- 203 с.
  81. Изучение иностранного языка и интеллектуальное развитие личности //Психолого-педагогические вопросы гуманитарного образования в техническом ВУЗе. Новосибирск: Изд-во НЭТИ, 1989. — С. 68−74.
  82. И.П. Динамика мотивации учебной деятельности взрослых (интенсивное обучение): Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1983. -16 с.
  83. Интенсивные формы обучения иностранным языкам /Под ред. Д. Х. Бакеевой. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. 96 с.
  84. Л.Г. Культура и социальная структура//Социологические исследования, 1993. № 3. -С. 40−48.
  85. К психологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 4. Л.: ЛГУ, 1978. — С. 3−15.
  86. М.С. К построению философской теории личности.//Философские науки. 1971. — № 6-С.14.
  87. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.: ЛГПИ, 1989. — 83 с.
  88. З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников //Советская педагогика. 1968. — № 6. — С. 105−117.
  89. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.-с. 162−171.
  90. Я.А. Великая дидактика//Избр. пед. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1982, т. 1.- 656 с.
  91. А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982.- 224 с. Ю5. Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и диагностика. JL: ЛГПИ, 1991. -84 с.
  92. А.В. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 1988. — 160с.
  93. А.В. Социально-педагогические приоритеты современности: О формировании нового мышления учителя//Сов. педагогика. 1991.- № 1 — С. 50- 54.
  94. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 1996.-188 с.
  95. В.М. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика. 1996. — № 2. — С. 31−35.
  96. ПО.Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. — М.: Педагогика, 1991.-171 с.
  97. А.Г. Психология личности. М.: Педагогика, 1970. — 284 с.
  98. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -Л.: ЛГУ, 1957.-Т.1.-264 с.
  99. Коган J1.H. Всестронее развитие личности и культура. М.: Знамя, 1981.- 63 с.
  100. И.А., Нагавкина Л. С., Барышникова Е. Н. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. СПб.: ИЗИДА, 1994.-580 с.
  101. Коммуникативное обучение иноязычной культуре/ Сб. науч. тр. Выпуск 4.- Липецк: ЛГПИ, 1993.-С. 17−19.
  102. Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957.-400 с.
  103. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре: Пособие для учителя/Под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. — М.: Просвещение, 1992. 127 с.
  104. .И. Учение-процесс творческий. М.: Просвещение, 1989. -158 с.
  105. В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: 1988. -157 с.
  106. В.А. Вопросы психологии способностей. М.: Педагогика, 1973.-216 с.
  107. Т.Ф. К вопросу о методике индивидуального подхода в воспитании подростков.// Воспитание и развитие школьников. — М.: Просвещение, 1973.-С. 88−101.
  108. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки./Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980, 172 с.
  109. Культура и творчество: Сб. науч. трудов. Тверь, 1995. — 173 с.
  110. Культура современного урока /Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Российское пед. агентство, 1997. — 92 с.
  111. Культурная среда и ее освоение. М.: 1986. — 183 с.
  112. Ю. Н. Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1977. — 152 с.
  113. А.Ф. О естественном эксперименте. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под. ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1980.- с. 6−8.
  114. В.А., Толстых А. В., Межуев В. М., Буева Л. П., Михайлов В. Т., Зотов А. Ф. Культура, культурология и образование // Вопр. философии, 1997. № 2. — С. 13−18.
  115. А.А. Мир человека и мир языка. -М.: Дет. лит., 1984. -126 с.
  116. А.А. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка// Иностр. языки в школе. 1975. -№ 5. — С. 72−76.
  117. А.А. Язык, речь, деятельность. М.: Просвещение, 1969. -214 с.
  118. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  119. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. — Т. 1. — 392 с. Т. 2. — 320 с.
  120. А.Н. Умственное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1950. -с. 16−35.
  121. А.А. Очерки психологии личности. М., 1993. -204 с.
  122. А.А. Коммуникативность: пришло или прошло ее время? //Иностран. языки в школе 1991. — № 5 — С. 22−23.
  123. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991. — с. 95−148.
  124. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-на Дону: Осирис, 1995. — 158 с.
  125. Г. К. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедической системы при обучении иностранным языкам//Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 3. -М.: 1977. С. 7−16.
  126. М.Л. Искусство стихотворного перевода // Перевод -средство взаимного сближения народов. М.: Прогресс, 1987. — с. 91−106.
  127. А.С. Философия. Мифология. Культура. М.: Наука, 1991. -430 с.
  128. О. А. Формирование культурологической компетенции старшеклассников лицея в процессе изучения иностранного языка: Дисс.. канд. пед. наук/Челябинский гос. ун-т.-Челябинск, 2000. 191 с.
  129. Г. А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса.: Алма-Ата: Мектеп. 1978. — 65 с.
  130. Н.М. Неизвестная школа. Учебное пособие. Самара: Изд-во СГУ, 1993.-233 с.
  131. А.С. О воспитании./Сост. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1990. -415 с.
  132. А.С. Собрание сочинений в 7 т-х: М., Изд-во Акад. пед. наук.-1960. Т. 5.-431 с.
  133. О.М. Развитие умений в чтении и говорении на основе художественного текста у студентов нефилологического профиля: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ Московский гос. пед. ун-т. М., 1989.18 с.
  134. А.К. Формирование интереса к учению школьников. М.: Педагогика, 1986. -170 с.
  135. А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.-с. 190−192.
  136. С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы.: Дисс.. канд. психол. наук/МГУ.-М, 1988.-162 с.
  137. E.JI., Бабинский П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск.: Высшая школа, 1998.522 с.
  138. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. -М.: Педагогика, 1985. 319 с.
  139. Н.А. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Просвещение, 1977. — С. 47
  140. B.C. Проблема психологии личности в связи с типом высшей нервной деятельности. Пермь, 1959. -123 с.
  141. Т.М. Некоторые приемы обучения лексике иностранного языка в свете учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности// Иностр. языки в школе, 1952. № 6. — С. 33−49.
  142. Р.П. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России//Иностран. языки в школе. -1997.-№ 6- С. 7−12.
  143. А.В. Коммуникативная культура личности: теоретические и методологические проблемы: Сб. науч. тр. /АПН СССР. М.-.АПН, 1989. -284 с.
  144. А.В. Современный старшеклассник: проблема самоопределения. М.: Знание, 1977. — 241 с.
  145. В.Н. Социальная психология личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-356 с.
  146. А .Я. Инновации в образовании. Челябинск: ЧФ ИПО МО РФ, 1995.-228 с.
  147. В.Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  148. М.А. Формирование действенного отношения младших школьников к окружающему миру на занятиях художественным трудом.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ Центр эстет, воспитания РАО. М., 1997.-19 с.
  149. С.Ю. Индивидуализация обучения иностранному языку. -Киев: Выща школа. 1987. — 139 с.
  150. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук/ МГУ. М., 1984. — 33 с.
  151. Основы общей психологии: в 2 т. -Т. 1 М.: Педагогика, 1989. — 486 с.
  152. Очерк интегративного исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-225 с.
  153. И.П. Физиология высшей нервной деятельности. //Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Медгиз, 1951. — с. 387−388.
  154. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  155. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр. яз. М.: Просвещение, 1985. -208 с.
  156. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. — 276 с.
  157. Е.И. Программа концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур: 511 классы. — М.: Просвещение, 2000. — 174 с.
  158. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — 2-е изд. -М.: Просвещение, 1988. 223 с.
  159. Е.И., Кузовлев В. П., Коростелев B.C. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества// Иностр. языки в школе. 1987. -№ 6. — С. 29−33.
  160. Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993.- 159 с.
  161. А.В. Методика индивидуализации технологической подготовки учащихся 5−7 классов на основе учета личностных свойств: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ Курский гос. пед ун-т Курск, 1999. -22 с.
  162. Педагогическая энциклопедия. -М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. 608 с.
  163. Перспективы развития системы непрерывного образования. /Под ред. Б. С. Гершунского.-М.: Педагогика, 1990.- 221 с.
  164. М.К. Язык, знак, культура. -М.: МГУ, 1991 .-176 с.
  165. JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во МГУ, 1989. -113 с.
  166. А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону: Политиздат, 1980. -463 с.
  167. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Просвещение, 1982.-162 с.
  168. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
  169. А.Н. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1973.-355 с.
  170. А.И., Воробьев Г. В. Методы педагогических исследований. М.: Педагогика. 1979. — 225 с.
  171. К.К. Об изучении психологии учащегося. М.: Профтехиздат, 1961. — 143 с.
  172. А.И. Индивидуализация при обучении иностранных студентов лексике русского языка: Автореф. дисс.. канд. пед. наук, М., 1996.-22 с.
  173. И.П. Педагогика: новый курс: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. М.: Владос, 2001. — кн. 2: Процесс воспитания. -256 с.
  174. Полан Франсуа. Воля (Исследование воли как психического являения): пер. с франц. СПб.: тип. Б. Безобразов и К, 1907. — 193 с.
  175. Полан Франсуа. Физиология ума: пер. с франц. М.: тип. М. В. Клокина, 1896.-144 с.
  176. Т. А. Социально-эстетическая функция искусства в познавательной деятельности. Киев: Наук думка, 1980. -154 с.
  177. Г. С. Собирание себя. Курс лекций. М.: ЛИА «ДОК», 1993. -244 с.
  178. Н.Ю. Формирование культуры межличностных отношений в процессе учебного взаимодействия учителя и ученика: Дисс.. канд. пед. наук/ Челяб. Гос. ун-т Челябинск, 1998. — 178 с.
  179. Л.С. Человеческая индивидуальность как социокультурная ценность: Дисс.. канд. пед. наук/ Екат. гос. ун-т.- Екатеринбург, 1994. -179 с.
  180. А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976, — с. 174−214, 253−258, 299−308.
  181. Н.Н. Развитие эстетической культуры учителя в системе повышения квалификации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук/ Инс-т повышения квалификации и переподготовки раб. образования, М., 1997. -18 с.
  182. Проблема способностей и вопросы психологической теории. // Вопросы психологии. 1960. -№ 3 — С. 3−14.
  183. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 424 с.
  184. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  185. Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика Пресс, 1998. — с. 134.
  186. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 1975. — 184 с.
  187. Е.С. К вопросу индивидуализации обучения иностранному языку в школе.: В кн. Вопросы совершенствования процесса обучения в средней школе. Вып. 2. Горький., ГГПИ. — 1977. — С. 63−72.
  188. К.З. Искусство экрана: проблемы выразительности. — М.: Искусство, 1982.-28 с.
  189. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М.: Политиздат, 1984.-141 с.
  190. И.И. Философские основы теории индивидуальности. — Л.: ЛГУ, 1973.- 176 с.
  191. Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  192. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  193. С.Л. Проблемы общей психологии. Изд-е 2-е, М.: Педагогика, 1976. -414 с.
  194. С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности.//Вопросы психологии//- 1957. № 3 -С. 30−46 с.
  195. В.Н. Нравственная жизнь человека: искания, позиция, поступки. -М.: Мысль, 1982. — 295 с.
  196. . Общество и образование. М., 1989. — 97 с.
  197. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. В.: Истоки, 1996. -238 с.
  198. В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987.- 174 с.
  199. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам, М.: Высш. шк., Амскорт Интернэшнл, 1991. — 305 с.
  200. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. обр., — 1988.-255 с.
  201. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JI.- Изд-во ЛГУ, 1990.-360 с.
  202. Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в ВУЗе: Автореф. диссс. канд. психол. наук/МГУ, М., 1982. — 15 с.
  203. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: АПН, 1958. — 214 с.
  204. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 388 с.
  205. Л.И. Мотивация и детерминация успеха в изучении иностранного языка: Новые подходы к старым проблемам//Филология: Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1996. — С. 138−142.
  206. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. — 228 с.
  207. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  208. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  209. Н.Ф. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. -М.: Изд-во МГУ, 1991.-191 с.
  210. Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления.// Советская педагогика. 1967. № 1 — С. 28−32.
  211. .М. Избранные труды: в 2 т. Т.2 М.: Педагогика, 1985−360 с.
  212. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-535 с.
  213. .М. Типологические свойства НС и их изучение. //Психология индивидуальных различий. М.: МГУ, 1982.- 318с.
  214. Толковый словарь русского языка. М.: Сов. энцикл., 1982. — 800 с.
  215. А.В. Становление и реализация идей педагогики индивидуальности в системе высшего образования: Дисс.. канд. пед. наук/ -Калининград. 2001. 187 с.
  216. В.П. Теория ценностей в марксизме. JL: Ленинг. Университет, 1968. — 124 с.
  217. Д.Н. Общее учение об установке.//Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов./Сост. В. В. Мироненко: Под ред. А. В. Петровского, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1978.-е. 101−108.
  218. Унт Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. 180 с.
  219. Н.И. Индивидуальный подход в процессе формирования ценностных ориентаций учащихся общеобразовательной школы: Дисс.. канд. пед. наук/ Курган. Гос пед. ин-т Курган, 1998. — 191 с.
  220. К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т. 5 — М.: Педагогика, 1988. 528 с.
  221. К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т., Т 2- М.: Педагогика, 1988.-322 с.
  222. К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. т. 3. — с. 25−56, т. 10.-е. 582−620.-М-Л.: 1948−1952.
  223. А.Н. Развитие культурологической компетенции студентов университета в процессе изучения иностранного языка: Дисс.. канд. пед. наук/Челябинский гос. ун-т-Челябинск, 2001. 194 с.
  224. Д.И. Психология развивающейся личности. -М.: Воронеж, инс-т практ. психологии: МОДЭК, 1996. 512 с.
  225. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1988. -813 с.
  226. А.Е. Культурология в системе образования //Высшее образование в России. 1996 — № 4. — С. 39−45.
  227. С. Избранные педагогические сочинения. Перевод с французского. М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
  228. JT.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  229. Д.А., Сафина Б. А. Опыт интенсивного обучения иностранным языкам студентов неязыковых факультетов Казанского государственного университета//Интенсивные формы обучения иностранным языкам. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. С. 18−32.
  230. Хейзина Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня./Перевод с нидер. -М.: Прогресс, 1992. 458 с.
  231. И.М. О дифференцированном обучении на уроках. Омск: Зап.-Сибирское кн. изд., 1973. — 156 с.
  232. ЧередовИ.Н. Организация учебного процесса в школе. Омск.: Кн. изд-во, 1995. — 96 с.
  233. Чучин-Русов А. Е. Природа культуры/Юбщественные науки и современность.- 1995. № 6. — С. 17−21.
  234. К.А. Философия и воспитание. — М.: Политиздат, 1989. — 208 с.
  235. А.И. Дифференцированный подход к подросткам в процессе нравственного воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ МГПИ.-М., 1973.-31 с.
  236. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-238 с.
  237. JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. /Под ред. И. В. Рахманова. 2-е изд. М.: Педагогика, 1971. -112 с.
  238. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  239. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 171.-351 с.
  240. Д.Б. Избранные психологические трудыЛТод ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко Авт. вступит, ст. и коммент. В. В. Давыдов.- АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  241. Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения, (сб. науч. тр.).: НИИ Общ. Пед. АПН СССР, 1980. 166 с.
  242. Юнг К. Г. Проблема души современного человека. Архетип и символ. -М.: Мысль, 1991.-с. 210−217.
  243. JI.A. Изучение языка. Опыт лингвистического анализа//Методика преподавания иностранного языка за рубежом. Вып. 2. — М.: Прогресс, 1985.-455 с.
  244. М.П. Почему надо воспитывать чувства детей. М.: Просвещение, 1964. — 75 с.
  245. М.П. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317с.
  246. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Афина, 1997.- 109 с.
  247. И.М. Реализация индивидуального подхода к учащимся как одного из условий дидактической игры: Дисс.. канд. пед. наук/ Курганский гос. пед. ин-т. Курган, 2000. — 194 с.
  248. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. Princeton: New Jersey, 1965.- p. 240−314.
  249. Byram M. Cultural studies in foreign language education. Cleve don: Multilingual Matters Ltd., 1989. 165 p.
  250. Byram M. Teaching-and-learning language-and-culture.- Cleve don: Multilingual Matters Ltd., 1994. 219 p.
  251. Culture bound: Bringing the cultural gap in language teaching/ Ed. by J. M. Valdes. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 222 p.
  252. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences.- New York: Basic books, 1983. 254 p.
  253. Hells R. Teaching, Learning and Education. London: Groom Helm, 1986. -10 p.
  254. Kramsch C. Context and culture in language teaching.- Oxford: Oxford University Press, 1994. 295 p.
  255. Language learning in Europe: the challenge of diversity/ Council of Europe: Report of the modern languages Project № 12. — Strasbourg: Council of Europe Press, — 1994. — 179 p.
  256. Larsen-Freeman D. Techniques and principles in language teaching.-Oxford: Oxford University Press, 1986. 142 p.
  257. Robinson G. Issues in second language and cross-cultural education: The forest through trees. Boston: McGraw-Hill, 1981. — 122 p.
  258. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80'S, — Columbus, Ohio, 1983. 346 p.
  259. Shennan M. Teaching about Europe. L.: СASSELL, 1991. — 281 p.
  260. Stevick E.W. Success with foreign languages: Seven who achieved it and what worked for them.- Cambridge: Cambridge University Press, 1989. 157 p.
  261. UNESCO Final Document. European seminar of the Linguapax Project. Teaching of foreign languages and literature for better international understanding and cooperation/ Peace through languages./Ed. by A. Raash .-Saarbrucken, 1991.-p. 173−204.
Заполнить форму текущей работой